UA / RU
Поддержать ZN.ua

Непоседливые мальчишки: пороть бесполезно

Радуйтесь, невнимательные и беспокойные мальчики с шилом в одном месте. Современная физиология установила, что пороть вас бесполезно...

Радуйтесь, невнимательные и беспокойные мальчики с шилом в одном месте. Современная физиология установила, что пороть вас бесполезно. У мальчиков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью нарушены координация движений, устойчивость и мелкая моторика. Специалисты Поморского государственного университета им. М.Ломоносова считают, что помочь таким детям могут специальные двигательные программы, которые активизируют соответствующие структуры мозга.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — одно из самых распространенных нарушений поведения у нынешних школьников. Основные его симптомы, невнимательность, импульсивность и повышенная активность, часто сопровождаются и другими проблемами, в том числе замедленной двигательной реакцией или низкой точностью движений.

Архангельские ученые обследовали полторы сотни школьников от семи до десяти лет с синдромом и без него. Дети практически не различались по силе, выносливости, ловкости и т. д. Исследователи объясняют это тем, что проверка данных качеств заняла мало времени и мальчики просто не успели ни на что отвлечься. Но физические упражнения, требующие координации движений, гиперактивные школьники выполняют хуже. У них же ученые обнаружили проблемы с движениями пальцев и кистей (мальчики сортировали палочки). Детям со СДВГ труднее поддерживать равновесие.

Архангельские ученые исследовали и внимание детей. В тестах, которые требовали быстрой реакции на слова или изображения, гиперактивные дети делают больше ошибок, а правильный ответ занимает у них больше времени. Ученые считают, что мальчики с СДВГ не преуспели в этих тестах не только из-за дефицита внимания как такового, но и потому, что не испытывали желания хорошо пройти тест.

Итак, архангельские исследователи обнаружили, что у школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью нарушены мелкая моторика (способность манипулировать с мелкими предметами), координация движений, функция поддержания равновесия и, естественно, внимание. В своих наблюдениях они не одиноки. К аналогичным заключениям пришли и многие зарубежные ученые, которые отмечают, что у детей с СДВГ нарушена функция некоторых участков мозга, в том числе мозжечка. Скорее всего, дети с СДВГ не только обладают мозжечком меньшего объема, но и страдают от его функциональной недостаточности, что, возможно, и вызывает нарушенную координацию движений и неустойчивость вертикальной позы.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — дефект нервной системы, поэтому наказывать или уговаривать ребенка бесполезно. Устранить причину заболевания могли бы двигательные программы, которые будут способствовать активации соответствующих структур мозга, развитию прямых и обратных биологических связей в организме и, как следствие, коррекции двигательной и психической функций, что для детей с нарушением внимания и гиперактивностью важнее всего. Но такие программы еще предстоит разработать.