UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ОБЪЕКТИВНО» ЕЩЕ НЕ ЗНАЧИТ «ПРАВИЛЬНО»

Еще с тех пор, когда я работал корреспондентом газеты «Радянська освіта», у меня осталась привычка читать сочинения выпускников...

Автор: Ярослав Минко

Еще с тех пор, когда я работал корреспондентом газеты «Радянська освіта», у меня осталась привычка читать сочинения выпускников. Они интересуют меня потому, что их пишут люди одной ногой уже стоящие вне школы. Во-первых, это сочинения грамотных людей, во-вторых, можно если не понять, то предположить, угадать по некоторым деталям, что думает молодой человек, чем дышит, его желания и даже степень гражданственности. В какой-то мере сочинения выпускников свидетельствуют об узости или широте не только преподавателя языка и литературы, но и вообще педагогов школы.

Буквально на днях я перечитал сочинения выпускников двух киевских школ - гимназии имени Т.Шевченко и школы-лицея №48. Ученикам были предложены пять тем: «Я б побажав тобі когось отак любити, як я тебе люблю...» (Василь Симоненко), «Втілення в образі Mapyci Чурай моральної краси i таланту українського народу за одноіменним романом Ліни Костенко», «Mpії Тараса Шевченка про майбутнє України», «Роль пісні в п'єсі I.П.Котляревського «Наталка Полтавка» i «Співзвучність поезії І.Я.Франка з народно-пісенною творчістю».

Казалось бы, темы как темы, но сразу обращает на себя внимание то, что все они связаны с поэтическим творчеством. По мнению всех учителей, с которыми мне приходилось беседовать, подобная односторонность очень суживает выбор, потому что не все ученики предпочитают поэзию, многие с удовольствием писали бы сочинение по произведениям украинской прозы, особенно юноши. Нo наиболее они были огорчены тем, что отсутствовала свободная тема.

По опыту прочтения сочинений прошлых лет знаю, как много интересного о себе, о школе, о стране пишут выпускники именно в свободной теме. Мне могут возразить, что сочинения пишутся для оценки знаний, а не для чьего-то удовольствия. А удовлетворение самого выпускника писать то, что он думает, стоит внимания или нет?

Мне кажется, большинство предложенных тем годятся для контрольных работ, а не для выпускных экзаменов. Не надо доказывать, что выпускной экзамен - оценка не только знаний, но и уровня воспитательной работы педагогов, как они научили учеников самостоятельно мыслить. К сожалению, предложенные темы дают очень мало возможностей для самовыявления личности испытуемого и, судя по всему, на это, как всегда, меньше всего обращается внимания. Вce сочинения, за исключением двух-трех, лишены даже намека на личное мнение, но это не вина выпускников и даже не учителей, а несовершенной системы, выразившейся в данном случае ограничением выбора.

Естественно, я счел своим долгом поинтересоваться, как возникли экзаменационные темы, кто их предложил. Все очень объективно, сказали мне в Министерстве образования Украины. Оказывается, компьютеру было предложено 50 тем, из них он выбрал пять. Но объективно вовсе не значит правильно.

Я сомневаюсь в том, что в министерстве не видели однобокости тем, избранных машиной. Непонятно, почему выбор машины восприняли как конечную истину? Компьютеры умны в зависимости от нас. Очевидно, надо уметь пользоваться ими. Во всяком случае, если бы в программу были внесены не отдельные темы, а комплексы из пяти хорошо разработанных разносторонних тем, то мы имели бы совсем другую картину.