На факультете естественных наук Национального университета «Киево-Могилянская академия» государственную квалификационную комиссию при защите квалификационных работ бакалавров в этом году возглавлял директор Института ботаники Национальной академии наук Украины, академик НАН Украины Константин Меркурьевич Сытник - один из ведущих украинских ученых, воспитавший ученых с мировым именем. В течение трех дней он оценивал доклады студентов: физиков, биологов, экологов. Сразу после защиты Константин Меркурьевич поделился своим видением развития воспитательного и учебного процесса в Киево-Могилянской академии, построения будущего этого заведения, которое он назвал «настоящей академией».
- Весь мир знает, например, что Массачусетский технологический институт, где я в свое время читал лекции, это - уровень, это высокая марка заведения, которая дает его выпускнику высокий старт. Приоритет в Украине должен быть за Киево-Могилянской академией. Не может такое заведение быть посредственным. Я ищу для Киево-Могилянской такие черты, которые бы ее выделяли и которые бы содействовали тому, чтобы она выделялась среди других вузов, имела свое неповторимое лицо, свою особенную марку. Меня поражает оптимизм, с которым академия работает, ее оптимистическая идея.
К тому же, как ученый я убежден, что КМА избрала единственно правильный путь - это настоящая академия, где есть и естествознание, и обществоведение, и гуманитарные науки. А как ученый-биолог считаю, что ее большая заслуга в том, что здесь есть факультет естественных наук, который ставит своей целью воспитание ученого с современными взглядами. Ведь современное естествознание - это осознание и путь человечества к разрешению самых главных глобальных проблем. За четыре года можно так много сделать. И главное - студенты должны почувствовать свою причастность к разрешению самой первой, самой главной на сегодня проблемы - сохранения биосферы, единственного пути выживания человечества.
Ознакомившись с концепцией развития факультета естественных наук, в основу которой положено исследование главнейших характеристик и особенностей живого, я могу сказать, что такое широкое сочетание природоведческих направлений на кафедрах факультета вокруг проблемы «ЖИЗНЬ» себя оправдывает. Цепь - от изучения живого на субмолекулярном и молекулярном уровнях на кафедре биологии, изучения взаимоотношений живого и неживого на кафедре экологии - к оценке реализации физических законов в живой системе на кафедре физики, что реализуются в КМА, по моему мнению, предоставляет возможность сформировать у студентов новое видение проблемы живого и поставить новые вопросы для ее решения биологами и экологами. Можно говорить, что рядом с изучением наиболее современных достижений биологической и физической науки в некоторой степени происходит возврат к широкому философскому подходу в постановке и разрешении проблем живого, от которого отошли современные ученые, углубляясь в узкие проблемы. А это и есть то необходимое единение, только при условии которого возможно дальнейшее развитие наук о живой и неживой природе, понимание глобального эволюционного процесса.
- Какие еще черты должны, на ваш взгляд, быть присущими Киево-Могилянской академии?
- Я ознакомился с учебными планами подготовки бакалавров на факультете естественных наук. Они хорошо сформированы, насыщены необходимыми для формирования специалистов курсами. Однако, по моему мнению, в академии должен быть внедрен обязательно курс риторики. Ведь недаром этот курс был одним из главных в КМА триста лет назад. Сегодня мы должны дать студенту умение публично презентовать свои знания, убедительно отстаивать свою позицию.
- Что требуется от нынешних выпускников вузов?
- Наступило время Украине показывать себя перед всем миром, а следовательно, нам нужно уметь это делать, нам нужно иметь не только хороший язык, нужно воспитать экологов, экономистов, политологов, которые будут работать в международных структурах: в европейских, американских и т. д. А поэтому мы должны воспитать человека, который будет стоять наравне, а еще лучше на голову выше своих коллег при разрешении и обсуждении разнообразных вопросов, ибо сейчас, как никогда, остро встает потребность преодолеть этот раболепный малороссийский комплекс «нижестоимости». А преодолеть его у земляков сможет только человек с новым сознанием, который будет служить примером международного авторитета и в то же время будет работать на Украину. Воспитать такого человека является заданием академии, и его, я убедился, она уже воспитывает.
Во-вторых, академия является небольшим по сравнению с другими заведением, следовательно здесь есть возможности для проведения реформаторских экспериментов, которые потом, в случае успеха, должны стать достоянием всей Украины, ими может заинтересоваться Минобразования, перенести на все государство.
- Сейчас идет дискуссия относительно того, на чем следует сделать акцент: на подготовке хорошего специалиста, либо подготовить грамотного, интеллигентного человека, который, может быть, в области биологии, химии, физики, какой-либо другой фундаментальной науки знать будет меньше, но больше освоит предметов, которые сформируют его личность?
- Я считаю, что в школе нужно в течение одиннадцати лет воспитывать «умеренно» образованного, но интеллигентного, духовно богатого, красивого физически человека. Знание в школе нужно давать на таком уровне, чтобы украинский школьник получил их не меньше, чем в школах Европы. А там, я считаю, их дают не так уж и много. Мы же даем в школе «лишнее» знание физики, химии, математики, биологии, других дисциплин. Я считаю, что их нужно преподавать в меньшем объеме, чем сегодня. Выгодно, я утверждаю это как педагог, как ученый, потом за год наверстать в высшем заведении знания, например по химии, путем преподавания этого предмета от более простого к сложному - от простейших веществ к веществам со сложными молекулами. В то же время в средней школе нужно дать хорошее знание литературы - мировой, украинской, совершенное знание трех языков - украинского, английского и, я считаю искренне, русского, поскольку это - язык международный, как и арабский, китайский, и наиболее близкий нам. Во-вторых - современный выпускник школы должен быть очень воспитанным, физически совершенным человеком, знакомым с достояниями культуры. У нас почему-то не пользуется уважением и надлежащим вниманием физкультура, а это же - культура тела, в конечном итоге в осанке отражена в значительной степени культура личности.
Но главное, путем овладения в школе и в академии такими предметами, как риторика, литература, искусствоведение (музыка, архитектура, изобразительное искусство, театр и кино), история, мифология и др., выпускники должны становиться людьми чистыми, добрыми, контактными и обаятельными, блестящими лекторами и ораторами. В высшей школе, в академии нужно идти дальше, а также формировать специалиста. Люди «просыпаются» в различное время. Один начинает активно потреблять знания в 8-м классе, другой - в 10-м, а кто-то поздно - только в высшей школе. А поэтому студент на первых курсах должен продолжать получать основы знаний, однако пройти их быстро, получая все большую нагрузку.
- Вы встречались со многими студентами академии, а поэтому можете высказать объективное о них суждение.
- Я говорил президенту академии Вячеславу Степановичу Брюховецкому, что в восторге от студентов. И это мое впечатление базируется на достаточном педагогическом опыте. Я преподавал в школе, имел практику - преподавал в Киевском госуниверситете, был заведующим кафедрой в мединституте, читал лекции в Высшей партшколе. И когда в Киево-Могилянской академии я провел первые две вступительные лекции, то был поражен: мыслящие глаза студентов, их абсолютное внимание к лектору, они ловят каждое слово, это уже редко сегодня. В академии я увидел настоящий, неподдельный интерес. Бесспорно, тот отбор, который есть на сегодня, и желание учиться именно в этой академии, по-видимому, и сделали свое дело.
Сегодня нередко раздается пессимистическое - наука погибает, куда мы идем, нет перспективы... Что я скажу? На фоне вот этих разглагольствований о гибели науки и вселенской гибели я еще раз убедился - перспектива есть и еще какая! Мы все преувеличиваем, что у нас все скверно. Дай Бог продержаться 2-3 года, а там появится новая генерация ученых, среди которых, я надеюсь, главное место будет принадлежать выпускникам Киево-Могилянской. Смотря на них, я вижу, что передо мной уже зрелые специалисты, воспитанные, интеллигентные люди. Во время защиты я узнал, что многие из них бывали в западных университетах. И если в дальнейшем наша Киево-Могилянская будет ориентироваться на то, чтобы каждый из ее студентов побывал за границей, хотя бы в одной стране, пожил там, поработал, возможно, на основании обмена, - это уже будет большое дело. Поэтому нужно искать любые пути, чтобы такой обмен происходил, ведь студенты-стажировщики, бесспорно, возвращаются сюда другими - это уже будущие ученые с налаженными связями, с коллегами из разных стран. Это очень важно, для нас особенно! А еще мне бы хотелось отметить усилия академии по созданию библиотеки, настоящей научной библиотеки, поступлениям которой может позавидовать Парламентская и Центральная научная. Ведь здесь есть медицинская, биологическая, экологическая, философская литература издательств многих стран, причем новейшая, которой нет больше нигде в Украине.
- Сюда идут хорошо подготовленные абитуриенты, ведь в КМА и будущим естественникам, и гуманитариям, и экономистам нужно сдавать на все факультеты одни и те же предметы, причем среди профилирующих - украинский и английский языки. А обеспечивается ли такой высокий уровень преподавания в школе, чтобы можно было обнаружить будущий талант? конечно, речь не идет о специализированных школах, их немного…
- Ежегодно в каждом селе, городе растет, как минимум, один талантливый ребенок, будущий выдающийся физик или химик, гуманитарий. Наша задача - обеспечить механизм выявления таких детей, дать им возможность проявить свои таланты, т.е. дать соответствующий уровень знаний. А потом задача - чтобы эти дети пришли в академию.
- Многие студенты НаУКМА прошли обучение в научно-исследовательских институтах и учреждениях Национальной академии наук Украины. Как вы оцениваете такое сотрудничество?
- В самом деле, для меня было приятной неожиданностью то, что студенты академии уже наладили связи с учеными НАН Украины. На защите квалификационных работ у естественников я увидел двух сотрудников Института ботаники НАН Украины. Они - научные руководители двух студентов, которые защищали в этом году работы. Вот вам и есть разрешение проблемы, которую нам все время пытаются навязать, что, мол, успех науки на Западе связан с тем, что там все сконцентрировано в университетах, как будто это панацея. Но ведь в Российской империи 300 лет назад была создана академия, в течение следующих веков сложилась академическая система. Кстати, во многом эту систему создавали выпускники тогдашней Киево-Могилянской академии, которая была ведущим учебным заведением империи и всей Восточной Европы в XVIII веке, и именно они заложили целые направления науки того времени. Украина создала в 1918 г. свою украинскую Академию наук. Она успешно развивалась, дала сеть институтов, которые имели значительные разработки, ученых с мировым именем. Что же теперь делать - разогнать институты и создавать университеты? Для чего ломать то, что уже есть и способно работать? Это нонсенс. К тому же создание материально-технической базы университетов нуждается в большом количестве времени и денег.
Я познакомился с Киево-Могилянской академией и понимаю, что она создавалась с нуля, когда была сумасшедшая инфляция, а Министерство образования уже не способно было обеспечить это заведение необходимым современнейшим оборудованием, однако обидно, что студенты-естественники, показывающие отличную теоретическую подготовку, не обеспечены должным образом приборами.
- Вы знаете, что в академических институтах из-за невыплаты зарплаты сотрудникам стоят запертыми уникальные приборы, на которых, может быть, в том институте уже некому и работать, а они очень нужны для обучения и исследований студентов…
- Институт ботаники предоставляет возможность студентам работать на наших электронных микроскопах. Я думаю, что и физические, и биологические, и химические институты НАН каждый имеет и должен предоставить возможность работать студентам. Нужно, чтобы они работали на молодежь, на подготовку к их будущей деятельности. Я не думаю, что мои коллеги-директора отказали бы на такое обращение. Кроме того, я считаю, что нужно сберечь ядро ученых-преподавателей НАН Украины, которые должны создать общеметодические положения.
Я рад, что мы имеем академию, которая готовит хороших специалистов и которая прилагает все усилия, чтобы со студентами работали лучшие украинские ученые. Но среди светлых голов нации не только ученые, а и артисты, архитекторы, художники, политики. Нынешняя элита нации должна встречаться с элитой будущей. Это нужно, чтобы студенты осознавали свое особое предназначение, успевали перенять у них эстафету, были причастными к их делам, к общедержавной идее.
Киево-Могилянская академия -возрожденное национальное достояние. Она ускоряет вхождение Украины в европейское сообщество. Поэтому хотелось бы, чтобы высшие лица государства относились к ней с большей заинтересованностью, по-государственному.
Я убежден, что уже в недалеком будущем и Сорбонна, и та же Москва будут считать честью пригласить ученых - выпускников академии, а сюда со всех сторон, как и триста пятьдесят лет назад, будут приходить студенты, чтобы получить высокие знания.