UA / RU
Поддержать ZN.ua

Научные лицеи или имитация науки?

Говорить надо не только об отдельных элитных школах, а об общей стратегии среднего образования.

Авторы: Ирина Егорченко, Вадим Зинчук

Если требовать "науку" и удовлетворяться имитацией, будет много имитации и мало науки, а имитаторы получат все ресурсы.

3-е следствие Закона Мерфи

В последнее время Министерство образования и науки Украины обнародовало несколько проектов нормативных документов, в том числе проект Положения о научных лицеях и проект Стандарта специализированного общего среднего образования научного профиля.

Однако нет ни одной информации о миссии, цели таких учреждений и объеме ресурсов, которые Минобразования готово для них выделить. Непонятно, речь идет только о считанных школах-интернатах, входящих в состав университетов, или о большом количестве нынешних ведущих профильных школ (физико-математических, гуманитарных, химико-биологических), которые, возможно, смогут выполнить новые высокие требования. При этом руководители образования часто путают равный доступ к образованию со сравниванием с низким уровнем и нивелированием его вообще.

Поэтому обсуждать учреждения непонятного типа с непонятной миссией и непонятными ресурсами некорректно. Очевидно, чиновники МОН руководствуются какими-то своими целями и идеями, которыми не делятся, и предложения, поступающие в рамках общественного обсуждения, скорее всего, отклонят, поскольку они не будут совпадать с неизвестными целями неизвестных авторов.

О требованиях и рисках

Предлагаемые проекты документов имеют ряд основополагающих проблем, которые свидетельствуют либо о некомпетентности авторов, либо о желании построить некую имитацию научного образования. Эти проблемы - навязывание принудительного написания всеми учениками "научных" работ в рамках монополии исключительно МАН; требования обязательных побед в олимпиадах и конкурсах МАН; требование иметь преподавателей с научной степенью; слишком много часов на непрофильные дисциплины и мало часов на вариативную часть; невозможность двойных-тройных профилей типа биология + математика + информатика и т.д.

Вносить изменения в предложенные документы в рамках общественного обсуждения нет никакого смысла, следует отклонить эти проекты и говорить сначала о концепции и цели образования научного профиля в среднем образовании, причем со специалистами, а не с неизвестными чиновниками. Возможно, надо требовать принятия рамочного документа (закона), в котором были бы закреплены цель и миссия таких учреждений. Имитация общественного обсуждения отдельных документов даст, в результате, лишь имитацию научного профиля.

Предложенные требования к научным лицеям таковы, что большинство нынешних ведущих школ честно и добросовестно выполнить их не смогут. Зато легко выполнят приближенные к местной власти школы-имитаторы, которым на выполнение требований дадут много денег, и которые готовы издавать рефераты или написанные кем-то тексты за научные работы учащихся, брать номинальных преподавателей со степенями (либо организовывать степени своим ведущим учителям) и находить необходимые ресурсы для выставочных лабораторий. По математике же такие "научные" работы - это обычно либо просто рефераты в стиле "Производная и ее применение" (реальная тема финала МАН), либо крохотные обобщения из чьей-то диссертации - в лучшем случае, без какой-либо пользы для учащихся, однако это искажает их представления о том, что такое научная работа в математике, и занимает время.

Исключения бывают, но настолько редкие, что требовать таких результатов бесполезно. Есть много других (реально эффективных, в отличие от "научных" работ МАН) методов развития исследовательских способностей юных математиков. Это, в частности, математические турниры и решение хорошо подобранных задач. Даже если не вспоминать о том, что система отбора победителей МАН не пользуется безусловным доверием среди учителей и учеников, требование иметь победителей в школе выглядит весьма странно, и в рамках этих конкурсов нет способа разделить вклад ребенка, учителя, руководителя кружка, родителей, неизвестных консультантов или Интернета.

В разработке общей стратегии естественно-математического и научного образования школьников нужно учитывать такие риски:

- чрезмерные требования снизят доступность научного образования для способных детей;

- создание категории научных лицеев не должно привести к разрушению нынешней системы физматшкол и запрету этим школам проводить отбор способных и мотивированных учащихся; чрезмерные требования могут уничтожить десятки известных и качественных школ;

- отсутствие реальной программно-методической и финансовой свободы таких школ сделает невозможным развитие современных образовательных схем подготовки по естественным направлениям. Это подтверждает современный опыт лучших западных школ и колледжей;

- задекларированная фиксированная надбавка в 20 или 30%, что, однако, даже близко не обеспечивает комфортного материального уровня (не говоря уже о социально-престижном уровне, который постоянно обещают повысить) не позволит прийти в такие школы дополнительным талантливым преподавателям;

- чрезмерные требования к материальной базе приведут к тому, что научными станут лицеи с влиятельными директорами, заинтересованными исключительно в возможности отбирать учеников. Эти директора создадут хорошую имитацию под эгидой педуниверситетов, что лишь дискредитирует идею;

- риск открыть гуманитарные научные лицеи и потратить все бюджетные средства для научных лицеев в областях или их большую часть именно на них, без должного количества лицеев физико-математического и естественного профиля, почти неинтересных влиятельным родителям;

- нет идей относительно разгрузки преподавателей таких лицеев от лишней воспитательной работы, расширения штата организационно-руководящего звена для организации кураторства по разным направлениям деятельности школы.

В условиях невозможности отбора в обычных школах эти лицеи станут заменой нынешних элитных школ без достижения декларированных целей. Победы влиятельные директора организуют без проблем. Мы уже знаем случаи, когда условием зачисления ребенка в престижную школу была организация родителями победы на конкурсе МАН.

Мы слышали много деклараций руководителей МОН и "агентов изменений" о необходимости равного доступа к образованию для всех, о якобы вредности "гетто" для отобранных талантливых детей. Документы МОН о наборе в школы запрещают отбор и отчисление детей даже для профильных школ. В документах некоторых местных громад содержатся положения о том, что школы должны удовлетворять образовательные нужды районов, в которых они находятся (т.е. есть желание превратить имеющиеся школы с углубленным изучением и отбором в обычные школы, в которые берут всех детей из микрорайона).

Можно было бы говорить о равенстве и ненужности школ для детей, мотивированных на серьезное изучение, например, математики с физикой и химией, если бы обычные массовые школы обеспечивали хоть какой-то приемлемый уровень образования. Однако результаты изучения физики-математики в обычных "равных школах" (о химии вообще лучше молчать) печальны, о чем свидетельствуют и позорные результаты ВНО (они подтверждают, что большинство детей полностью перестают понимать и изучать математику в 5–
6 классах), и массовая истерика родителей и учителей из-за идеи ввести ВНО по математике для всех выпускников средней школы.

Идея "равных возможностей" в виде одинакового посредственного образования для всех очевидно несовместима ни с реальными возможностями создания условий для максимального развития личности, ни с потребностями государства в собственных квалифицированных кадрах. Ну и разговоры о "равенстве" имели какое-то основание тогда, когда программа обычной школы обеспечивала необходимый минимум математики и естественных предметов для поступления на инженерные, экономические или естественные специальности. Теперь программы уровня "стандарт" базы для реального инженерного образования не предусматривают. Многие экономические и инженерные факультеты максимально примитивизируют обучение и изымают математику, чтобы привлечь и удерживать хоть каких-то студентов, но из этого явствует только то, что инженеров и экономистов уже надо завозить из-за рубежа.

Профильные школы и классы в современной концепции - тоже не решение проблемы подготовки кадров. Во-первых, насколько мы понимаем, они должны принимать всех желающих, независимо от знаний и мотивации, что делает невозможным качественное обучение. Подчеркнем: к сожалению, руководство образования не желает публично признавать, что современные украинские школы для старшеклассников выполняют функцию утаивания безработицы, принуждая находиться в старших классах большой процент немотивированных к обучению детей. Кроме того, наложено табу на тему способностей старшеклассников. Нет способа научить класс, у части учеников которого проблемы со сложением дробей, а другие хотят серьезно учиться на высоком уровне.

Мы предполагаем, что, по замыслу МОН, статус научных лицеев получат хорошо финансированные из бюджета школы (местная власть часто дает финансирование "приближенным"). Для не очень любимых местной властью школ, в том числе ведущих физматшкол, которые доказали способность хорошо обучать талантливых детей, есть серьезный риск не выполнить требования, предложенные МОН, и быть вынужденными брать всех желающих детей без права отчисления. Для школ, размещенных в центре Киева, такие риски ниже, - там достаточно школ и относительно немного школьников, но у ведущих школ, размещенных в крупных жилых массивах с нехваткой школ, могут быть проблемы.

У нас нет какой-то предубежденности относительно гуманитарных дисциплин, речь идет лишь о более высоком риске имитации научного образования именно такого профиля.

Проект Стандарта среднего образования научного профиля фактически предусматривает требование имитировать научную деятельность учащихся, которая сводится либо к рефератному примитиву, либо к обучению школьников выдавать чужую работу за свою. Одиночные исключения не смогут помочь школе гарантировать удовлетворение требований. То, что сейчас называют научной деятельностью учащихся, - это научная деятельность исключительных единиц, а также массовые рефераты и примитив (иногда - откровенная псевдонаука, типа распиаренной истории о мальчике с электроэнергией из воздуха за три копейки), которые одобряются и стимулируются на одном уровне с уникумами, которые действительно нашли что-то новое. Сама система поддержки этой "научной" работы такова, что часто даже у уникумов отбивает охоту заниматься наукой (бестолковые чрезмерные требования к оформлению, жесткие сроки, в которые никакая реальная наука не делается, впечатление многих участников, что оценивание несправедливое, зафиксированные неоднократные обоснованные жалобы участников на объективность судейства).

Если говорить о математике, - реальная научная работа на школьном уровне массово невозможна. Есть уникальные круги задач, где что-то может сделать особенно способный школьник с исключительным руководителем (не школьным учителем). Но таких задач очень мало, и нет гарантии, что даже более способный школьник что-то сделает в установленные сроки: этого нельзя предусмотреть или требовать. Даже на всеукраинском уровне большинство работ - рефератные и очевидно несамостоятельные (проверка на плагиат показывает только копипаст, - переводов, перефразировок или глав чужих старых диссертаций она не покажет). При этом учителя тех школ, если не требовать от них никому, кроме чиновников, не нужной "научной" работы, вполне хорошо способны учить математике и готовить учащихся к профильному обучению на математических или технических факультетах.

Научные лицеи должны быть такими не потому, что в них массово пишут работы МАН или как-то имитируют якобы новые "научные" результаты. Там должны применяться исследовательские методы обучения и углубленно изучаться предметы, туда должны отбираться способные и мотивированные учащиеся, а дирекция должна иметь право отчислять ленивых и тех, кто срывает учебный процесс. И, вообще, сама фраза "научные" в этом смысле - профанистичная и бессмысленная, поэтому лучше ставить вопрос о создании интеллектуальных лицеев, - это будет выглядеть логично и честно. Современное образование, прежде всего, предусматривает развитие.

Требования Стандарта образования научного профиля к навыкам и результатам обучения - нереалистичны, их результатом может быть только имитация. Об исследовательских методах обучения проект Стандарта не упоминает. Например, результат "получает новые знания на основе полученных результатов исследований, разрабатывает программы исследований, обобщает, трансформирует и интерпретирует информацию относительно результатов экспериментального испытания своих и других изобретений/конструкций/моделей" - нереалистичен даже для большинства магистров научных факультетов; требовать от школьников результата обучения на уровне доктора наук - путь к профанации образования.

Проблема научного образования чрезвычайно важна для государства еще и потому, что сейчас это единственная финансируемая государством образовательная траектория, предлагаемая способным детям, которые хотят чего-то большего, чем стандартная примитивная программа в немотивированном классе, где желание учиться может стать поводом для буллинга.

Что делать?

Научное и профильное (интеллектуальное) образование нужно обсуждать не на основе отдельных проектов документов, присылая предложения в "никуда", где адресатом является специалист по начальному образованию. Обсуждать это нужно комплексно, как целостную систему, с учетом функций, задач и рисков таких образовательных учреждений, с привлечением учителей ведущих научных физико-математических, гуманитарных школ, Научного комитета Национального научного совета и НАНУ. Если по каким-то причинам МОН не имеет доверия к ведущим украинским школам (что странно, ведь эти школы своим примером доказали способность самостоятельно развиваться, независимо от прихотей системы), следует воспользоваться положительным международным опытом (ведущие исследовательские школы США, Германии, Назарбаевские лицеи в Казахстане).

Следует также понимать, что научные лицеи не смогут обеспечить потребности страны в инженерах, медиках, учителях физико-математических и естественных предметов, а обычные школы - не смогут дать адекватную подготовку достаточному количеству абитуриентов соответствующих направлений. Гуманитарный профиль (которому будут отдавать предпочтение большинство школ, принимая во внимание более низкую стоимость и простоту), практически не обеспечит даже минимального уровня физико-математического и естественного образования для большинства учащихся без продолжительных дополнительных занятий с репетиторами. Слишком жесткие требования к научным лицеям, которым будет отвечать только небольшое количество школ, разрушат даже ту несовершенную систему физико-математического и естественного образования, которая есть, что будет представлять серьезную угрозу национальной безопасности страны.

Качественная школа сама (!) способна разобраться, в каких соревнованиях и видах деятельности ей участвовать, - выполнение принуждения к участию именно в МАН не является продуктивным. То, что дают кружки системы МАН, научный лицей, как правило, может обеспечить самостоятельно, за исключением, возможно, астрономии. Подготовка будущих ученых и инженеров не требует обязательного написания "научных" работ. Победы - это хорошо, но нормативные требования "побед" вредны и порождают коррупцию, особенно когда на них завязаны баллы для поступления. Научная карьера мало зависит от МАН. Однако научный лицей или профильная школа должны иметь собственное финансирование для поездок детей на конкурсы, олимпиады и турниры, не только стандартно-государственные - хотя бы для детей-сирот и малообеспеченных детей, поездок в научные музеи, на экскурсии и научно-популярные фестивали, а также на организацию летних лагерей.

Но научные лицеи не могут существовать в вакууме, - нужно дать возможность хотя бы попробовать исследовательские методы обучения и другим детям через дистанционное образование, научные музеи, каникулярные лагеря, кружки. Необходима государственная поддержка перевода, написания, печатания и закупки школами качественной научно-популярной и учебной литературы (такая в Украине издается, но позорно мало и до школ и учителей не доходит). Необходим научно-популярный телеканал, съемки научно-популярных лекций, поддержка посещения школьниками научных фестивалей и научных музеев. С задачей популяризации науки МАН очевидно не справилась. Ее вертикальные конкурсы давно превратились в принудительную имитацию научной работы на массовом уровне учителями, которым МАН нужна для аттестации или обеспечения рейтинга школ, - плюс немногочисленные кружки под руководством отдельных энтузиастов, которыми прикрывается массовое написание рефератов и искажение понимания детьми того, что такое наука и что такое научная работа.

Единственные конструктивные требования к научному лицею - наличие стратегии развития, соответствующих учителей (без требования степеней, педагогического образования или наличия каких-то победителей) и применение исследовательских методов обучения. К описанию концепции научного лицея следует добавить пункт об усиленном изучении английского языка и о привлечении, по возможности, учителей-предметников, свободно владеющих английским языком (но это пока не должно быть требованием).

Требование сотрудничества с учреждениями высшего образования ограничивает возможности качественных научных лицеев, которые могут быть намного сильнее всех имеющихся в области вузов, и такое принудительное сотрудничество фактически снизит уровень лицея.

Из проектов документов непонятно, откуда берутся средства на выполнение требований к научным лицеям. Например, институционный аудит - он будет или очень дорогой, или фиктивный. Требование такого аудита ограничивает возможности научных лицеев вне научных центров. Стипендия для учащихся - тоже чудесно, но отсутствие средств на стипендии может привести к превращению научного лицея в обычную школу.

Адекватное положение о научных лицеях должно учитывать реалии имеющихся качественных школ (требованиям должны отвечать, в частности, киевские школы №145, 208, Русановский лицей и УФМЛ, перечень можно продолжить) и предоставлять им максимальную автономию в развитии, во внедрении разных методических, развивающих образовательных экспериментов.

Но требования и стандарты не должны ориентироваться на реалии нынешних престижных школ с влиятельными директорами, которые захотят получить лишь возможность отбирать учеников. Необходимо избегать создания научных лицеев на базе "просто престижных гуманитарных школ", - это введет к расходам бюджетных ресурсов на элитные учреждения для детей влиятельных родителей, которые легко выполнят все псевдотребования.

И главное - никакие требования не должны включать демонстрацию завершенных результатов научной деятельности: такие требования гарантированно приведут к имитации. Формы и методы исследовательской деятельности должен выбирать исключительно сам лицей, без каких-либо монополий отдельных конкурсов или олимпиад извне.

Научные лицеи надо рассматривать в более широком контексте обеспечения условий для развития мотивированных к учебе и способных детей, популяризации науки и научных знаний, современных технологий и инноваций в обществе, подготовки квалифицированных кадров как для науки, так и для высокотехнологичных отраслей, предоставления возможностей всем детям приобретать больше знаний, чем может дать уровень "стандарт" и учитель, который когда-то еле набрал проходной балл на ВНО.

В Украине уже есть опыт массового принуждения к "научной" работе - требования ко всем студентам и преподавателям что-то писать и публиковать, независимо от проведения исследований, ресурсов, времени. Это приводит лишь к обогащению издателей платных журналов без надлежащего рецензирования, вала статей, в лучшем случае - ни о чем, в худшем - о разной квантовой культурологии, лечении иконами, использовании теории черных дыр в менеджменте, метеоритах, принимающих решение упасть на землю, и подобных свободных фантазиях, выдаваемых за науку. Чемпионами по этой бессмысленной деятельности становятся производители большего количества статей. Какая польза от того, что один профессор одного педуниверситета опубликовал 17 монографий в год, свыше 5 тыс. страниц свободных пересказов российских псевдонаучных текстов, а еще один преподаватель физкультуры другого университета имеет в год 30 публикаций в платных не очень рецензированных журналах, которые индексируются в Scopus? Академически же порядочных преподавателей, не желающих имитировать науку, расточать время и ресурсы, которые понадобятся на настоящие исследования, критикуют и увольняют. Или же миссией научных лицеев МОН видит воспитание из школьников ловких имитаторов науки и генераторов текстов о чем угодно?

Хотим процитировать основополагающие принципы одной из самых старых школ в Нью-Йорке, которая использует исследовательские методы обучения уже более 100 лет: "Наша миссия заключается в том, чтобы продолжать и совершенствовать создание среды, которая будет лелеять и развивать специальные академические таланты учащихся, принятых в школу Стайвисент. Образовательное наследие школы Стайвисент глубоко укоренено в изучение естественных наук, математики и технологии. Это было основой нашего успеха и должно оставаться краеугольным камнем нашей образовательной программы. В этом контексте, целью нашего учреждения является воспитание интеллектуальных, моральных и гуманистических ценностей, которые необходимы для того, чтобы помочь каждому ребенку в максимальной реализации его потенциала как учащегося и как заботливого гражданина мира".

В условиях Украины следует сформулировать похожую миссию школ. Однако говорить надо не только об отдельных элитных школах, а об общей стратегии среднего образования, где пока закрываются глаза на реальные массовые проблемы. Немногочисленные научные лицеи не могут быть единой образовательной траекторией в рамках государственной системы образования для мотивированного к учебе ребенка (у которого может не быть никаких специальных научных талантов, но он способный и хочет просто выучить программу средней школы по математике). Этим детям тоже надо дать возможность учиться на углубленном, по сравнению с обычной школой, уровне, без принуждения к имитации научной работы. (Насколько нам известно, такое принуждение действует уже даже в техникумах и ПТУ).