UA / RU
Поддержать ZN.ua

Не только драить палубу, но и знать, куда плывет корабль

В школе будет больше ВНО.

Автор: Оксана Онищенко

До вступительной кампании еще есть время, но старшеклассники уже начинают готовиться к ВНО.

Кто не побеспокоился летом, к хорошему репетитору уже не попадет - места расхватали еще в августе. Нынешние 10-классники тоже в напряжении - в следующем году они первыми в обязательном порядке будут сдавать математику. А дальше подготовиться 9-классникам: если планы МОН не изменятся, в 2027-м для них выпускные экзамены (государственная итоговая аттестация - ГИА) будут в форме ВНО. И это только начало. Возможно, скоро мы будем иметь целую систему внешнего оценивания.

ВНО всегда находилось в фокусе общественного внимания. Для кого-то это внимание - со знаком плюс, для кого-то - со знаком минус. Недавно на сайте электронных петиций появилась очередная хлипкая петиция с просьбой отменить ВНО. Уже традиционно она не пользуется сумасшедшей популярностью. Буквально на этой неделе парламентский комитет рассматривал законопроект от депутата "Слуги народа" о том, чтобы прописать в законе, что программы ВНО должны отвечать не только стандартам образования (как это записано сейчас), но и образовательным программам (однако это и так есть в регламентирующих документах).

Но как бы там ни было, а ВНО имеет неопровержимый авторитет в обществе как инструмент, который помогает бороться с коррупцией. Однако система внешнего независимого оценивания не стоит на месте. Переосмысливается роль ВНО - теперь оно должно не только служить для борьбы с коррупцией, но и быть инструментом внешних оцениваний. Оцениваний, которые смогут со стороны заглянуть за стены школы и дать объективную информацию о том, как там происходит обучение.

Но ВНО - не единственный инструмент внешнего оценивания, есть еще международные исследования, в которых время от времени участвует Украина (TIMSS, PISA), и национальные мониторинги. Все это - неоценимые массивы данных, однако сейчас они не складываются в одну картинку, а остаются рассыпанными пазлами. Правда, Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО) систематизирует и публикует на сайте ведомства результаты ВНО, но они не связываются с данными других внешних оцениваний.

К сожалению, у нас до сих пор нет системы оценивания, которая бы просвечивала рентгеном все уровни системы образования с головы до пят и накапливала единую базу данных.

Однако недавно сделаны первые реальные шаги к этому, - коллегия МОН приняла "Стратегию развития образовательных оцениваний в сфере общего среднего образования в Украине до 2030 года" (далее - Стратегия).

Этот аналитический документ предлагает реальные шаги для построения системы внешних оцениваний. Стратегия подготовлена в рамках общего проекта Международного фонда "Відродження" и УЦОКО. Среди участников рабочей группы, занимавшейся документом, были не только чиновники, но и международные эксперты, ученые, учителя, преподаватели вузов и представители общественных организаций.

Стратегию приняли на коллегии МОН в последние дни каденции Лилии Гриневич. Если решение коллегии Минобразования будет выполнено (а его пока что никто не отменял), то уже через год-два школы почувствуют изменения - у них по-новому будут проходить выпускные экзамены (ГИА), будет больше мониторинговых и международных исследований. А в 2027 г. у нас будет отечественная система внешних образовательных оцениваний.

Она должна выполнять четыре задачи: способствовать повышению качества образования; накапливать объективную информацию о том, как учатся в школе и какие результаты у учеников на выходе; быть маячком для школ, на что обратить внимание в учебном процессе (ведь от того, что и как оценивается, зависит и то, чему больше будет уделять внимание школа); поддерживать педагогическое мастерство учителей и повышать доверие к ним.

Будет создана единая база данных - Национальная образовательная электронная платформа. К ней получат доступ родители и учителя (они увидят персонифицированные данные), а также управленцы, - им будет доступна деперсонифицированная информация.

Но для внедрения системы внешнего оценивания нужна не только политическая воля, но и ресурсы - финансовые и кадровые. Поэтому в Стратегии предложены две модели этой системы - достаточная (она более дешевая, в ней меньше измерений) и оптимальная (см. рисунок).

Довольно неожиданно для широкой общественности то, что измерения хотят проводить также в 6-м и 8-м классах. Разработчики Стратегии объясняют это тем, что в 6-м классе завершается адаптация к базовой школе, а 8-й класс - первый год, когда возможно углубленное изучение предметов. На эти годы в Стратегии запланирован национальный мониторинг. Участие школ в нем будет добровольным. Будет проходить мониторинг так: учебные заведения получат от УЦОКО задания, предложат их ученикам, а потом результаты загрузят на Национальную образовательную электронную платформу.

В 4-м классе остается Государственная итоговая аттестация с элементами ВНО. Учитывая возрастные особенности младших школьников, она, как и раньше, будет проходить в школе, в комфортных для них условиях.

Но есть несколько новаций. Первая: в Стратегии предлагается иначе определить цель ГИА. Сейчас она проводится лишь "с целью мониторинга качества образования". По крайней мере, так записано в Законе "Об образовании".

В Стратегии предлагается определить в законе, что цель ГИА - это все же сертификация учащихся. И результаты этой сертификации нужно не только загружать на Национальную электронную платформу, но и отображать в свидетельстве о достижениях каждого ученика. Чтобы, скажем, в свидетельстве Ивана Петренко было так и записано, что он "на высоком уровне владеет тем-то..." или "не достиг уровня стандарта по такому-то предмету".

Вторая новация: чтобы не было "натаскивания" на тесты ГИА, важно обеспечить компетентностный характер заданий (думать, а не зазубривать) и менять ежегодно их формат (но заранее предупреждать об этом родителей и учителей). Задания компетентностного характера и сейчас есть в тестах ВНО, и их не всегда воспринимают однозначно. Намного проще рассказать правило или написать формулу, чем подумать, как их использовать в том или ином задании. Возможно, поэтому время от времени к тестам возникают претензии вроде "а этого нет в школьной программе".

И третья новация: за три месяца до ГИА (т.е. в начале второго семестра, после зимних каникул) должна быть проведена пробная ГИА. Участие в ней будет добровольным. Словом, все как у взрослых во время ВНО.

По Стратегии, эти новации должны быть реализованы уже в 2022 г.

Новации в выпускных экзаменах в 9-м классе давно известны, о них неоднократно говорили в МОН, причем еще при Лилии Гриневич: ГИА в форме ВНО, к тому же обязательно - по математике и языку. По другим предметам ГИА сдают без внешнего тестирования.

Стратегией предусмотрено, что позже к тесту ВНО по языку и математике можно будет добавить еще один - комплексный экзамен по естественным наукам (биологии, физике, химии, географии, экологии) или гуманитарным (истории Украины, всемирной истории, основам правоведения).

Предполагается, что с сертификатом ВНО за 9-й класс ученики смогут поступать в 10-й класс, который сделает конкурсное поступление в престижные лицеи прозрачным, а коррупцию - невозможной.

Но это лишь один из двух вариантов проведения ГИА, которые предлагает Стратегия. Есть возможность вообще не сдавать ВНО в 9-м классе, - это будет второй вариант. Согласно ему, все выпускные экзамены (ГИА) сдают в школе, без ВНО. Единственная новость - их результаты школа загружает на Национальную образовательную электронную платформу.

Есть подозрение, что у этого варианта нашлось бы много приверженцев. Говорят, уже сейчас некоторые учителя (особенно математики) и родители паникуют относительно ВНО в 9-м классе. И переспрашивают: это точно будет не теперь, а в 2027-м?

Любое внешнее оценивание для школы - это не только возможность получить объективный фидбек и понять, где сильные места в работе, где слабые, что изменить. Это еще и страх. Ведь после ВНО будут составлять рейтинги школ. И хотя это весьма сомнительный показатель эффективности школ, и его постоянно критикуют эксперты, однако из года в год рейтинги по результатам внешнего независимого оценивания все же составляют. Особенно грешат этим СМИ.

В 11-м классе ГИА уже давно проходит в форме ВНО. И Стратегия не выдумывает здесь каких-то новых идей, большинство их уже было озвучено МОН при Лилии Гриневич. Во-первых, аттестат (теперь он называется "Свидетельство о достижениях") получат не все, а лишь те, кто сдаст ГИА. Во-вторых, будет обязательное ВНО по украинскому языку и математике для всех: и физиков, и лириков. И в-третьих, количество предметов, по которым сдают ВНО, ВНО будет увеличено: не три, как теперь, а четыре–шесть. Хотя для этого придется найти дополнительные средства - увеличение количества предметов для ВНО потянет за собой увеличение расходов на треть, отмечают авторы Стратегии.

Возможно, со временем ВНО для школьников будет проводиться на компьютерах, а не на бумаге. Но это, опять же, вопрос средств и технических возможностей.

Неизвестно, насколько будет реализована Стратегия, и на какую из предложенных ею моделей системы внешнего оценивания найдутся средства. Подозреваю, что даже на более дешевую модель мы не сможем найти достаточное финансирование, и придется ее либо упростить, либо растянуть во времени ее внедрение. Парадокс, но мы вкладываем много средств в исследования (в частности и международные), но не используем их возможностей в полной мере.

Наша проблема - это отсутствие не только системы внешнего образовательного оценивания, но и вообще Национальной системы образовательного мониторинга. Мы должны не только драить палубу (собирать данные), но и знать, куда плывет корабль. Думать не о похлебке, палубе или какой партии флаг висит на мачте, а о направлении. И есть надежда, что реализация идей Стратегии станет первым шагом на этом пути.