Украинское правительство снова рассматривает вопрос продления вступительной кампании для иностранных абитуриентов, желающих учиться в отечественных заведениях высшего образования (ЗВО). В Министерстве образования и науки (МОН) в этом году, как и в прошлом, предлагают продлить до 15 декабря их прием на обучение. Скептики спросят, чем иностранцы заслужили такое особое отношение. Поэтому рассмотрим, какую роль играют иностранные студенты в украинских ЗВО.
Более 76 тысяч иностранных граждан получали высшее образование в украинских университетах в 2020/2021 году (источник — Украинский государственный центр международного образования). Отечественные университеты привлекают к обучению граждан других государств не первое десятилетие. Лидер по количеству иностранных студентов — Харьковский национальный университет им. Каразина — набирает на обучение студентов из-за границы с 1948 года. В Советском Союзе обучение иностранцев ставило целью распространение политических идей и ценностей коммунизма. В современной Украине чаще всего опираются на экономические преимущества привлечения в вузы иностранцев.
Отношение к иностранным студентам в Украине, к сожалению, большей частью меркантильное как в университетах, так и во властных кабинетах. Как бы банально это ни звучало, но прежде всего обучение иностранных студентов рассматривается как доходная статья бюджета — возможность для университетов заработать дополнительные средства. Стоимость контракта для абитуриента иностранца выше цены для украинцев в среднем на 250%. А на популярных медицинских специальностях наценка может составлять до 500%. По подсчетам Украинского государственного центра международного образования, за 2020 год иностранцы принесли украинской экономике более 570 млн долл. США.
Обучение иностранцев также позволяет обеспечивать рабочими местами администраторов и преподавателей отечественных ЗВО. В университетах есть специальные отделы работы с иностранными студентами. Часто ЗВО предлагают отдельные общежития для проживания студентов из числа граждан других стран. С учетом неблагоприятной демографической ситуации в Украине и отъезда украинцев на обучение за границу, иностранные студенты дают университетам возможность содержать научно-педагогических работников, преподающих иностранцам.
Нет ничего удивительного в том, что иностранные граждане платят за обучение в украинских ЗВО, ведь так же работают университеты во всем мире. Многие иностранные студенты даже акцентируют на том, что их привлекает именно относительно невысокая стоимость обучения в Украине. Например, большинство иностранцев в Украине учатся на медицинских специальностях, и стоимость года обучения у нас, составляющая 5 тыс. долл., не идет ни в какое сравнение с десятками тысяч долларов в год, которые платят студенты в США или Канаде.
Но, в отличие от своих иностранных коллег, украинские университеты не предлагают стипендии для обучения талантливым иностранцам. Украинские ЗВО ориентируются прежде всего на платежеспособность абитуриентов из-за границы, а не на их академические достижения. В то же время правительства и университеты в странах Европы, Северной Америки и Китая привлекают иностранных студентов с высокими достижениями, предлагая им стипендии и гранты. Страны и ЗВО конкурируют за одаренную молодежь на международном уровне, ведь студенты-иностранцы привносят новые идеи и помогают повышать качество академической среды. Например, Дэвид Макмиллан, в нынешнем году ставший одним из лауреатов Нобелевской премии по химии, впервые приехал в США именно как иностранный студент и после обучения остался проводить научные исследования в Америке.
Вызовы в образовании иностранных студентов в Украине
В то же время в Украине, к сожалению, высокая стоимость обучения не всегда гарантирует высокое качество образования. Многие иностранные студенты в своих социальных сетях и интервью для СМИ жалуются на коррупцию (например, интервью Мохаммеда аль-Джавхара). Ежегодно мы слышим о скандалах с низкими результатами иностранных студентов на экзаменах (например, в прошлом году студенты-медики требовали от Минздрава снизить проходной балл на экзамене «Крок»). Сфокусированность администраций университетов и правительства на заработках от иностранных студентов лишь способствует развитию таких негативных явлений.
Но обучение иностранцев в Украине скрывает множество пока что неиспользованных возможностей. В частности, отечественные университеты отдают предпочтение созданию «гетто» — изоляции студентов-иностранцев в отдельных группах. Такие подходы точно нельзя назвать лучшими практиками, ведь они распространены только в азиатских странах. Наиболее привлекательные для иностранных студентов системы высшего образования (США, Великобритании, Канады, Австралии) предлагают полную интеграцию в образовательную среду.
Результаты исследований свидетельствуют, что сотрудничество людей с разным опытом способствует развитию новых идей и инноваций (см. исследования Челараж, Маскус и Матту). Отдельные отечественные университеты пытаются интегрировать студентов-иностранцев в образовательный процесс и академическое сообщество, чтобы они лучше поняли украинцев, а местные студенты получили межкультурные навыки. Например, в Киево-Могилянской академии и Украинском католическом университете иностранцы учатся вместе с украинцами. Они постоянно обмениваются мнениями на парах и в неурочное время.
Разнообразие также способствует повышению производительности и инновациям на предприятиях, но иностранные студенты и выпускники значительно ограничены в своих возможностях трудоустроиться в Украине. Они не могут официально пройти стажировку или поработать в нашей стране после завершения обучения. Большинство подрабатывают водителями такси, что видно в городах даже невооруженным глазом. Украинский бизнес теряет возможность взять их на работу. В то же время в странах Европы, Северной Америки и Китая иностранные студенты получают профессиональный опыт и помогают развиваться местным предприятиям.
Интеграция иностранных студентов также позволяет ангажировать их как амбассадоров украинской культуры и высшего образования. По результатам исследования опыта иностранных студентов, лишь немногим больше половины их (52%) готовы рекомендовать обучение в Украине своим друзьям. При этом половина респондентов заметила, что именно друзья рассказали им о возможности учиться в Украине (источник — Отчет по результатам маркетингового исследования привлекательности украинского высшего образования для иностранных граждан). Таким образом, украинские университеты имеют возможность содействовать улучшению репутации украинского высшего образования за границей через более продуманную, глубокую интеграцию иностранных студентов.
Наконец, международная деятельность украинских ЗВО не ограничивается обучением иностранных студентов. Университеты внедряют множество международных проектов и исследований. Иностранцы, выпускники украинских ЗВО, могут также способствовать налаживанию партнерства между отечественными университетами и их зарубежными коллегами. Многие американские университеты именно так создавали стратегические партнерства. Они активно поддерживали контакты с выпускниками своих образовательных программ, поэтому те, кто выбирал для себя академическую карьеру, становились ценными партнерами в университетах по всему миру.
Перспективы популяризации украинского высшего образования за границей
Наше государство хочет играть большую роль в популяризации украинского высшего образования за границей. В частности, в апреле был утвержден План мероприятий по популяризации возможностей получения высшего образования в Украине для иностранных студентов до 2025 года. Он предусматривает привлечение практик из набора международных студентов, которыми пользуются страны-лидеры. Кроме традиционных рекламных кампаний, выставок университетов и форумов, документом предусмотрено создание единой платформы для поступления в украинские ЗВО.
Простой и прозрачный процесс подачи документов безусловно поможет украинским университетам стать более привлекательными для зарубежных абитуриентов. Сегодня более 70% иностранцев для поступления в украинские ЗВО пользуются услугами фирм-посредников. Не все студенты этим удовлетворены. Фирмы берут дополнительную комиссию, но не всегда помогают с решением проблемных вопросов. В то же время украинские университеты нечасто выделяют ресурсы на прямую коммуникацию с иностранными абитуриентами. Они полагаются на фирмы-посредники не только в вопросах передачи документов, но и в организации приезда, размещения и быта иностранцев. Университеты в других странах также сотрудничают с посредниками, но роль последних значительно меньше. Ни один из университетов Европы, Северной Америки или Китая не отказывается от прямой коммуникации с поступающими. Они понимают, что именно прямой диалог и интеграция иностранных студентов в академическую среду обеспечивают их лояльность к университету.
Украинские университеты особенно уязвимы, пока не заработает электронная система поступления через единую платформу, потому что поступить в большинство отечественных ЗВО возможно только физически находясь на территории Украины. Таким образом, продление срока для поступления иностранных студентов — необходимый шаг в ответ на вызовы сегодняшнего дня. Такое решение было принято в прошлом году, ведь из-за карантинных ограничений многие потенциальные студенты не успевали приехать в Украину. Согласно статистике Украинского государственного центра международного образования, в 2020 году зарегистрировано на четыре тысячи меньше приглашений на обучение иностранных граждан, чем обычно. Другие страны также столкнулись с подобными вызовами.
Скептики скажут, что система образования должна обеспечивать национальные потребности и никакие иностранные студенты или международные проекты этому не помогут. Но закрыться от мира — для украинских университетов будет значить не просто утрату возможности обмениваться идеями. Уменьшение количества иностранных студентов в Украине — это сокращение рабочих мест в ЗВО. В ХХІ веке вопрос заключается уже не в том, надо ли набирать на обучение иностранных студентов. Вопрос в том, сколько иностранных студентов надо привлекать для обучения в Украине, чтобы университеты развивались, повышали качество образования и содействовали формированию инновационной экономики.
Больше статей Елизаветы Щепетильниковой читайте по ссылке