Слова о том, что на наших детей обрушивается огромный поток информации, стали уже банальностью. Однако от этого не становится легче ни представителям подрастающего поколения, ни родителям. Очень часто психологи и врачи слышат: «Мой сын - умненький мальчик, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный, плохо запоминает…» И во многих случаях это действительно так. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто «дрейфует» в безбрежном информационном море.
То, что память и внимание детей необходимо развивать, не требует доказательств. Но как это делать? Ответ на данный вопрос (и еще на множество сопредельных) есть у школы эйдетики. Разговор с ее представителем в Украине Евгением Антощуком мы и предлагаем вашему вниманию.
- Евгений Всеволодович, когда родилась эйдетика и что она собой представляет?
- Сам термин возник в конце прошлого века. Немецкие ученые братья Енш и врач Урбанчич установили, что всю информацию дети сперва представляют, а только потом воспроизводят. Этот феномен назвали «эйдетизмом» (разновидность образной памяти). К сожалению, у нас в годы советской власти эйдетику постигла та же участь, что и кибернетику. Она была признана лженаукой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Позже в лаборатории резервных возможностей человека Всесоюзного института физкультуры Игорь Матюгин, в прошлом профессиональный спортсмен, а в настоящее время доктор педагогических наук, начал разрабатывать методику под названием «эйдетика». Сначала это был метод ярких представлений, помогающих спортсменам освоить свою специальность быстрее, чем остальным. Затем появился целый раздел психологии, занимающийся проблемами памяти.
- Объясните, пожалуйста, в чем секрет эйдетики?
- Дело в том, что секретов нет. Все очень просто: запоминание идет через образ, через измерение его, игру с ним. И самое главное, нельзя ставить перед собой задачу запомнить, иначе ничего не получиться. Нужно видеть, представлять. Ведь что мы обычно говорим, когда чего-то не знаем?
- Не представляю!
- Именно. И в этом случае говорим истинную правду. А раз человек не представляет, то о чем может быть разговор? Вот смотрите. Ребенок пришел в школу. В классе 40 человек. Как вы думаете, все дети одинаковые?
- Конечно, нет. Они по-разному воспринимают информацию, по-разному запоминают, реакция у кого-то лучше, у кого-то хуже…
- А скажите, все они владеют родным языком? Все без исключения. Причем языком очень и очень сложным, со всеми его нюансами и оттенками (неважно, украинский это или русский). А имеют ребятишки обширнейшие знания об окружающем мире? Конечно! Поэтому я никогда не соглашаюсь с утверждением: «Дети разные, по-разному воспитывались, поэтому у них разная информированность». Информированность - это тысячная доля того, что малыш знает ни секунды не изучая. Если бы в вашем песочнике, где вы играли в детстве, находился англичанин, думаете, вам нужно было бы потом учить английский? Вряд ли. Ведь каждый звук, каждое движение и каждый предмет в детстве мы представляли и пытались с ними играть. И таким образом легко и просто запоминали массу вещей.
- Когда же ребенок приходит в школу…
- …ему говорят: «Давай учись». А как учиться, никто не знает. Никто ребенку не объясняет, как нужно запоминать. Почему-то до сих пор он впитывал информацию, как губка, и при этом абсолютно не напрягался. А в школе у него ничего не получается, малыш скатывается на двойки. И все потому, что перед ним ставят задачи, не объясняя, как выполнять.
- А эйдетика объясняет, как следует учиться?
- Объясняет. И не только детям, но и взрослым, и даже старичкам. Дело в том, что, попадая в школу, а затем и всю последующую жизнь мы постоянно пытаемся что-то запоминать. Совершенно не понимая при этом, почему одно откладывается в памяти, а другое нет. Или вот говорят: «У этого мальчика хорошая память на цифры, а эта девочка хорошо запоминает стихотворения». Но нет такой памяти, как математическая, гуманитарная и т. п. Есть память вообще! Предлагаю провести элементарную аналогию с умением вязать. Ведь если мы научились плести шарфы или носки, у нас не стало от этого больше пальцев, не изменились мышцы. Просто нам объяснили, как это делать. То же и с памятью. Нужно уметь ею пользоваться. Нет людей, которые не могут чего-то запомнить. Есть люди, которым не объяснили, как это делается. Школа эйдетики учит, как правильно пользоваться своей памятью - этим замечательным, гениальным инструментом.
- И что в результате?
- Человек, играя, учится представлять информацию и, следовательно, без труда запоминать числа, даты, иностранные слова, имена и лица, стихотворения и тексты, телефоны и т. д. Наш 20-часовой тренинг для взрослых и детей не только развивает память, а и мышление, внимание, воображение, создает прочную базу, которая позволяет эффективно воспроизводить любую информацию.
- Евгений Всеволодович, хотелось бы все-таки понять, как действуют принципы эйдетики на практике. Будьте добры, приведите конкретный пример.
- С удовольствием. Я вам надиктую 13 слов, а вы постарайтесь их запомнить. Итак: площадь, диван, дыня, ручей, чемодан, апельсин, утка, джинсы, головастик, будильник, пылесос, галстук, баклажан. Теперь запишите то, что запомнили.
- Только семь слов…
- Это нормально. Психологи утверждают, что из любого монотонно звучащего потока информации человек выхватывает семь плюс-минус два слова. А вот сейчас перед вами будет стоять совершенно иная задача: ни в коем случае ничего не запоминать - это запрещено. Вот представьте площадь. На площадь выкатили диван (видите, старенький такой, на колесиках?). На диване лежит большая ароматная дыня. В дыне сделали пальцем дырку, а оттуда ручей сока течет, представили? Ручей стекает на клетчатый дорожный чемодан. Когда чемодан открыли, там оказался огромный апельсин. Из апельсина вылезла утка. Утка начала мерять джинсы, ругается: «Я Lee не ношу, подайте мне Wrangler!». А в джинсах - полные карманы головастиков. Посмотрите, ма-а-ленькие такие! Один головастик решил будильником поработать: сидит на часах и хвостиком на кнопку нажимает. К будильнику приделали трубу - получился пылесос. Пылесос засосал галстук. А на галстуке висел баклажан.
Теперь запишите все слова. Сколько получилось?
- Двенадцать.
- Вот видите, вы написали почти все, да еще в том порядке, в котором я диктовал. У меня на занятиях выпускники без запинки повторяют, сохраняя последовательность, до ста двадцати слов. И все потому, что окрашивают их своим воображением, соединяя в смешную, забавную цепочку, в нечто интересное, что потом можно с удовольствием вспомнить. Точно так же и с визуальной информацией. С помощью увлекательных историй вы без труда свяжете между собой несколько десятков различных картинок. Единственное табу школы эйдетики - использовать в своих фантазиях отрицательные образы и эмоции.
Вообще память нашу можно сравнить с кладовой. Вот заходим мы в кладовку, где навалена масса вещей. Что мы вытаскиваем легко и быстро? Наиболее яркое и необычное. Если мы своей фантазией окрашиваем нужную информацию, нам потом безразлично, сколько ее - мы обязательно все запомним. И непременно вытащим в нужный момент из памяти-«кладовки». Ведь сложенные в нее «вещи» - яркие и необычные.
- Евгений Всеволодович, по идее, педагоги должны рвать вас на части, умоляя поделиться столь ценным опытом. Да и любому человеку он бы весьма пригодился.
- Я занимаюсь эйдетикой уже десять лет и очень часто беседую с учителями. И, знаете, наталкиваюсь не то что на отсутствие интереса… Понимаете, внедрение предлагаемых школой эйдетики принципов поставит наших педагогов перед необходимостью кардинальной перестройки всей работы. А вы сами знаете, как это тяжело… Хотя наша методика позволяет школе обучить любого, подчеркиваю любого ребенка. Я не говорю - сделать его отличником. Но грамотным, понятливым он будет непременно. И при этом выйдет в большую жизнь, имея в запасе все требуемые знания. Но… К сожалению, отечественная система образования - сложная и громоздкая машина, сдвинуть с места которую очень непросто.
…Помните у Паустовского в «Далеких годах» учителя география? Он рисовал на доске большую букву «А» и говорил: «Это - Азия». В нее вписывал «А» поменьше: «В Азии - Аравия». Вписывал еще меньше «А»: «В Аравии - город Аден». И самое маленькое «А»: «В Адене сидит англичанин». Таким образом тема урока объяснена за минуту. Потом, конечно, можно ее расширить дополнительной информацией. Главное - у детей уже включились и фантазия, и воображение.
Если учитель пользуется природным умением ребенка представлять, результат будет великолепным. Если он начнет урок со слов: «Представьте себе…», то сразу же даст старт воображению школьников. Разумеется, после этого предложенный им материал должен быть интересным и неформальным.
- В школу эйдетики трудно попасть? Есть ли какие-то ограничения для участников ваших тренингов?
- Да посещать ее могут все, кто угодно. Любой, кому от 7 до 70 лет, может стать слушателем школы эйдетики, кроме психически нездоровых людей. За время двадцатичасового курса у человека не просто улучшатся (как минимум - вдвое) возможности и способы использования памяти. Главное - он овладеет своим воображением. За припоминание ответственна правая сторона мозга - та, в чьем ведении находится фантазия, воображение, творчество и здоровье. Поэтому у человека, овладевающего принципами эйдетики, неизбежно увеличивается творческий потенциал, он по-другому начинает относиться к себе и к окружающему миру. Одним словом, если вам нужны внимание, как у сапера, память, как у разведчика, воображение, как у писателя, добро пожаловать в украинскую школу эйдетики!