«Дзвіночки» — знатные огородники, с удовольствием помогают взрослым ухаживать за клубникой, поливать огурцы и помидоры. «Росинки» не понаслышке знают, что такое психогимнастика с элементами театра, и умеют перевоплощаться в лисичек, зайчиков и медвежат. «Монтессорчики» с трех лет начинают работать на компьютере. К слову, весьма успешно. В распоряжении малышей из детсада №704 (его посещают ребята, имеющие проблемы со зрением) — круглосуточно работающий бассейн и масса уникальных лечебно-восстановительных тренажеров. Результат — треть воспитанников этого дошкольного учебного заведения идут в первый класс со стопроцентным зрением, 80% — с заметным улучшением.
Безусловно, гораздо больше о киевских дошкольных учебных заведениях с «изюминкой» могут рассказать участники первой городской научно-практической конференции «Современные пятилетние дети: особенности развития». Ведь в ее работе приняли участие около тысячи руководителей и воспитателей столичных детсадов плюс свыше ста научных консультантов — медиков, преподавателей и ученых АПН Украины. Впрочем, их главной целью было не только обменяться опытом и поближе познакомиться с 53 дошкольными заведениями Киева, где в первые два дня форума развернулись творческие мастерские. Но и попытаться профессионально поговорить о проблемах пятилетних детей, с недавних пор «переквалифицировавшихся» в старших детсадовцев.
Что же нужно сделать нам, взрослым, дабы нынешние дошколята росли здоровыми и счастливыми? Если исходить из сказанного некоторыми участниками конференции, то очень много, в том числе предлагалось немало весьма дорогостоящих, следовательно, малореальных проектов. Конечно, никто не спорит: здорово, если бы каждый садик имел свою спортплощадку, спортзал, бассейн, кроме воспитательниц и нянечек, — массажиста, психолога, хореографа… Безусловно, более чем актуальный вопрос — производство мебели, предназначенной специально для мальчишек и девчонок дошкольного возраста, массовая организация школ для родителей, где бы мам-пап обучали, как вырастить здорового ребенка… Все это, к сожалению, пока еще не обросло плотью в дне сегодняшнем и не известно, станет ли реальностью в дне завтрашнем. Но, несомненно, стремиться к этому надо.
А вот прозвучавшие далее рекомендации, как минимум, озадачили. Например, «воспитателям необходимо обеспечить физическое и интеллектуальное развитие детей» (а разве это не является их прямыми обязанностями?), или — «практическим психологам содействовать обеспечению психологического и физического здоровья детей» (сегодня они, по-видимому, занимаются прямо противоположным?). Ну, и совсем уж огорошило: «преподавателям физической культуры следует знать физиологию и анатомию детей». Разве это не сродни тому, чтобы первым делом требовать, скажем, от журналиста знание алфавита?!. А если нынешние детсадовские физкультурники не владеют даже азами своей профессии (иначе зачем было озвучивать на солидном форуме подобные предложения?), разве их можно подпускать к детям?
Наряду с такими вот несуразностями многие выступления участников конференции на заключительном пленарном заседании были весьма дельными. В частности, медики говорили о том, что в пятилетнем возрасте иммунная система ребенка подвергается сильнейшей трансформации, полностью изменяется формула крови маленького человека. Пятилетки массово болеют ОРЗ и подхватывают различные инфекции. Именно на этот период приходится пик детской заболеваемости корью, паротитом, гепатитом и т.д. В то же время девочки и мальчики практически не знают, что такое ревматизм, но многие уже страдают сердечными недугами, возникшими вследствие перенесенных инфекционных заболеваний. Следовательно, необходимо пересмотреть и перепланировать календарь профилактических прививок, поскольку ребята этого возраста совсем иначе реагируют на внешние раздражители.
Медики, участвовавшие в конференции, не преминули подчеркнуть: в целом из года в год здоровье наших дошколят становится все хуже и хуже. Так, с 2003 по 2004 гг. заболеваемость только нервными недугами возросла на 25%. В том числе и из-за интенсификации учебной нагрузки. Ведь в связи с переходом на 12-летнее обучение в школе, массовую «мобилизацию» в первые классы шестилеток некоторые воспитатели стремятся максимально активно приучать старших дошколят к парте.
Сегодняшние пятилетние дети стали меньше играть. К такому выводу пришли сотрудники кафедры теории и методики дошкольного образования Киевского педуниверситета им. Б.Гринченко. Причина все та же — основное место в их воспитании заняла учеба. А ведь сюжетно-ролевая игра для ребят этого возраста очень важна — именно она учит малышей общаться, социализирует их. Практически отсутствуют не менее важные профессиональные игры. Они есть, но совсем не такие, как раньше: если лет десять-пятнадцать назад детсадовцы с удовольствием играли в школу, то сегодня — в коммерсантов…
Вообще система дошкольного воспитания построена не совсем правильно, убеждены психологи, выступавшие на форуме. Ведь ребенок — не взрослый человек, который сначала думает, а потом действует. У юных граждан все происходит с точностью до наоборот. Мы же строим взаимоотношения с малышами, исходя из своей, взрослой системы координат. В результате жестко ломаем детскую природу. Кроме того, воспитатели и родители во многом перебрали на себя функцию учителей. Таким образом, информационное поле вокруг ребенка становится шире, а поле, которое должно защищать его, давать возможность расслабиться, успокоиться, сосредоточиться, все больше сужается.
У специалистов разные мнения относительно оптимального возраста для начала знакомства ребят с компьютером. Так, заместитель директора Института гигиены и медицинской экологии им. А.Марзеева АМН Украины, доктор медицинских наук Надежда Полька сказала, что не является сторонником «компьютеризации» дошколят. Ее аргументы — при работе на ПК очень напрягаются глаза и нервная система. В период же интенсивного роста именно они особо чувствительны к любым перегрузкам. Игры пятилеток должны быть в основном активными. Несколько иное мнение у начальника ГУОН г.Киева Бориса Жебровского. По его словам, компьютеризация столичных детсадов сегодня — лишь проект, реализуемый в десяти дошкольных заведениях, а не массовое явление. Но в любом случае, хотим мы того или не, многие мальчишки и девчонки знакомятся с ПК задолго до школы — уже сейчас 20% столичных семей, где есть ребята пятилетнего возраста, имеют дома компьютеры. Поэтому наша цель, вполне резонно заметил Борис Михайлович, — максимально упорядочить процесс общения дошколят с компьютером, в том числе вооружив родителей необходимыми знаниями.
Зато никаких разночтений не возникло при обсуждении темы «шестилетки-первоклассники». Эмоциональное выступление кандидата психологических наук Леси Вовчик-Блакытной, убежденной, что шесть лет — не возраст для школьной зрелости, тем более, если речь идет о наших общеобразовательных заведениях, абсолютно не приспособленных для пребывания в них шестилеток, вызвало настоящий шквал одобрительных аплодисментов. Причем, заметьте, аплодировали-то люди, ежедневно работающие с дошколятами и по-настоящему знающие их… И почему к мнению профессионалов-практиков не прислушиваются те, кто, по меткому выражению одной заведующей детсадом, живых детей видел лет двадцать назад, но при этом ничтоже сумняшеся продуцирует судьбоносные решения?..