UA / RU
Поддержать ZN.ua

Независимое оценивание: без выдумок и мифов

Пожалуй, в последнее время ни одно событие в нашей жизни не привлекло такого пристального внимани...

Автор: Зина Воевода

Пожалуй, в последнее время ни одно событие в нашей жизни не привлекло такого пристального внимания со стороны общественности, как попытка внедрения экспериментальной программы по введению системы внешнего оценивания знаний школьников.

Почему же это вызывает такой интерес и почему так остро кое-кто из наших сограждан реагирует на введение независимого оценивания? Выяснить это сможет прежде всего человек, который знает образовательную систему изнутри, а не знакомится с ней во время экскурсии по школе, продолжающейся в течение нескольких минут, не по рассказам родственников или знакомых или же по публикациям в периодике. Я как раз и отношусь к людям первого типа — имею два высших педагогических образования, работаю в школе уже свыше пятнадцати лет, к тому же мой сын в этом году заканчивает одиннадцатый класс и поступает в университет. Я не стояла у истоков разработки самой идеи тестирования, не осуществляла ее внедрение в жизнь, лично не знакома с ее инициаторами, разработчиками, реализаторами. Поэтому, полагаю, мои размышления, суждения, оценки самого независимого оценивания могут быть признаны профессиональными, объективными и беспристрастными.

Думаю, что введение системы независимого оценивания знаний, умений и навыков учеников имеет несравнимо больше преимуществ, чем недостатков.

Главной (хотя и не единственной) формой независимого оценивания являются тесты — давно известная и практикуемая форма проверки знаний учащихся. Что касается ее использования, то на сегодняшний день накоплен значительный методический опыт, методическая подготовка учителей по технике использования тестов из года в год улучшается, приобретает определенную системность и совершенствуется. Поэтому говорить, что это для школы нечто непривычное и новое, — сознательно говорить неправду. Тестовые задания имеют существенные преимущества перед другими формами контроля: они высокотехнологические, могут разрабатываться, проводиться и проверяться с использованием компьютерной техники, требуют сравнительно небольших временных ресурсов для проведения и проверки, достаточно несложные в проведении, что дает возможность освободить время для иных видов работы, позволяют учителю динамично определить уровень усвоения учениками нового материала и соответственно скорректировать его. Как сравнительно новая и современная образовательная технология тесты активизируют познавательную деятельность школьников, а самое главное — именно с их помощью процесс проверки учебных достижений учеников становится значительно объективнее и не зависит от субъективного мнения учителя или другого проверяющего. Последнее преимущество тестов над другими формами контроля — наиболее существенное, поскольку и ученики, и их родители, и руководители учебных заведений среди других требований к оцениванию на первое место ставят именно его объективность.

Введение независимого оценивания как общеобязательной формы повлечет за собой колоссальную перестройку в первую очередь всей системы среднего образования — оно даст мощный толчок к переориентации нашей школы с раздувания высоких показателей на борьбу за высокое качество образования. Пока для нас, работников среднего звена образования, главным является все-таки обеспечение высоких оценок, стабильно большого количества медалей, грамот, дипломов, участие и победа наших воспитанников в разнообразных интеллектуально-творческих соревнованиях. Этот подход стал причиной деградации, перерождения, аморализации школы — главным в ней стал показатель, а не результат, и учителя изо всех сил бросились завоевывать показатели, вовсе не заботясь о реальных результатах — обученности, воспитанности и развитости школьников.

В новых условиях непременно должно повыситься качество учебной работы, а также измениться отношение к образованию самих школьников — поставленные в новые условия, когда главным показателем учебы в школе будет считаться конечный результат, засвидетельствованный выполнением тестовых заданий, школьники вынуждены будут постоянно уделять максимум внимания учебе, не полагаясь уже на родительские кошельки, связи и должности, а исключительно на собственные силы, возможности и способности. И тогда на смену поколению инфантильных и избалованных чад, которым все подается в готовом виде и которые самостоятельно не способы сделать даже шага, придет поколение уверенных в себе, сознательных и ответственных личностей, понимающих очевидную истину, — все в их жизни зависит именно от них, от их личностных качеств и интеллектуальных способностей. Рост реальных требований к подготовке ученика в средней школе обусловит рост качества подготовки абитуриентов, улучшит состояние высшего образования и неминуемо приведет к тому, что на учебу в вузы Украины будут приходить самые лучшие выпускники и из их стен будут выходить более квалифицированные специалисты, что в конечном итоге будет содействовать повышению квалифицированности национальных специалистов в разных отраслях. Можно прогнозировать даже, что значительно повысится уровень нашей жизни, улучшится состояние экономики, изменится в лучшую сторону развитие государства и общества.

Учитывая вышеприведенные аргументы можно сказать: введение независимого оценивания — это единственный путь для реального (а не декларативного!) обеспечения равного доступа наших сограждан к качественному образованию, когда каждый, кто имеет соответствующие способности, сможет получить среднее образование, а потом — и высшее, что поможет стать квалифицированным специалистом в определенной сфере жизнедеятельности.

Большим достижением введения независимого оценивания должно стать и нравственное оздоровление украинского общества в целом. Ни для кого не секрет, что вся наша общественно-государственная инфраструктура едва ли не сплошь поражена коррупцией: кажется, уже нет такой ее составной части, где бы осталось то, чего нельзя было бы вынести на продажу и не сделать предметом цинично-наглых торгов. А начинается все именно с образовательной сферы — вырастая в условиях всепродажности, молодое поколение несет ее позорную эстафету дальше, наполняет этими «базарными ценностями» свою жизнь в новых обстоятельствах и этим пагубно влияет на своих преемников.

Наконец, реальная (а не декларативная!) интеграция Украины в европейское сообщество в большой мере будет зависеть от соответствия каждой из составляющих нашей общественной жизни европейским традициям и стандартам, в частности и нашей образовательной системы (любой внимательный аналитик в этом случае скажет: в первую очередь — нашей образовательной системы!). Если мы стремимся интегрироваться в европейское образовательное пространство, то должны перестроить и всю образовательную систему, в частности перейти на независимое оценивание качества образования путем использования внешнего тестирования, ведь это главная особенность этого пространства.

Среди негативов независимого оценивания многие называют устранение из него так называемого человеческого фактора, то есть невозможность учесть при оценке личность тестируемого, его возможности, определенные субъективные моменты. Мне трудно судить, является это позитивом или негативом. Перед нами не просто какие-то абстрактные тестируемые, это наши дети, мы их любим и хотим им добра, нам жаль их нервов, потраченных усилий и утраченных надежд. Но, наверное, бывают случаи, когда во имя любви причиняют боль, когда ради спасения действуют сурово, жестко или даже жестоко. Полагаю, это и есть тот случай: ради самого ребенка, его дальнейшей жизненной успешности следует сейчас повести себя с ним более сурово и требовательно.

Опасным считаю также и другое проявление действия человеческого фактора: для некоторых наших коллег общегосударственный переход к независимому оцениванию будет означать переход к использованию в учебном процессе исключительно тестовых технологий, хотя я и сама неоднократно подчеркивала, что это мероприятие ни в коем случае не должно предусматривать полнейшего свертывания или ослабления интенсивности других видов учебной работы на уроках украинского языка. Я словесник, поэтому буду говорить именно о независимом оценивании по языку: даже само выполнение тестовых заданий, разработанных Украинским центром оценивания качества образования, требует от школьников глубокой языково-речевой подготовки, сориентированности в языковой теории и умения эффективно применять ее в практической деятельности, как и сформированности навыков использовать язык в различных ситуациях общения. Предлагаемая система тестирования предусматривает всестороннее оценивание достижений учеников по украинскому языку, учитывает все направления его изучения в общеобразовательных учебных заведениях, она разрабатывалась с обязательным учетом государственного образовательного стандарта и определенных действующими программами требований к знаниям, умениям и навыкам школьников по украинскому языку. Так что спешить ограничивать школьный курс родного языка одной лишь подготовкой к выполнению тестов — не оправданно.

Трудно также согласиться и с ресурсом времени, выделяемым для проведения оценивания: дети из-за того, что оказались в экстремальных условиях, не слишком хорошо ориентировались в тестовых технологиях, в методике проведения самого независимого оценивания (информационные тетради они получили чересчур поздно, чтобы надлежащим образом обработать их и подготовиться), а также по некоторым другим причинам методического, организационного, психологического и иного характера теряли драгоценное время и не успевали выполнить поставленное задание, хотя могли бы при других обстоятельств и при другом временном ресурсе справиться с ним достаточно легко.

Особенно когда речь идет об оценивании знаний, умений и навыков по языку, следует предлагать задания, которые не содержат сомнительных случаев написания, словоупотребления, построения слова, подбора его грамматической формы, образования синтаксической конструкции и т.п., поскольку наш язык (равно, как в правописании, лексике, так и в морфологии, синтаксисе и пр.) характеризуется вариативностью, неоднозначностью и определенной неупорядоченностью. Так что делать детей заложниками не устоявшихся языковых особенностей нельзя. К счастью, таких досадных недоработок в информационных тетрадях и заданиях независимого оценивания было сравнительно немного. На будущее их следует не просто свести к минимуму, а вообще устранить, что сделать сравнительно несложно. Да и вообще, все названные отрицательные моменты внешнего оценивания устранить при разработке окончательной его модели легко, посему драматизировать его ход — просто бессмысленно. А всем критикам хочется еще раз напомнить: независимое оценивание еще находится в стадии становления, его модель еще только отрабатывается, формируется, шлифуется, поэтому отказываться от него из-за некоторых технических недостатков ни в коем случае не следует.

Что же мешает массовому и стремительному введению независимого оценивания качества образования, почему такими медленными темпами идем к нему, что не позволяет установить его как общеобязательную форму? Попытаемся разобраться.

Да, бесспорно, сама процедура проведения независимого внешнего оценивания знаний учеников еще не отработана в такой степени, чтобы это мероприятие уже с учебного года, который только завершился, стало обязательным и получило статус общегосударственного. Просвещенцам еще предстоит совместными усилиями выработать оптимальные модели проведения тестирования и обезопасить участников от вмешательства в его ход посторонних лиц и фальсификации результатов, разработать и способствовать использованию универсальных и эффективных методик подготовки к выполнению школьниками разных возрастных групп разнообразных по типам и формам тестовых заданий.

Очень часто противники независимого оценивания упрекают его инициаторов в том, что такие важные и серьезные перемены в принципах организации образовательной деятельности требуют взвешенности, продолжительного изучения условий и задач, детальной разработки концепции и отбора форм, которые можно реализовать на практике и т.д. Им возразит сама жизнь: темп нашей жизни значительно увеличился, ускоряются и темпы развития образовательной системы, налаживания образовательной деятельности, внедрения определенных новшеств в образовании. Так, раньше какие-либо изменения могли разрабатываться и готовиться в течение не одного года, даже — десятилетий, сейчас же на это столько времени нет. «Сумасшедшие темпы. Время — не наша собственность», — так характеризует нашу бурную эпоху Л.Костенко. Да, у нас нет слишком много времени на подготовку к переменам. А меняться необходимо, перестраивать уже исчерпавшую и скомпрометировавшую себя систему нужно уже сейчас, поэтому так и спешим.

Трудно понять, почему представители Министерства образования и науки Украины, непосредственно занимающиеся введением тестирования, не осуществляют активную работу по распространению объективной информации о целях и задачах, условиях, методике проведения, а в первую очередь — об особенностях тестирования нынешнего года, ведь в таких вопросах самым главным является своевременное, исчерпывающее и беспристрастное информирование общественности, которое и будет влиять на формирование отношения к тестированию с ее стороны, будет обеспечивать то ли острое неприятие, то ли одобрение и поддержку этого новшества. Да, необходимо как можно больше правдивой информации о независимом оценивании!

Совершенно естественно, при проведении в текущем году тестирования одиннадцатиклассников случались и ошибки организационно-методического характера, однако нам следует непременно учитывать: сама технология проведения тестирования пока имеет экспериментальный характер, отрабатываются только основные ее составляющие, так что отказываться от самой идеи независимого тестирования просто бессмысленно. В других странах, где тестирование уже стало привычным и обычным явлением, его внедрение на начальных этапах тоже сопровождалось определенными трудностями, внедрялось с большими усилиями. Но сейчас оно стало традицией, никого не пугает и ни у кого не вызывает негодования.

На сегодняшний день в вопросах введения независимого оценивания бытует еще слишком много мифов (иногда действительно смешных, а иногда — просто-таки циничных в своей неправдивости). Ангажированная, тесно связанная с определенными политическими и финансовыми кругами пресса пытается подорвать доверие к этой общественно значимой акции, распространяет неправдивую или тенденциозно подобранную информацию о тестировании. Только единичные публикации по этой тематике можно назвать объективными и непредубежденными, квалифицированными и призванными надлежащим образом проинформировать украинскую общественность обо всех особенностях и перспективах тестирования как формы оценивания знаний, умений и навыков школьников. Проанализируйте хотя бы мимоходом эти мифы.

Миф первый приписывает тестированию принцип упрощения содержания учебного материала, усваиваемого учениками, однообразия учебных форм и ограничение школьников в творчестве, в выявлении своего креативного потенциала и учебных возможностей. По утверждению творцов этого мифа, тестирование не учитывает содержательную насыщенность школьных программ и разнообразие форм их усвоения. Саму систему они считают такой, которая способствует деградации интеллекта школьника, игнорирует его индивидуальные возможности и способности, принуждает от широкого проявления учебного потенциала в школе перейти к элементарной ретрансляции полученных знаний во время тестирования, ограничивает образование умением своевременно и правильно надавить на кнопку. Тем не менее каждый, кто хотя бы поверхностно знаком с содержанием заданий, которые предлагались на тестировании, согласится с тем, что они оптимально концентрируют задания разных типов, содержат не только задания закрытой формы (призванные проверить знания, умения и навыки), но и так называемые задания открытой формы, которые проверяют сформированность творческих способностей, умение высказать в связной форме собственные мысли, взгляды, чувства. По распределению времени задания творческого характера не слишком уступают заданию закрытой формы, к тому же сами тесты подобраны так, что они предусматривают не столько проверку теории, сколько умение применять ее на практике. Бесспорно, не имея надлежащей теоретической подготовки, школьник не сможет выполнить тестовое задание, но преимущество именно такой модели оценивания в том, что она и реализует идею практического характера усваиваемых в школе знаний: не выученные в школе правила, определения, понятия являются предметом проверки, а умение их использовать в различных формах практической деятельности. Кто же будет отрицать прогрессивность подобного подхода, важность его для нашего динамичного, чуть ли не сплошь прагматичного времени?

Смехотворным представляется также и миф о несоответствии подобранных для тестирования моделей заданий и их конкретного наполнения в соответствии с действующими программами, по которым осуществляется изучение основ наук в школе. Как учитель-словесник могу ответственно заявить: ни одного задания, которое бы выходило за пределы программы, в тренировочных тетрадях для внешнего оценивания, как и в самих заданиях, предлагавшихся для сертификации, не было. Это тот материал, который ученики усваивали на протяжении всего времени своей учебы в средней школе (с 5 по 9 класс) и повторяли-систематизировали-обобщали в течение последних двух лет учебы (10—11 классы). Тот, кто не верит, сможет убедиться в правдивости сказанного, раскрыв программу или учебник. И если эти задания оказались слишком сложными для школьников, единственный вывод, который можно сделать, — эти школьники не работали по программе или усваивали ее в сокращенном виде.

Нельзя согласиться также и с утверждениями о сложности подобранных для тестирования заданий. У тех, кто упрекает в этом разработчиков тестов, хочется спросить: а какими должны быть по степени сложности задания для человека, стремящегося поступить на учебу в университет? Неужели в стиле «Грицевої шкільної науки» — «а-ба-ба-га-ла-ма-га»? Или в духе советского букваря — «Мама мыла раму»?

Многие из представителей ректората и преподавательского состава вузов не соглашаются с идеей независимого оценивания на том основании, что эта система лишает возможности дифференцировать общий поток тестируемых по принципу соответствия конкретной научной отрасли — для филологов задания по языку и литературе должны быть более сложными, а для технарей — более простыми, и наоборот. Это тоже правда, но далеко не вся — материалы для проведения тестирования подобраны таким образом, что они содержат задания различной степени сложности, с помощью чего будут выявляться школьники с разной степенью подготовки: те, кто покажет высокий уровень знаний, например, по украинскому языку, смогут претендовать на зачисление на филологический факультет или на факультеты гуманитарной специализации; те, кто продемонстрируют более скромные знания по языку, смогут претендовать на зачисление в университеты технического профиля. В конце концов, разработать своеобразную сетку дифференциации результатов внешнего оценивания знаний школьников для отбора в университетах определенной специализации будущих студентов с определенным уровнем подготовленности по профильным предметам — дело сравнительно несложное, его выполнить может обычный методист любого вуза Украины.

В общем, если вспомним процесс внедрения в практику школы любого новшества, то убедимся, что сопровождается он непременно определенным драматизмом. И каким бы яростным не было сопротивление тех, кого качественная эволюция лишит силы, власти и прибылей, все равно — реку не повернуть вспять, деревья не заставить расти корнями вверх, требования самой жизни не проигнорировать. Уверена: независимому оцениванию в Украине — быть!