UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВАЯ МОДА — НА ЭЛИТНУЮ ШКОЛУ

Зато это будет носиться не один сезон - У нас, - сказала Алиса, - когда долго бежишь со всех ног, непременно попадаешь в другое место...

Автор: Ольга Петрик

Зато это будет носиться не один сезон

- У нас, - сказала Алиса, - когда долго бежишь со всех ног, непременно попадаешь в другое место.

- Какая медлительная страна! - сказала Королева.- Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы остаться на том же месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее.

«Алиса в Зазеркалье»

Говорят, птицу видно по полету. Кто-то покупает «Мерседес» (впрочем, сейчас это уже не модно), кто-то едет отдыхать на Гавайи, кто-то приобретает дорогие вещи, а кто-то отдает своего ребенка в элитную школу. И уж это последнее, наверняка, будет носиться не один сезон. Вопрос в том, желают ли заботливые родители баловать свое чадо или же хотят сделать из него наследника, способного в этой непростой жизни чувствовать себя как рыба в воде. Конечно же, не каждая школа и даже далеко не каждый вуз дадут это.

- Пятизвездочный лицей - это моя мечта, - признался автор и организатор частного лицея «Гранд» Владимир Спиваковский на состоявшемся на прошедшей неделе «круглом столе», посвященном проблемам развития частного образования.

Года два назад такая дискуссия не могла состояться. Сейчас, когда спрос на частное образование в Украине возрос - а на спрос предложение всегда найдется, - существуют уже 69 разнообразных фирм, получивших лицензию на образовательную деятельность.

- Наше отношение к негосударственной форме образования - всяческое содействие… Это оазисы, которые могли бы аккумулировать творческую преподавательскую мысль, - отметил во вступительном слове начальник Главного управления образования г. Киева Борис Жебровский.

«Оазисы» выглядят соответствующе наряду с более чем скромными государственными школами. Лицей «Гранд» (где и проходил «круглый стол») оставляет яркое впечатление. Особенно на фоне внезапно всплывших воспоминаний о собственном учебном периоде в стенах тускло-серой школы, где главным девизом было коллективно-коммунарское: «Не высовывайся!». Здесь же стенды украшают не культмассовые стенгазеты, а надписи вроде: «Хочешь свободы - подумай об ответственности», «Цель образования - не знания, а действия», «Осуждают то, чего не понимают», «Лучший способ предвидеть будущее - внедрять его сейчас» и др. Сии изречения помогают сориентироваться творческой обстановке лицея, серьезно отнестись к будущему не только лицеистам, но и их родителям. На внутренней стороне входных дверей можно прочесть: «А теперь иди и украшай мир!», что несомненно должно внушить каждому, переступившему порог, чувство гордости и ответственности за свое образование. А снаружи - и того веселее: крутится на все стороны вылепленная детьми сказочная Курочка Ряба и… кукарекает. Рядом золотые яйца - и с каждого выглядывает по этакому лицеистику, символизирующему то ли художника, то ли музыканта, то ли ученого...

Небезынтересно и то, что лицей «Гранд» находится на том самом месте, где когда-то стояла неприглядная, более того, аварийная постройка. Ее-то и взяла в долгосрочную аренду образовательная корпорация «Гранд». Теперь это капитально отремонтированное и оборудованное, буквально сверкающее, особенно изнутри, здание. Лицей предстал глазам изумленной общественности, что называется, на высшем уровне. Побывав в его помещениях, раздевалках, актовом и спортивном залах, не говоря уже о лингафонном, мультимедийном и музыкальном классах, подумалось, что, должно быть, лицей действительно стоит тех немалых денег ($6600 в год), которые вкладывают в него родители учащихся. Кстати, «Гранд» не самый дорогой частный лицей в столице Украины, и в этом ценовом рейтинге он занимает только третье место. И уж, уверяет его руководитель, стоимость образования здесь в три раза ниже, чем на Западе (хотя это последнее сравнение, в силу всем известных обстоятельств, нельзя считать вполне корректным).

Вековые традиции благородного воспитания требуют знания языков, поэтому, наряду с украинским и русским, с первого класса преподается английский и японский, с пятого добавляется немецкий, а с седьмого - французский. Многочисленные факультативы нацелены на развитие целеустремленности, красноречия и обаяния, чувства меры и вкуса, обучение музыке, достижения в физическом развитии и спорте (плавание, теннис, шахматы, восточные единоборства). В классах - по 16 учеников. О прочих прелестях из жизни лицеистов говорить здесь не станем.

По окончании учебы каждый сдавший выпускные экзамены лицеист получает государственный аттестат зрелости и международный сертификат. Впереди его ждут поддержка при поступлении в вузы, с которыми уже сейчас заключаются договора о том, чтобы выпускные экзамены в лицее считались также вступительными, европейское образование.

- Мы выращиваем ребенка так же, как выращивают сортовую яблоню в ботаническом саду, - говорит В.Спиваковский.

Со дня основания лицея число учащихся в нем возросло с 15 до 132. Величина расходов на содержание школы увеличилась с $1800 в 1990 году до $790 000 в 1996 году, то есть в 450 раз. Спонсор - образовательная корпорация «Гранд», занимаясь издательской деятельностью (книги, тетради и пр.), за восемь лет инвестировала в лицей более $1 млн. Число бесплатно и льготно обучающихся лицеистов увеличилось с 3 до 25. Последнее немаловажно. Ведь таланты имеют обыкновение произрастать и в бедных семьях из глубинки.

- Мало родиться гением - надо еще попасть в благоприятную атмосферу. Мир бы так и не узнал ничего о Ломоносове, останься он в своих Холмогорах, - считает В.Спиваковский.

- А куда деваются победители наших олимпиад? - в свою очередь задает риторический вопрос Б.Жебровский. - В Японии, чтобы только отыскать талантливых детей, тратятся громадные деньги.

И все же жизнь частного лицея нельзя назвать беспроблемной. Дают о себе знать недоработки в законодательной базе. Возьмем хотя бы такой факт. Образовательная корпорация «Гранд» арендовала помещение, но землю, находящуюся тут же, под ногами, - нельзя. Посадила розы - приехал бульдозер и сравнял все с землей. Кое-какие структуры наверняка питают, с одной стороны, полное равнодушие к проблемам модернизации образования, с другой - зависть к чужим наработкам.

- В связи с высокой арендной платой у нас ухудшается уровень материально-технической базы. Государство не помогает - оно загоняет нас в угол! - считает, в частности, директор финансово-правового лицея Ю.Омельченко.

Как бы там ни было, представляется, что трудности не остановят волну создания частных образовательных учреждений. Процесс пошел, как говорится. Это понимают и в государственных образовательных структурах, в последнее время в отношениях между ними и частным сектором образования наблюдается потепление. По мнению господина Жебровского, «в образовании должна быть не столько альтернативность, сколько вариативность».