Одним из заместителей нового министра образования Сергея Квита будет экс-заместитель Д. Табачника Алексей Днепров. Среди других заместителей (Инны Совсун и Павла Полянского) его представил коллективу министерства С.Квит. Очевидно, это не отвечает ожиданиям полной перезагрузки власти. От нового министра ждут в первую очередь политики, направленной на поддержку автономии учебных заведений, демократизации системы образования, совершенствования системы независимого тестирования (ВНО).
В то же время при Д.Табачнике Алексей Днепров пропагандировал cовершенно противоположные взгляды на развитие образования. Так, на парламентских слушаниях относительно законопроектов о высшем образовании, именно А.Днепров докладывал министерский законопроект, известный в народе как КоСяК. Тот, против которого активно протестовали студенты, выступали эксперты, в частности и вновь назначенный министр образования Сергей Квит. Как известно, этим законопроектом предлагалось сосредоточить в руках министерства все важные административные функции и финансирование учебных заведений, позволить вузам проводить вступительные экзамены, нивелировав таким образом роль ВНО.
Поддерживал А. Днепров и деятельность карательного органа Министерства образования - Государственной инспекции учебных заведений. Выступая на парламентских слушаниях по поводу законопроектов о высшем образовании, экс-заместитель Табачника отмечал, что эта структура проводит "значительную работу по контролю качества высшего образования... Только за последние годы ею проведено более 150 проверок, по результатам которых частично или полностью лишены лицензий
93 высших учебных заведения". О качестве и "объективности" таких проверок много писали СМИ. Избавиться от Госинспекции - такое предложение в числе важных и первоочередных задач нового руководства МОН сформулировали общественные организации на круглом столе с Сергеем Квитом.
Как известно, украинская наука, и особенно университетская, находится в кризисном состоянии. Но это не смущало А. Днепрова, когда он как представитель МОН, не моргнув глазом, излагал парламентариям министерскую версию ситуации: "Создание совместных научных центров, лабораторий, институтов позволило объединить усилия ученых при выполнении научных исследований и разработок, эффективно использовать бюджетные средства, получать весомые научные достижения, положительно влияющие на качество подготовки специалистов, инновационное развитие экономики страны и международное признание украинской науки."
Все прекрасно у нас, по версии О.Днепрова, и в высшем образовании: "министерство находит пути реализации новых подходов к качественной подготовке кадров в соответствии с современными требованиями экономики и европейского пространства высшего образования", - докладывал он с трибуны. В команде Табачника Днепров был не просто заместителем министра, а руководителем аппарата. Согласно ст.10 Закона "О центральных органах исполнительной власти", в его обязанности входила организация исполнения поручений и приказов руководства министерства. Конечно, он не принимал их самостоятельно. Но был хорошо осведомлен о решениях и шагах руководителей образования. И даже сам принимал участие в реализации некоторых.
Так, имя А.Днепрова засветилось в нескольких скандальных историях. Первая - создание электронной Информационной системы управления образованием (ИСУО), в которую школы вносят информацию об учащихся.
Именно А.Днепров подписал письмо МОН "О предоставлении обязательной статистической отчетности общеобразовательными учебными заведениями и региональными управлениями образования". В этом документе руководителям всех учебных заведений и управленцам настоятельно рекомендуют подавать статистическую отчетность "с использованием программного комплекса "Украина. ИСУО Информационная система".
Интересно, что присоединением к информационной системе, приобретением программного обеспечения и обслуживанием занимается частная фирма. И именно ей школы были вынуждены платить за все услуги. Конечно, из собственного кармана (а точнее, из кармана родителей). И именно на сервер этой частной структуры попадали персональные данные учеников. По поводу законности присоединения школ к ИСУО председатель парламентского комитета по вопросам науки и образования Лилия Гриневич в свое время обращалась в прокуратуру. Но дело так и заглохло. Очевидно, что эти документы, как и другие приказы и письма МОН, нуждаются в детальном изучении соответствующими органами.
Вторая дурно пахнущая история - именно О.Днепров подписал нашумевшее распоряжение Министерства образования и науки о том, что работники МОН будут получать зарплату платежными карточками и пользоваться текущими счетами ПАО "Дочерний банк Сбербанка России". А сколько еще тайн может открыть аудит министерской документации? Кстати, будет ли сам Днепров принимать в нем участие? Будет ли иметь доступ к документам?
Во время пресс-конференции журналисты спросили Сергея Квита, будет ли проведена люстрация чиновников министерства образования, будут ли освобождены те, кто подписывал сомнительные документы. Министр попросил не употреблять в отрицательном значении слово "чиновник" и пообещал, что в случае выявления фактов нарушений, обратит на это внимание. Понятно, что в новом деле не помешает опыт "ветеранов" (хотя в МОН А.Днепров проработал чуть больше года). Тех, кто поможет все наладить и организовать. Но неужели заместитель Табачника - единственный вариант? Трудно представить, что он кардинально изменит свои взгляды и будет реформировать образование и науку вместе с новым руководством министерства. Можно ли говорить в этом случае о полной перезагрузке?