UA / RU
Поддержать ZN.ua

Независимое тестирование-2015: серпом по некачественному образованию

Что же нового будет во ВНО в 2015-м? Об этом беседуем с директором УЦОКО Игорем Ликарчуком.

Автор: Оксана Онищенко

Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО) начал подготовку к проведению внешнего оценивания-2015. И уже предложил серьезные изменения в процедуры ВНО. Идеи специалистов по тестированию вызвали настоящий ажиотаж - от абсолютной поддержки до полного непринятия. Поскольку бьют по нечестному поступлению и вынуждают задуматься над повышением качества образования.

Что же нового будет во ВНО в 2015-м? Об этом беседуем с директором УЦОКО Игорем Ликарчуком.

- Часть нововведений касается сугубо наших технологических процессов, они не интересны широкому сообществу. Видимыми для людей остаются пять основных новаций. Прежде всего, мы хотим существенно изменить систему определения результатов внешнего оценивания.

Когда внешнее тестирование только вводилось, возник вопрос - а как отсеять явно слабых абитуриентов? Из-за довольно экстремальных условий введения ВНО, отсутствия опыта, желания максимально упростить процедуру тогда было принято решение ввести искусственный порог - 124 балла. Все, кто получил менее 124 баллов, не мог стать студентом. Почему 124, а не 123 или 127, - этого никто не может объяснить и сейчас. Кроме того, 124 балла по математике и 124 по истории Украины или украинскому языку - совершенно разные вещи. Есть еще один нюанс. Предположим, абитуриент - хороший спортсмен. Он поступает на специальность "физическая культура и спорт". Украинский язык сдает на 123,5 балла. Ему путь в университет закрыт. Правильно ли это?

Поэтому мы решили обратиться к практике других стран, где тоже проводятся внешние экзамены, и определять результат, используя хорошо известный в теории педагогических измерений метод Ангоффа. Он состоит в том, что группа экспертов, анализируя каждое задание теста, определяет (оценивает) достоверность правильного ответа на него от минимально подготовленного абитуриента. Экспертные оценки усредняются, а эти средние значения используются для определения критериального порога "сдал/не сдал", или т.н. порогового балла. Для одного предмета он может составлять 25 баллов, для другого - 41. Это и будет тот "порог", с помощью которого будет определяться, сдал абитуриент тест или не сдал. Если он набрал больше порогового количества тестовых баллов - сдал тест, меньше - не сдал.

Для абитуриентов, сдавших тест, тестовые баллы будут переводить в рейтинговые по шкале 100–200 баллов. Т.е. со 100 баллами уже будут принимать документы в университеты. А 124 балла теперь будут почти приличным результатом. Таким образом, мы увеличиваем линейку рейтинговых результатов, по которым абитуриенты будут зачисляться в вузы. Если в предыдущие годы эта линейка определялась по шкале от 124 до 200 баллов (т.е. фактически имела 76-балльную шкалу), то теперь - от 100 до 200 (100-балльную). Еще один плюс: в рейтингировании теперь не будут участвовать те, кто не сдал базовый уровень. Следовательно, у тех, кто сдал тест, возможностей получить высшую рейтинговую оценку становится больше.

- Кто эти эксперты, определяющие судьбу абитуриентов?

- Это будут специалисты высочайшего класса: университетские профессора, учителя и методисты, ученые. В экспертной группе по каждому предмету будут работать около 20 человек. Причем они будут находиться не только в Киеве, но и в каждом нашем региональном центре. Работа комиссий будет организована в онлайн-режиме, чтобы эксперты могли общаться между собой. В день составления тестов, прежде чем бланки с ответами доедут до пунктов проверки, у нас будет определенный комиссией "пороговый балл" - "сдал/не сдал". И сразу же сообщим о нем на портале УЦОКО.

Кстати, если у кого-то есть желание участвовать в работе экспертной комиссии, мы с удовольствием его пригласим. Желающие могут обратиться в региональные центры оценивания качества образования.

- Введение порога "сдал/не сдал" перекроет возможности для каких-либо махинаций при зачислении?

- Я не хочу говорить о каких-то махинациях. Скажу только, что если абитуриент тест не сдал, его результатов в базе данных УЦОКО не будет. А в информационной карточке, которую он сможет распечатать после определения результатов, будет содержаться запись "тест не сдал". С таким документом в приемную комиссию можно не идти. Но если мы вводим такую систему (причем это абсолютно обоснованный подход в контексте теории педагогических измерений), то возникает второй вопрос: а что нам делать с сертификатами прошлых годов? Ведь 124 балла 2014-го со 124-мя баллами 2015-го и далее уже нельзя будет сравнить.

Во избежание этого недоразумения мы предлагаем внести в Условия приема в высшие учебные заведения норму, чтобы, начиная с 2015 г., сертификаты внешнего оценивания, выданные в предыдущие годы, в новой вступительной кампании не учитывать.

- Учет сертификатов прошлых годов всегда воспринимался общественностью неоднозначно. Поскольку балл сертификата рейтинговый, он показывает место абитуриента среди других участников тестирования. Мы ведь не присудим третье место в соревнованиях спортсмену только потому, что в прошлом году в таких соревнованиях он был тоже третьим.

- Да. В 2010 г. тогдашнее руководство МОН внесло пункт об учете сертификатов прошлых годов в Условия приема. Это был один из тех многих абсолютно непрофессиональных шагов, нанесших большой вред системе образования, которые мы будем ощущать многие годы. Иначе говоря, это был дешевый популизм и еще одна лазейка для нечестных работников многих приемных комиссий. Именно они и сегодня оказывают определенное давление с целью сделать невозможным принятие этой нормы.

Между прочим, к принятию решения о сертификатах прошлых лет нас подтолкнули лучшие университеты. Так, в начале вступительной кампании-2014 был весьма обеспокоен наплывом в университет абитуриентов с сертификатами прошлых лет Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, другие учебные заведения. Анализ данных ЕГЭБО свидетельствует, что в целом по стране ежегодно в приемные комиссии приходят свыше 20–23 тыс. тех, кто сдавал ВНО в предыдущие годы. Обратите внимание: это абитуриенты, которые почему-то не стали студентами раньше. Большей частью - далеко не самые лучшие абитуриенты.

Есть еще одна причина, из-за которой нецелесообразно учитывать сертификаты, выданные в предыдущие годы. Программы ВНО по некоторым предметам за восемь лет его проведения изменялись несколько раз. Никогда УЦОКО не продуцировал тесты, которые можно сравнивать между собой. Т.е. сложилась ситуация, которую вряд или можно назвать равным доступом к высшему образованию. Но ведь ВНО вводилось именно с этой целью. Я уже не говорю об абсурдности в другом контексте. Ведь, когда не было ВНО, абитуриент не мог принести в университет результаты вступительных экзаменов, которые он сдавал три–четыре года назад, и просить зачислить эти результаты во время конкурса...

- Какие еще новации вы предлагаете?

- Для того, чтобы обеспечить более качественный отбор студентов, мы хотим предложить университетам тесты двух уровней сложности. В 2015-м они будут введены только по двум предметам: украинскому языку и литературе и математике. Согласитесь, нельзя заданиями одинакового уровня сложности определять уровень знаний по математике у тех, кто, скажем, хочет поступить на механико-математический факультет, и у тех, кто поступает на факультет по подготовке учителей трудового обучения. Может ли быть одинаковым тест по украинскому языку для тех, кто хочет получить высшее филологическое образование, и для абитуриентов, намеренных стать профессиональными спортсменами?

Двухуровневые тесты будут состоять из двух частей: базового и углубленного уровней. В базовую часть будут входить задания, выполнение которых даст возможность проявить достаточный для получения непрофильного высшего образования уровень знаний абитуриента. В углубленную - задания, результаты выполнения которых дадут возможность сделать вывод о наличии у абитуриента знаний для получения профильного филологического или математического высшего образования. Но следует иметь в виду, что задания для тестов обоих уровней не будут выходить за пределы программ ВНО и школьных программ.

- Как абитуриенту узнать, какой уровень теста ему нужно сдавать? Кому он должен сообщить о своем решении относительно выбора теста?

- Во время регистрации на ВНО абитуриенты будут указывать в бланке заявления, какого уровня тест они будут сдавать. Ожидается, что до 1 декабря должны быть опубликованы правила приема в университеты. В них каждый вуз поставит требование - тесты какого уровня по украинскому языку и литературе и математике он будет принимать.

- Абитуриенты, выбравшие тесты разных уровней, будут сдавать ВНО вместе, в одной аудитории?

- С этим мы определимся после завершения регистрации на тестирование. Если желающих сдать тест углубленного уровня окажется много, мы их посадим в отдельную аудиторию, поскольку им понадобится дополнительное время на выполнение заданий. Если таких абитуриентов окажется мало, посадим их вместе со всеми, затем сделаем перерыв, чтобы ушли те, кто сдавал только базовый уровень. И после этого тестирование продолжится.

- Если абитуриент выбрал углубленный уровень, но не смог справиться с заданиями - он получит приговор "не сдал" и ноль баллов?

- За углубленную часть он получит минимум - 100 баллов, при условии прохождения им "порогового балла". Т.е. у него может быть результат 156 балла - за базовую часть и 100 баллов - за углубленную. И с первым, и со вторым результатом он сможет идти в приемную комиссию, подавать документы, участвовать в конкурсе. Но если абитуриент, выбрав тест углубленного уровня, не наберет "пороговый балл" за тест базового уровня, то результатов не получит вообще. Здесь возникает другой вопрос - сколько университетов у нас готовы поставить углубленный тест в перечень вступительных экзаменов. Думаю, их будет крайне мало. Профессор В.Бахрушин из Запорожского университета провел интересное исследование. Он проанализировал по ЕГЭБО результаты прошлогодней вступительной кампании относительно тестирования по физике. Оказалось, что в прошлом году в тех университетах, где физика - профильный предмет, поставили требование принести сертификат по этому предмету с баллом выше 140 лишь два университета. А остальные вузы принимали по профильной физике сертификаты и 140 баллов, и 138, и т.д. Но профессор Бахрушин обнаружил весьма интересный факт: в одном из университетов сертификат по профильному предмету "физика" можно было заменить сертификатом по английскому языку и, кажется, по географии. И зачислили абитуриента, у которого английский язык был 126 баллов, на специальность, где профильной является физика. Поэтому я не уверен, что университеты массово будут требовать углубленный уровень знания профильного предмета. Но это будет тест и для университетов. Абитуриент будет видеть, что университет ставит низкие требования, следовательно, он не является престижным и авторитетным. Поэтому он готов брать слабых студентов. И это свидетельствует о качестве подготовки.

- Правда ли, что школьный выпускной экзамен (государственную итоговую аттестацию, или ГИА) по украинскому языку будут сдавать в форме ВНО?

- Такое решение Министерство образования и науки уже приняло. Соответствующий приказ прошел государственную регистрацию и в ближайшие дни будет опубликован. Хочу напомнить, что похожая практика у нас уже была в 2008–2009 гг. Но в 2015 г. ВНО по украинскому языку и литературе совместно с ГИА будут сдавать все выпускники общеобразовательных школ, а не только те, кто хочет стать студентом. Для ГИА в базовом тесте будут выделены задания только по украинскому языку. Какие эти задания - абитуриент узнает, получив тестовую тетрадь. За выполнение этих заданий он получит оценку по шкале 1–12 баллов. Но эти же задания будут учтены и в результатах выполнения всей базовой части теста.

Хочу подчеркнуть: в 2015-м ГИА в форме ВНО будет проводиться только для выпускников общеобразовательных учебных заведений, которыми является школы, лицеи, коллегиумы, гимназии.

В тесте по математике в 2015 г. заданий для государственной итоговой аттестации не будет. Поэтому за этот тест все абитуриенты, выполнявшие задания базового уровня, получат один результат, а те, кто выполнял задания углубленного уровня, - два.

- Почему ГИА в форме ВНО будет проходить только по одному предмету?

- Я был бы рад сделать хоть по шести. Но есть вопросы финансов, есть вопросы готовности наших школ. Сегодня многие учителя криком кричат: надо было предупредить за год, чтобы мы подготовили детей. Понимаете подход: мы ГОТОВИМ к ГИА, а не организовываем учебный процесс так, чтобы ученики усваивали учебный материал, а ГИА было лишь инструментом проверки уровня усвоения! Но люди, которые серьезно хотят реформировать образование, глубоко убеждены: в следующем году нам надо делать ГИА в таком виде и по математике, и по другим предметам.

- Выпускные экзамены в форме независимого тестирования, которое будет проходить даже не в стенах школы, сделает невозможным "покупку" медалей, высоких баллов аттестата...

- И не только это. Проведя ГИА в форме ВНО, мы фактически осуществим серьезное мониторинговое исследование качества подготовки выпускников школ по украинскому языку. Таких исследований никто и никогда в системе образования Украины еще не проводил. Полученные результаты дадут основания для весьма серьезных управленческих решений.

- Есть еще какие-нибудь нововведения?

- Да. Мы не включили в перечень предметов, по которым проводится внешнее оценивание, мировую литературу и всемирную историю. Причина простая: крайне мало университетов ставят эти предметы в перечень тех, по которым они хотят видеть сертификаты независимого оценивания.

- Оппоненты такой идеи - преимущественно учителя упомянутых предметов. Они считают, что мировая история и литература формируют мировоззрение, общее представление о мировых литературных и исторических процессах. Их должен знать каждый образованный человек. Изъятие упомянутых предметов из перечня ВНО будет означать, что их никто не будет учить.

- Неужели изучать предмет нужно только для того, чтобы сдать независимое внешнее оценивание? Тогда давайте проводить ВНО по всем 23 предметам, которые есть в учебном плане школы.

Сегодня мировая тенденция - это переход к комплексному тесту, который формируется по вопросам из нескольких предметов. Когда-то с таких тестов начинала Киево-Могилянка. Сейчас есть 14 предметов для внешнего оценивания. Надо ли еще измельчать? Но если вернуться к тестам по мировой литературе, то хочу сказать, что лично я не являюсь приверженцем тестов по литературе. Литература - не тот предмет, который можно успешно положить на язык тестовых заданий. Там много субъективного, там человек должен выразить свое отношение к литературному произведению, свое мнение о нем. Можно сдать 40 или 50 тестовых заданий, как, например: когда родился такой-то писатель, какое произведение он написал, в какое платье были одеты дамы из указанного произведения и т.д... Будут ли свидетельствовать правильные ответы на эти вопросы о знании абитуриентом мировой литературы? Ведь литература - это искусство. Тестами можно проверить знания, факты, умение решать задачи и т.п. Но отношение к литературному герою, понимание литературного героя и глубинного содержания произведений, что является главным в изучении литературы, - тестами не проверишь.

Не надо лукавить - по большому счету у нас проблемы с блоком тестирования по украинской литературе.

В целом выбор предметов определяют университеты. Вот когда они к перечню вступительных экзаменов массово включат всемирную историю или мировую литературу, тогда мы будем администрировать соответствующие тесты. На сегодняшний день такого запроса от университетов нет. Кстати, перечень предметов, по которым будет проводиться ВНО, программы оценивания и сущность всех наших новаций мы согласовали с общественными организациями ректоров. Таково требование нового Закона Украины "О высшем образовании".

- Поскольку в нынешнем году ГИА по одному предмету проводится вместе с ВНО, последнее, очевидно, должно начаться, прежде чем выпускники получат аттестаты? Известно ли, когда это будет?

- В нормативных документах определено: ВНО будет проходить в апреле-июле. Точнее даты проведения ВНО назовем после того, как будут определены сроки окончания учебного года в общеобразовательных школах. Они еще не известны: из-за возможных длительных зимних каникул, перенесения учебных дней и т.д. Думаю, такая информация будет обнародована не ранее конца января 2015 г.

- Относительно планов на будущее. Планируете ли ввести тест на способность к обучению? Он может стать замечательной альтернативой сертификатам прошлых лет.

- Действительно, во многих странах мира такой тест практикуется для тех, кто поступает не сразу после школы. Он помогает определить не уровень знаний, а способность учиться.

Тест у нас уже разработан и апробирован еще в 2009-м. Его надо только немного "дотянуть", учитывая сегодняшние реалии. Но университеты должны определиться, на какую специальность они будут требовать этот тест. В 2016 г. мы будем предлагать эти тесты вводить. На фоне всех новаций, которые мы предлагаем в нынешнем году, вводить еще и эту нам трудно.

В целом во время следующей вступительной кампании планируем ввести много нового.

- Будет ли когда-нибудь введено электронное тестирование?

- Это моя розовая мечта. Но для ее реализации необходимы значительные средства. Мы начали переговоры по этому вопросу с компанией "Майкрософт". Но когда сообщили представителям компании масштабы проекта (сколько нам надо рабочих мест) - даже для "Майкрософт" это оказалось многовато. Хотя такие инвестиции выгодны. Со временем они принесут экономию - буквально через два года после введения компьютерного тестирования расходов из государственного бюджета на внешнее оценивание понадобится значительно меньше.