Главная интрига вступительной кампании-2006 — будут ли вузы засчитывать результаты, полученные абитуриентами по независимому тестированию, и каким образом? В прошлые годы независимые баллы засчитывались «со скрипом». При этом нередко 12 баллов, полученных при независимом тестировании, в институте или университете превращались в 7 или 8 (баллов), в результате чего абитуриент вынужден был сдавать обычный вступительный экзамен.
«Чтобы безоговорочно принимать результаты независимого тестирования, — вполне резонно замечали руководители высших учебных заведений — нужно, чтобы все абитуриенты проходили такое тестирование. Иначе очень сложно сравнить знания тех, кто сдавал экзамен в центре тестирования, и тех, кто в вузе, поскольку вузовские программы, как правило, на 10—15% отличаются от школьных как по содержанию, так и по уровню сложности».
Собственно, подобное отношение к оценке по независимому тестированию бытовало у ректоров вузов еще пару месяцев назад. Но после выхода Правил приема в высшие учебные заведения на 2006 год и, очевидно, проведенной с руководителями вузов «просветительской работы» ситуация изменилась. Сегодня все они — частные, государственные, национальные — готовы отнестись к независимой оценке непредвзято. Хотя, конечно, определенная настороженность присутствует.
— По математике однозначно будем засчитывать, — уверил председатель приемной комиссии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Игорь ПАРАСЮК. — А вот в отношении истории все будет зависеть от того, на какой факультет абитуриент подает заявление и что записано в сертификате, выданном центром тестирования. Потому что в некоторых случаях требуется оценка не по истории вообще, а по истории Украины или всемирной истории.
— В центре тестирования оценки выставляются по 12-балльной системе, а в КНУ, насколько я знаю, по 50-балльной.
— Схема перевода результатов уже существует, хотя самой шкалы еще нет. Не знаем мы, и по какому результату будет выдаваться сертификат в центре — по абсолютному или относительному (в зависимости от результатов других детей в группе). По абсолютному результату ребенок может набрать 30 баллов, а по относительному — 99. По поводу зачисления также существуют свои нюансы. Скажем, если пару человек придут с наивысшими результатами по тестам, то это понятно, а если таких будет человек 100?
Определенную осторожность проявляют и руководители других вузов страны.
— Да, в этом году мы будем засчитывать абитуриентам результаты, полученные при независимом оценивании, — уверяет ректор Волынского государственного университета им. Леси Украинки Игорь КОЦАН. — Но одно тестирование всех проблем не решит. На мой взгляд, необходимо как можно быстрее внедрять в Украине европейский и американский опыт оценивания знаний и приема в высшие учебные заведения. Там набирают первокурсников не только на основе тестов, но и с учетом многих других параметров: какое место по успехам в учебе занимал в классе, способность преодолевать трудности, участие в общественной и волонтерской работе, спортивные достижения, таланты и так далее. Нам также необходимо создавать иные правила приема студентов, более гибкие и дающие больше полномочий приемным комиссиям, потому что в вузы должны попадать не те, кто получил хорошие отметки, а те, кто способен выполнять стандарты высшего образования, существующие в данном вузе. Если этого не сделать, то останутся старые критерии оценки качества знаний.
— Но в таком случае мы тем более не избавимся от коррупции в высших учебных заведениях, ради чего, по большому счету, и внедряется тестирование. Возможно, для борьбы с коррупцией нужно присмотреться к опыту Азербайджана? Там прием в вузы жестко связан с оценкой по независимому тестированию, в результате чего в прошлом году в вуз не смогли поступить даже дети высших чиновников государства.
— Это тупиковый путь. В результате высшее образование смогут получать лишь те, кто имеет возможность нанять репетитора, а школьное образование сведется исключительно к подготовке к тестированию. Нам стоит более внимательно изучать работу вузов, смотреть, с какими знаниями студенты оканчивают тот или иной университет или институт, где устраиваются на работу, сколько зарабатывают и, главное, какая очередь из работодателей стоит за его выпускниками. Не нужно много времени, чтобы убедиться, что подбор кадров в вуз идет необъективный, а студенты слабо подготовлены: такое учебное заведение нужно закрывать либо переводить на другой уровень аккредитации.
Единодушного одобрения министерских планов нет и среди директоров школ.
— Наши дети уже несколько лет пробуют свои силы в независимом тестировании, — рассказала директор Украинского коллежа им. В.Сухомлинского Василина ХАЙРУЛИНА. — Каждому желающему я подписываю разрешение на сдачу экзамена в центре оценивания, а затем полученные результаты тестирования мы зачисляем в качестве выпускного экзамена.
— Как дети воспринимают тестирование?
— Нормально, возможно потому, что мы их готовим, рассказываем, как проходит тестирование, настраиваем психологически. Хотя в принципе я очень боюсь, что тестирование уничтожит все, что было достигнуто в нашей системе образования. Ребенок должен на экзамене показывать знания, а не угадывать ответы.
Мы пошли иным путем. Поскольку коллеж дает детям допрофессиональную подготовку по разным специальностям, то мы стараемся заключать договоры с соответствующими вузами о поступлении в них наших выпускников без вступительных экзаменов. Например, в прошлом году по такому договору с Педагогическим университетом им. М. Драгоманова десяти нашим ученикам выпускной экзамен, который принимали учителя коллежа и преподаватели университета, засчитали как вступительный. Эти ребята учились в педагогическом классе, знакомы с профессией учителя, поэтому вузу выгодно принимать таких студентов. Учатся они хорошо, активно участвуют в общественной жизни, и поэтому в нынешнем году университет вновь заключил с нами договор. Аналогичные договоры мы подписываем и с другими вузами. Например, с торгово-экономическим университетом, куда в прошлом году поступило 19 наших выпускников.
Я вовсе не говорю, что тестирование нам не нужно: в конце концов далеко не у всех детей есть возможность учиться в школах, где готовят к будущей профессии и дают хорошие знания. Но, по моему глубокому убеждению, если будет действовать система таких договоров между школами и вузами, то школа будет заинтересована поддерживать высокий уровень знаний учеников, а не «натаскивать» их на сдачу тестов.
Однако, несмотря на отсутствие полного единодушия, по планам Министерства образования и науки в этом году практически каждый десятый выпускник страны — всего 40 тысяч человек — получит возможность пройти внешнее оценивание, то есть получить независимую и объективную оценку своих знаний. При желании этот результат можно засчитать и на вступительных экзаменах в вузе.
Но учитывая, что сам Украинский центр оценивания качества образования работает чуть больше месяца, а тестирование выпускников нужно проводить уже в мае — до начала вступительных экзаменов в вузах, возникают определенные сомнения: успеют ли сотрудники центра подготовить все необходимое для проведения мероприятия?
— Идет этап внедрения системы внешнего оценивания и формирования инфраструктуры, — рассказывает директор центра Лилия ГРИНЕВИЧ. — Создаются Украинский центр оценивания качества образования, девять его региональных подразделений, обучаются специалисты, закупается оборудование.
— Эти 40 тысяч выпускников будут отбираться по какому-то принципу или процесс будет идти хаотично?
— Каждая область имеет квоты — в зависимости от количества выпускников в школах. Квоты пропорционально распределены по всей стране, в соответствии с ними областные управления образования и науки определят административные районы — сельские и городские, — которые в общей сумме имеют необходимое по квоте количество выпускников. Все они имеют право пройти внешнее оценивание.
— По всем предметам?
— Каждый выпускник может выбрать один или два предмета и пройти по ним внешнее оценивание. В этом году это украинский язык и, по выбору, математика или история.
— Что делать с этими результатами?
— Выпускник может по собственному желанию засчитать его как результат итоговой аттестации (выпускной экзамен) или как вступительное испытание при поступлении в вуз, либо и то и другое. Если его этот результат не устраивает, а это естественно, потому что выпускники не готовились в течение года и для них это новая форма проверки знаний, то он может сдавать обычные экзамены. То есть для выпускников это дополнительный шанс получить хорошие результаты по выпускным-вступительным экзаменам.
— Но только в том случае, если вузы будут признавать результаты внешнего оценивания.
— В правилах приема в вузы четко определено, что все высшие учебные заведения обязаны засчитывать результат внешнего оценивания, если выпускник предъявит сертификат, выданный в центре, и захочет, чтобы этот результат был засчитан. Естественно, возникает методологическая проблема: как сравнить результаты в сертификате с результатами обычных вступительных экзаменов, которые самостоятельно проводят вузы. В сертификате результат выдается по 12-балльной системе оценивания, которая используется во многих высших учебных заведениях, а также в стандартизированной шкале от 100 до 200, которую по формуле можно пересчитать в шкалу оценивания вуза, при условии, что он имеет обработанные данные своих прошлогодних тестирований. Такие вузы могут без всяких проблем засчитать оценку. Кроме того, приемной комиссии будут предоставлены все материалы оценивания: они увидят уровень сложности тестов, кривые распределения результатов и смогут сориентироваться, насколько этот тест и его сложность отвечают тем вступительным экзаменам, которые они проводят сами.
— А если в вузе решат, что хотя по независимому тестированию ребенок получил 11 или 12 баллов, по их мнению, он заслуживает более низкой оценки?
— У нас были случаи в прошлом году, когда некоторые вузы сознательно занижали результаты тестирования. Согласно правилам приема нынешнего года, все вузы обязаны предоставить и согласовать свою шкалу переведения в Украинском центре оценивания качества образования. Более того, с первого дня работы приемной комиссии эта шкала должна быть вывешена рядом с правилами приема, чтобы каждый абитуриент мог видеть, что означает его результат в сертификате именно для этого вуза, и принять осознанное решение — подавать сертификат в приемную комиссию или нет.
— Не возникнет ли ситуация, которой опасались вузы, когда обвиняли центр в том, что он фактически будет набирать для них студентов?
— Центр занимается объективным оцениванием, а отбором абитуриентов — приемная комиссия. Главное, чтобы правила этого отбора были прозрачные и понятные всем. Вуз получает результаты оценивания, но предметы, по которым зачисляет на специальности, он определяет сам. Когда тестирование по определенным предметам станет обязательным, приемные комиссии смогут формировать лицо своего абитуриента, присваивая тем или иным предметам определенные коэффициенты. Но любые коэффициенты, любые правила должны срабатывать одинаково для всех. Тогда это прозрачно и выравнивает возможности людей.
— И когда тестирование станет обязательным?
— Надеюсь, уже в 2007 году. Мы планируем протестировать практически всех абитуриентов — 500 тысяч человек. В начале учебного года выпускники получат информационные материалы и сразу же смогут готовиться к тестированию. Но проходить они его будут в обязательном порядке и выбирать — засчитывать полученные результаты в качестве вступительных или нет — не смогут.
Правда, подготовить внешнее тестирование по всем предметам и в будущем году не получится. И дело не только в ограниченном финансировании, но и в отсутствии соответствующих специалистов по разработке тестов, проведении, интерпретации их результатов, но главное — требуется достаточно времени на разработку и апробацию качественного теста и, соответственно, возможности подготовки к нему. Например, это касается иностранных языков. Поэтому учебные предметы, по которым проводится внешнее тестирование, будут внедряться постепенно. Вообще же, как показывает зарубежный опыт, процесс становления аналогичных систем внешнего оценивания занимает пять лет.
— Одна из главных причин, по которым Украина решила переходить на независимое оценивание знаний учеников, — борьба с коррупцией. Очень многие опасаются, что с введением новой системы количество людей, готовых за деньги так или иначе повлиять на результаты экзаменов, только увеличится.
— В договоре, подписываемом с людьми, имеющими отношение к конфиденциальной информации, будет записано: в случае доказательства, что информация вышла из рук именно этого человека, он должен покрыть материальные убытки. Например, вышла информация о каком-то тесте — все материалы, напечатанные и подготовленные для всей страны, считаются недействительными. Это огромные материальные убытки. Подобный прецедент был в Польше: дело получило широкую огласку, человеку запретили работать в системе образования. Разрабатывается система мониторинга процедур внешнего оценивания — чтобы выявить слабые места. Кроме того, каждый сотрудник получит свой участок работы и не будет знать, чем занимается коллега.
— Тем не менее: можно ли, имея знакомого в центре, получить более высокую оценку?
— Наибольший риск возникает тогда, когда работы раскодируются и фамилии соединяются с результатами. Поэтому очень важен жесткий контроль за этим процессом. Обеспечивается он, в первую очередь, соответствующим программным обеспечением и организацией процесса, когда раскодирование происходит в присутствии комиссии, и все данные тут же фиксируются. В этом случае мы застрахованы от манипуляции результатами. Понятно, что должен быть и общественный контроль, функции которого в центре будут выполнять наблюдательный совет и общественные наблюдатели в пунктах тестирования.
На самом деле проблем с внедрением системы внешнего оценивания намного больше, чем кажется на первый взгляд. Ведь это не просто смена одной формы проведения экзамена на другую — это, по сути, переход на принципиально новую систему оценивания знаний и отношения к полученной оценке.
Кроме того, в развитых странах на систему тестирования работает целая индустрия, так как дело это невероятно трудоемкое и затратное. Скажем, в США существует несколько известных компаний, занимающихся разработкой тестов и непосредственно проведением тестирования. Одна из крупнейших — ETS, созданная в 1947 году — представляет собой небольшое «государство»: изолированная огромная территория с рабочими корпусами и домами для многочисленных «граждан», где существуют внутренние законы и порядки.
Это неудивительно, поскольку тесты, которые они готовят, школьники могут сдавать семь раз в год (по субботам и воскресеньям), и каждый раз — это принципиально новый тест, с совершенно иными заданиями. При этом количество вопросов по тому или иному разделу может доходить до 70 и более, и каждый ученик получает свой, непохожий на соседский, вариант теста. Подобные сложности, по мнению представителей ETS, практически полностью устраняют возможность подсказок или любых других нечестных вариантов при сдаче теста.
Понятно, что такая система достаточно дорогостоящая. Только на зарплату разработчиков тестов требуется в среднем от 70 до 100 тысяч долларов год. А еще необходимы психометристы, специалисты по написанию конкретных заданий, компьютерщики, сотрудники службы безопасности и так далее. Тем не менее сама организация не коммерческая (то есть все заработанные деньги идут исключительно на собственное развитие), а ее услуги доступны любому школьнику: в среднем за сдачу теста нужно заплатить около 50 долларов.
Однако в Украине наиболее остро сегодня стоит не столько проблема финансирования, сколько подготовки кадров.
— Многие категории учителей и детей, — считает начальник главного управления образования и науки Харьковской областной государственной администрации Вадим ЛУНЯЧЕК, — нуждаются в последовательной, систематической подготовке к процедурам тестирования. Сегодня многие из них, особенно в сельской местности, не имеют достаточной информации и, как следствие, психологически не всегда готовы к использованию современных процедур оценивания. В связи с этим в течение предстоящего года необходимо через систему повышения квалификации учителей, преимущественно на базе институтов последипломного педагогического образования, дать базовые знания по оцениванию максимально большему количеству педагогов и руководителей школ. Параллельно должна проводиться работа с родителями и детьми на основе мотивации участия в подобных процедурах.
В Министерстве образования и науки надеются, что за предстоящий до введения обязательного тестирования год нам удастся не только развить инфраструктуру и подготовить нужное количество специалистов для оценивания по трем предметам 500 тысяч человек, но и отработать все необходимые технологии. Верится, конечно, с трудом.
Тем не менее, очень важно, что у нас в принципе начали не только говорить, но и предпринимать определенные шаги по получению детьми объективных оценок их знаний, независимых от знакомств и материального положения родителей. Значит, в обществе, наконец-то, созрела необходимость (пусть еще на неосознанном многими уровне) в квалифицированных кадрах, а не «своих людях», в честном и объективном оценивании своих достижений и перспектив. А это дорогого стоит.