UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Главной отличительной чертой процессов, происходящих в современном мире, является глобальная инт...

Автор: Михаил Згуровский

Главной отличительной чертой процессов, происходящих в современном мире, является глобальная интеграция экономики, политики, научно-технологической сферы, природоохранной деятельности и социального благосостояния. Украина как независимое государство живет во взаимосвязанном и взаимозависимом мире.

В современных условиях глобализации экономической жизни развитые страны, где наука выполняет роль главного экономико-воспроизводящего фактора, обеспечивают свое развитие за счет совершенствования существующих технологий, техники и использования принципиально новых научных достижений. Международный технологический и научный обмен, трансфер интеллектуального потенциала — один из признаков нашего времени.

Приобщение Украины к европейским и мировым интеграционным процессам невозможно без учета геополитического фактора, в значительной степени определяющегося сегодняшним состоянием экономики Украины и ее дальнейшим развитием. Украина расположена почти в центре Европы. Она занимает площадь более 604 тысяч кв. км с населением почти 50 млн. человек. Украинские черноземы известны во всем мире. У нас есть значительные запасы железной руды, марганца, титана, каменного и бурого угля, фосфоритов. Это предопределило развитие таких областей промышленности, как металлургия, машиностроение, энергетика, горная, нефтеперерабатывающая и химическая промышленность, авиационно-космическая, аграрная и пищевая.

В сельском хозяйстве занята пятая часть всех работающих, сосредоточено почти четверть производственных фондов и создается почти 13% валовой добавленной стоимости государства.

Понятно, что Украина станет процветающим государством только тогда, когда она сможет комплексно и эффективно освоить в своих интересах территории и ресурсы, которыми обладает. Но сделать это невозможно без тесного экономического и технологического сотрудничества с развитыми странами. Поэтому стратегической целью для Украины должно быть ее вхождение в международные научно-технические потоки, которые позволят модернизировать отечественное производство, обеспечить конкурентоспособность основных отраслей промышленности.

Стратегия будущего технологического развития Украины

Стратегией экономического и социального развития Украины на 2000—2004 годы предусмотрено, что определяющим приоритетом государственной политики должна стать структурная перестройка промышленности, развитие инновационной модели экономического роста, утверждение Украины как высокотехнологического государства. Избранный стратегический курс на инновационное развитие основывается на структурной перестройке экономических отраслей, технологическом обновлении промышленности, широком использовании достижений науки и техники. Имеющийся научно-технологический потенциал еще способен обеспечить экономический прогресс Украины.

Это обусловлено тем, что Украина в начале рыночных преобразований имела значительные возможности для развития своей экономики, в частности в научно-технологической сфере. Был создан научно-технический потенциал, по многим характеристикам соответствующий уровню развитых стран мира. По отдельным научным направлениям, например, по материаловедению, теоретической физике, математике, сварочному производству, биотехнологиям Украина и сейчас сохраняет ведущие позиции в мире.

Общая численность научных сотрудников в Украине составляет почти 200 тыс. человек, среди них 4,1 тыс. докторов наук, 18,9 тыс. — кандидатов наук. Несмотря на определенное сокращение научных кадров, Украина остается в числе развитых стран Европы по показателям насыщенности экономики научными кадрами (табл. 1).

Но прогнозы аналитиков о том, что Украина и страны Восточной Европы быстро пойдут путем развития высоких технологий и подъема экономики по образцу некоторых стран Азии и Дальнего Востока, не оправдались.

Процесс рыночных преобразований не был отработан с точки зрения теории управления, не имел методологического обоснования, что привело к резкому падению ВВП в течение последних девяти лет, к сокращению объемов высокотехнологических производств и научно-исследовательской деятельности.

В начале этого периода в Украине руководящими стали следующие лозунги: «Рынок автоматически отрегулирует все проблемы новой страны», «Запад быстро примет нас в свое содружество как равных». Любая продукция Запада, как и его образ жизни, воспринимались эталоном, которому слепо следовали. Все отечественное по определению стало второсортным, неперспективным. Быстро и бесконтрольно либерализировалась внешняя торговля. Огромные средства из экономики Украины были перенаправлены на закупку разнообразной западной продукции, в том числе оборудования для промышленности, которое, естественно, не могло быть новейшим и конкурентоспособным. В результате разработки отечественных ученых, конструкторов и инженеров стали ненужными, а они сами — невостребованными. Была разорвана единая цепь, объединявшая собственную науку и образование с собственной промышленностью.

За последние годы на государственном уровне осуществлен ряд важных мер, направленных на улучшение государственной научно-технической политики. Верховная Рада одобрила новую Концепцию научно-технологического и инновационного развития Украины.

Украина приняла на себя большие обязательства перед мировым сообществом, подписав в 1992 г. в Рио-де-Жанейро Концепцию устойчивого развития в ХХІ веке — «Декларацию Рио». Исходя из конкретных геополитических и исторических условий в Украине безотлагательной проблемой является разработка стратегии инновационного развития и построения экономического механизма ее обеспечения в рыночных условиях.

Важным направлением при формировании и внедрении модели инновационного развития является концентрация научного потенциала на разрешении самых актуальных научно-технических проблем, а также применение технологий, в наибольшей степени подготовленных к использованию в производстве.

Таким образом, приоритетами при разработке стратегии и политики развития наукоемких технологий в Украине сегодня являются:

— концентрация ресурсов на проведении фундаментальных и прикладных исследований в тех направлениях, где Украина имеет значительный научный, технологический и производственный потенциал;

— внедрение программно-целевого подхода к финансированию всех секторов научной сферы;

— внедрение рыночных механизмов поддержки новых технологий, расширение участия малого и среднего бизнеса в научно-технологическом развитии;

— приведение системы правовой защиты интеллектуальной собственности в соответствие с международными нормами и введение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

— развитие и внедрение современных информационных технологий.

Приоритеты Украины в разработке и внедрении новых технологий должны осуществляться в рамках государственных программ и проектов как в традиционных технологических областях (металлургия, энергетика, химическая промышленность, сельское хозяйство), так и в новых высокотехнологических направлениях: освоение космоса, развитие авиации, биотехнологий, создание информационных и телекоммуникационных систем, новых веществ и материалов, а также средств здравоохранения.

Следует отметить, что использование высокотехнологических разработок в народном хозяйстве Украины почти вдвое эффективнее традиционных разработок.

Сегодня политическая элита государства понимает, что без внедрения новых технологий, без науки невозможно поднять экономику. Есть готовность вкладывать деньги в инновационный путь развития экономики. При этом нельзя распылять средства, необходимо их целевое использование. Именно этим и обусловлена мотивация прогнозирования технологического развития Украины.

Современная программа развития перспективных технологий в Украине

Стратегической целью экономических преобразований в Украине должно стать инновационное развитие, которое можно реализовать исключительно на основе структурной перестройки экономических отраслей, технологического обновления промышленности и аграрного сектора при широком использовании перспективных технологий.

Инновационное развитие предполагает перенесение акцента с традиционных научно-технических решений на использование принципиально новых прогрессивных технологий, а также переход к выпуску высокотехнологической продукции, осуществление новых организационных форм деятельности, таких как технопарки, бизнес-инкубаторы, проведение политики ресурсо- и энергосбережения.

Методология достижения поставленной цели включает формирование приоритетных направлений развития науки и технологий. Эти направления (табл. 2) были утверждены Верховной Радой Украины в 1992 году.

Реализация приоритетных направлений развития науки и техники осуществляется, к сожалению, не в рамках единой национальной программы развития перспективных технологий, а методологически предполагает целый ряд отдельных государственных научно-технических программ (ГНТП) для решения тех или иных задач (табл. 2). Параллельно с многочисленными ГНТП для реализации этих приоритетов используют:

1. Государственные заказы (контракты) на создание научно-технической продукции.

2. Отраслевые научно-технические программы, которым присвоен статус национальных (национальная космическая программа, национальная программа информатизации и т. п.).

3. Отраслевые научно-технические программы.

Распыление государственных средств и государственных заказчиков, отсутствие единого координирующего центра приводит к систематическому недофинансированию программ, выполнению программ не в полном объеме, низким темпам внедрения приоритетных разработок в производство.

Как свидетельствует табл. № 2, количество заказанных к внедрению и выполненных научно-технологических проектов не превышает 16% от их общего количества.

Низкий уровень заработной платы научных сотрудников вызывает утечку из страны молодых талантливых ученых в развитые страны мира (Германию, США, Великобританию, Австрию), где действуют специальные программы привлечения перспективных ученых из Восточной Европы, в том числе и из Украины.

Анализ сегодняшнего экономического состояния отраслей свидетельствует, что реальным является постепенное повышение технологического развития машиностроения, металлургии и химической промышленности, где уровень рентабельности почти неизменен, как и уровень дохода. К тому же в этих отраслях промышленности наибольшее количество предприятий внедряет новые технологические процессы и осваивает новые виды продукции, что также связано с совершенствованием технологий (табл. 3).

С относительно постоянной рентабельностью работают также химико-фармацевтическая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

И все же вопросы внедрения научно-технологических разработок в производство еще остаются нерешенными. Сегодня свыше 90% произведенной в Украине продукции не имеет современного научно-технического обеспечения, что отражается на конкурентоспособности и рентабельности большинства отечественных товаров. Финансовое состояние большинства производств не позволяет им внедрять новые технологии, удерживать высококвалифицированных специалистов. По экспертным оценкам из-за недоиспользования современных достижений науки и технологии в производстве Украина ежегодно теряет 10 млрд. долларов США.

Опыт работы технопарков, малых научно-внедренческих фирм, прочих инновационных предприятий свидетельствует о значительных возможностях новых инновационных структур в разрешении проблем внедрения.

Таким образом, есть четко определенные ориентиры, есть опыт работы в современных условиях, разработаны подходы к реализации инновационной модели развития экономики, но мы видим и недостатки, о которых было сказано выше.

Роль отдельных институтов в научно-технологическом развитии государства

Историческое развитие науки в Украине в течение ХХ века привело к ее структуризации по отдельным секторам, решающим научные проблемы фундаментального поискового и прикладного характера. На сегодня научные исследования в Украине выполняются:

— научными учреждениями Национальной академии наук Украины (НАНУ) и других государственных отраслевых академий — академический сектор науки;

— научными и педагогическими учебными заведениями — образовательный сектор науки;

— научными подразделениями ведомств, предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства Украины — отраслевой и заводской секторы науки.

Задачи, стоящие перед каждым из этих секторов науки, различны. Так, если академический сектор занимается фундаментальными и поисковыми проблемами и, в незначительной степени, решением прикладных проблем, то производственный сектор выполняет исключительно прикладные разработки (создание и внедрение конкретных технологий, систем, приборов и т.п.).

Особо выделяется вузовский сектор науки, осуществляющий как фундаментальные, так и прикладные исследования. Благодаря постоянному пополнению научных коллективов молодежью, разработки высших учебных заведений всегда обеспечены кадрами.

Главную роль в реализации прогнозов развития перспективных технологий на сегодня играют научные коллективы академических институтов и высших учебных заведений. Спад производства привел, прежде всего, к ослаблению заводского сектора науки и сокращению количества заводских научных структур (научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий, конструкторских учреждений, проектных организаций и т.п.).

И все же сеть научных учреждений в Украине остается довольно разветвленной системой, в которую входят организации различных типов, обеспечивающие развитие перспективных технологий во всех отраслях экономики. В 1999 году научные исследования выполняли 1506 организаций, среди которых 52% приходилось на научно-исследовательские институты, 16% — конструкторские организации, 1% — исследовательские заводы, 4% — проектные организации, 11% — научно-исследовательские подразделения высших учебных заведений, 6% — научно-исследовательские организации промышленных предприятий.

В целом в различных отраслях экономики сейчас работает около 23 тысяч научных сотрудников высшей квалификации (докторов и кандидатов наук), 70% которых принимают непосредственное участие в научно-технической деятельности. Из всех докторов и кандидатов наук, занятых научной деятельностью, более половины (54%) работают в высших учебных заведениях, почти треть (28%) — в академических учреждениях, остальные (18%) — в отраслевых и заводских научных подразделениях.

Несмотря на сокращение научных кадров Украина все еще сохраняет довольно высокий показатель научных сотрудников в экономике, соответствующий уровню развитых стран мира (табл. 1), а в некоторых случаях и помогает последним решать их научные проблемы своим кадровым обеспечением.

Значительное количество научных сотрудников участвует в различных научно-организационных комиссиях и советах, формирующих государственную политику и осуществляющих принятие законодательных решений по научно-технической и инновационной политике государства. Среди них — Совет по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины, Комитет по вопросам науки и образования Верховной Рады, научные и экспертные советы Министерства образования и науки Украины и другие.

Краткосрочные
и перспективные планы развития прогрессивных технологий в Украине

Главные приоритеты научно-технологического развития Украины в 2001 году, сформулированные в послании Президента Украины к Верховной Раде, предусматривают краткосрочный и перспективный планы развития государства. Особое место отводится перспективным технологиям, призванным стать основой дальнейшего укрепления и реорганизации всех отраслей хозяйственного комплекса государства.

Краткосрочные планы до 2004 года предполагают выполнение трех основных задач:

— преодоление сверхзатратности, недопустимо высокой энерго- и материалоемкости всей нашей промышленности;

— приоритетная поддержка инновационного развития отраслей экономики, которые уже сейчас могут выйти на мировой рынок;

— определение и обеспечение ускоренного развития новых научно-технологических направлений, высокий научно-технологический потенциал которых и имеющиеся ресурсы позволяют рассчитывать на стратегический прорыв.

В частности, на первом этапе (в течение 2001 года) необходимо сосредоточиться на укреплении связей между сферой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и экономикой с целью ускорения процесса реформ и структурной перестройки в науке и экономике.

На втором этапе (в 2002 году) необходимо интегрироваться в международные технологические потоки с целью модернизации отечественного производства.

На третьем этапе (до 2004 года) следует достичь такого уровня отечественных НИОКР и инноваций, который обеспечил бы конкурентоспособность основных отраслей украинской экономики.

Стратегическая задача перспективного плана (до 2010 года) — достижение высокого уровня научно-технологического развития, когда научно-технический потенциал сможет создать в экономической системе страны внутренние условия эффективного устойчивого экономического роста.

Опыт в области международных
и региональных связей в аспекте развития прогрессивных технологий в Украине

В последние годы в Украине существенно улучшилась договорно-правовая база международного научного сотрудничества. Подписано более тридцати соглашений на межправительственном уровне о сотрудничестве в сфере науки и технологий. Развивается научно-техническое сотрудничество между Украиной и Европейским союзом (ЕС) — главным образом в рамках Пятой рамочной программы в сфере научно-технологического развития при финансовой поддержке Комиссии ЕС по вопросам науки и технологий. В частности, реализуются инициативы ЕС в сфере научно-технического развития программ (INTAS, ТАСIS, СОРЕRNICUS и пр.). Однако отсутствие соглашения о научно-техническом сотрудничестве Украины с Европейским союзом тормозит расширение направлений подобного сотрудничества.

Весомым является сотрудничество с США через американские международные фонды. Особую роль в развитии научных отношений между Украиной и США играет Фонд гражданских исследований и развития США, по программам которого отечественные ученые принимают участие в выполнении совместных научных проектов, проводят совместные научные конференции, рабочие встречи и пр.

В пределах научной программы с НАТО украинские научные сотрудники получили более 480 грантов, а по их количеству Украина занимает второе место среди стран Совета евроатлантического партнерства, уступая только России. В течение 1998—1999 гг. было профинансировано участие 300 украинских научных сотрудников в научных форумах НАТО.

Значительные объемы международного сотрудничества осуществляются с Украинским научно-технологическим центром, основанным США и другими ведущими государствами мира. Только за два последних года выполнено около 180 контрактов на общую сумму свыше 40 млн. долларов.

Украиной подтверждено ее членство в межправительственной международной организации — Объединенном институте ядерных исследований, что, как и участие в программах Европейского центра ядерных исследований, позволяет украинским научным работникам участвовать в фундаментальных исследованиях в области высоких энергий.

Традиционно значительное место в международной научной кооперации Украины занимает Россия и другие страны СНГ. Особый вес в этом направлении приобретает формирование и выполнение совместных украинско-российских научно-технических проектов в сфере новых технологий, в частности в совместном приоритетном направлении «Нанофизика и нанотехнологии».

Несмотря на заметные успехи в развитии международного научно-технического сотрудничества, ей недостает определенной системности и стратегии. К недостаткам современного состояния международного сотрудничества следует отнести: бессистемный характер участия украинских ученых в мероприятиях международных организаций, что обусловлено отсутствием финансового обеспечения международного научно-технического сотрудничества со стороны Украины; отсутствие налаженной системы информирования о профильных международных организациях, сроках проведения международных научно-технических мероприятий и т.п.; систематическое невыполнение Украиной обязательств по международным программам научно-технического сотрудничества из-за прекращения финансирования проектов со своей стороны.

На современном этапе развития отечественной экономики международный научно-технический обмен должен выполнять важные задачи:

— предотвращать поступление в Украину устаревших и малоэффективных технологий;

— помогать применению современных высокоэффективных технологий;

— повышать уровень интеллектуализации отечественного экспорта.

Несоответствие продукции машиностроительного и металлургического комплекса требованиям мирового рынка (например, высшему техническому уровню соответствует не более 10% продукции украинского машиностроения), ряд иных причин приводят к импорту технологий.

К благоприятным факторам, позволяющим ожидать улучшения международного трансфера технологий, относятся: все еще довольно высокий уровень научно-технологических разработок, повышение удельного веса продукции, производство которой освоено впервые, увеличение объема поставок новой продукции на экспорт.

О положительной тенденции последних лет свидетельствует то, что в объеме экспорта технологических услуг в 1998—1999 годах почти половину составляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские услуги.

Международное взаимодействие должно способствовать вхождению Украины как равноправного партнера в международное экономическое сообщество, а также ускорить реализацию предпосылок улучшения качества украинской высокотехнологической продукции и налаживание регионального сотрудничества с соседними государствами в решении общих проблем, обусловленных их геополитическим положением.

Украину, прежде всего, беспокоят следующие проблемы. Во-первых, ликвидация последствий чернобыльской катастрофы. Она предполагает комплекс научно-технологических мер по утилизации «саркофага», улучшению экологической ситуации на значительной территории восточноевропейского региона (Украина, Беларусь, Россия, Польша и прочие государства), выведению из эксплуатации самой Чернобыльской АЭС и утилизации ядерного топлива. Решение этой проблемы имеет глобальное значение и требует усилий всего международного сообщества, привлечения передовых научных технологий всего человечества.

Во-вторых, проблема загрязнения Черного моря и Днепровского бассейна, беспокоящая не только страны Черноморского региона, но и государства Европы и Азии. Она требует резкого уменьшения сбросов загрязнений в такие большие реки, как Дунай, Днепр, Дон, Южный Буг, Днестр и пр. Сюда необходимо добавить добычу нефти и газа в Черноморском шельфе, иные факторы, влияющие на отравление Черного моря. Наличие каскада гидроэлектростанций на Днепре уже привело к изменению климата в Украине, а нарушение установившегося равновесия хотя бы на одном из каскадов может вызвать региональную катастрофу. Эту глобальную проблему необходимо решать всему международному сообществу с привлечением новейших технологий.

В-третьих, решение проблемы наводнений и сдвигов грунта в Закарпатской Украине, Словакии, Венгрии, Румынии. Потепление климата, необоснованная вырубка лесов, нарушение технологии при строительстве дамб приводят к трагическим последствиям для этого региона.

В одиночку эту проблему не решить ни одному из государств этого региона.

В свою очередь Украина, владея значительным научно-технологическим потенциалом, предлагает международному сообществу сотрудничество в области авиакосмических технологий (проект «Морской старт», совместное производство самолетов АН-140, АН-70 и т. п.), ресурсо- и энергосбережение (экономические тепло-энергогенерирующие технологии), разработки новых веществ и материалов (материалы, запоминающие форму, биосовместимые материалы, материалы с управляемыми функциональными свойствами), защиты природных экосистем и улучшения условий жизни населения (технологии очистки питьевой воды, технологии переработки сельскохозяйственных отходов) и т.п.

Некоторые выводы

Оценивая прогноз развития перспективных технологий в Украине, целесообразно учитывать два аспекта.

Во-первых, необходимость развития взаимодействия с европейскими структурами, прежде всего в реализации программ межгосударственного, регионального масштаба с учетом опыта и международного влияния такой организации, как UNIDO (United Nations Industrial Development Organization). Формами подобного взаимодействия может быть координация со стороны UNIDO сотрудничества стран по выполнению этих программ.

Важным также является законодательное и нормативное обеспечение со стороны Украины международного научно-технического сотрудничества.

Второй аспект проблемы касается внутреннего совершенствования организации и финансирования научно-технологической сферы Украины.

Главными задачами здесь должны стать:

— повышение роли государства в осуществлении процессов реформирования научно-технологической системы при переходе на инновационную модель развития экономики;

— совершенствование механизма финансирования научно-технической и инновационной деятельности путем оптимального использования государственных и негосударственных средств при создании новейших технологий, материальное стимулирование творческого труда научных сотрудников на уровне развитых государств;

— законодательная и нормативная защита интеллектуальной собственности, созданной научными сотрудниками Украины;

— широкое внедрение перспективных организационных научно-технологических структур типа технопарков и бизнес-инкубаторов с соответствующими льготами на этапе их становления.