UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нелегко пустить корни в новом грунте

С начала боевых действий с временно оккупированных территорий были эвакуированы 10 научных учреждений и 16 вузов ІІІ–ІV уровней аккредитации. Перемещенные заведения столкнулись с целым рядом проблем.

Автор: Степан Ковалев

С какими проблемами столкнулись вузы-переселенцы

С начала боевых действий с временно оккупированных территорий были эвакуированы 10 научных учреждений и 16 вузов ІІІ–ІV уровней аккредитации. Перемещенные заведения столкнулись с целым рядом проблем. О самых острых вопросах и путях их решения представители эвакуированных вузов рассказывали народным депутатам и чиновникам во время проведения круглого стола "Проблемы деятельности высших учебных заведений, эвакуированных из Донецкой и Луганской областей", состоявшегося в профильном парламентском комитете.

"Мы специально пригласили отдельно ректоров, преподавателей и студентов, чтобы услышать о проблеме со всех сторон", - отметил один из инициаторов круглого стола, народный депутат, доцент ДонНУ Алексей Рябчин.

"Хороший университет - сложный организм с лабораториями, исследовательскими и экспериментальными базами. Можно выкорчевать столетнее дерево и пересадить его в другое место? А если сразу 26 таких непростых деревьев? А нам приходится это делать ", - отметила Лилия Гриневич, глава парламентского комитета по вопросам науки и образования.

Участники круглого стола выделили несколько основных проблем, осложняющих жизнь вузов-переселенцев.

Первая связана с юридическим статусом перемещенных заведений. Лицензии и аккредитация были получены ими еще до начала боевых действий. На подконтрольную украинской власти территорию вузы эвакуировались с другой материальной базой, меньшим составом студентов и преподавателей. Можно ли считать действительными полученные прежде лицензии? И как получить новые? Ведь для этого необходимо выполнить ряд требований по организации учебного процесса, что в сложившейся ситуации не всегда возможно. Очевидно, МОН должно рассмотреть возможность отсрочки подачи документов на аккредитацию специальностей и лицензирования образовательных услуг для вузов, перемещенных с временно оккупированных территорий.

Вторая проблема, с которой столкнулись эвакуированные учреждения, - долговые обязательства, возникшие еще до вынужденного перемещения. Теперь вузам- "переселенцам", находящимся в затруднительном материальном положении, приходится решать их в судебном порядке. И чаще всего такие суды они проигрывают.

Участники круглого стола подчеркнули, что некоторые нормативно-правовые акты делают невозможным решение проблемных вопросов. Так, постановление КМУ"Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета", №65 от 1.03.2014 г. не позволяет использовать университетские средства на восстановление материально-технической базы.

Третья проблема связана с тем, что количество преподавательских ставок, которые имеет высшее учебное заведение, непосредственно зависит от количества студентов. Но в эвакуированных вузах их количество уменьшилось, по сравнению с тем, что было до начала боевых действий на Востоке. К переведенным учебным заведениям нельзя применять "мирные нормативы", их следует пересмотреть.

Четвертая проблема касается вступительной кампании, - не все абитуриенты, проживающие на оккупированных территориях, смогли сдать ВНО. Представители эвакуированных университетов просят чиновников пересмотреть условия поступления и разрешить абитуриентам с временно оккупированных территорий поступать без ВНО, на основе вступительных экзаменов. Студенты же пожаловались на постоянные изменения правил пересечения границы с оккупированными территориями, что создает трудности не только для нынешних студентов, но и для потенциальных абитуриентов.

Участники круглого стола не обошли вниманием и те "вузы", которые работают на неподконтрольной украинской власти территории. По словам первого заместителя министра образования и науки Инны Совсун, документы, выдаваемые этими вузами, "не имеют никакой легитимной силы ни в Украине, ни в Европе, ни даже в России". Некоторые университеты на оккупированной территории уже успели наладить связи с университетами РФ и выдают своим студентам дипломы российских вузов. Министерство ведет переговоры с европейскими коллегами относительно непризнания дипломов этих российских университетов.

Председатель парламентского комитета по вопросам науки и образования Лилия Гриневич назвала четыре основных задачи в связи с обеспечением деятельности эвакуированных учреждений: предоставление элементарных социально-бытовых условий для студентов и преподавателей; сохранение институционной способности вузов; обеспечение эвакуированных университетов оборудованием; создание условий для развития.

По словам Инны Совсун, часть студентов эвакуированных вузов пишут заявления о переведении их в другие университеты. Особенно те, что получают образование по технической специальности: "Потому что уровень образования, который они получают в эвакуированном высшем учебном заведении, не отвечает тому, которого они ожидали, поступая в высшее учебное заведение, когда оно еще находилось в Донецке или Луганске". Ведь, хотя сами университеты выехали, их оборудование и лабораторные базы остались на оккупированных территориях. Заместитель министра заверила, что эвакуированы вузы не останутся без государственной поддержки. Министерство также ведет переговоры с международными донорами относительно решения материально-технических проблем этих учебных заведений, обустройства общежитий, закупки мебели, ремонта.

По мнению Лилии Гриневич, парламент должен принять законопроект об упрощении ввоза и отмене пошлины на оборудование, книги и другие вещи, необходимые для эвакуированных высших учебных заведений. Депутат пообещала, что будет настаивать на срочном рассмотрении этого законопроекта.

Руководители перемещенных вузов подчеркнули необходимость создания межведомственного координационного органа, который занимался бы проблемами таких вузов.

"Мы верим, что когда-нибудь все эвакуированные вузы вернутся домой, и желаем, чтобы они вернулись более сильными", - сказал Алексей Рябчин.