UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАУЧИТЬ ЛОВИТЬ РЫБУ

Тот факт, что страны третьего мира справиться со стоящими перед ними проблемами — голодом, нищетой, эпидемией СПИДа и прочих страшных заболеваний — самостоятельно не смогут, в доказательствах не нуждается...

Тот факт, что страны третьего мира справиться со стоящими перед ними проблемами — голодом, нищетой, эпидемией СПИДа и прочих страшных заболеваний — самостоятельно не смогут, в доказательствах не нуждается. Индустриально развитые государства вроде бы и не отказываются помогать своим бедным собратьям, однако особой готовности выкладывать очередные миллиарды долларов не изъявляют. Ведь многое из того, что уже было вложено, ухнуло в «черные» дыры беднейших стран едва ли не бесследно. Несмотря на сделанные в 1970-е годы авторитетные заявления об искоренении на планете нищеты к началу третьего тысячелетия, доля беднейшего населения на планете даже несколько увеличилась. А все потому, что усилия до сих пор направлялись не туда. Старая пословица гласит: голодающего можно накормить, а можно научить ловить рыбу. До сих пор богатые страны шли по первому пути. Однако совместное заявление министров образования Нигерии, Ганы, Гамбии и Эфиопии, возможно, поможет несколько сместить акценты.

Как известно, на сегодняшний день начальная школа недоступна для 125 миллионов детей, 75 миллионов из них проживают в Африке. Вырастая, такие дети чаще всего оказываются неспособными прокормить себя и свою семью, уберечься от СПИДа и других заболеваний. При этом только для победы над СПИДом требуется около 10 миллиардов долларов. А вот решение проблемы всеобщего начального образования обойдется не более чем в 3—4 миллиарда долларов. При этом в значительной степени окажется решенной и проблема профилактики СПИДа, и проблема нищеты. И, надо сказать, именно повышение уровня образованности стало наиболее успешным из всех осуществляемых проектов. В частности, только в Африке доля детей, получивших полное начальное образование (шесть классов), возросла с 49 процентов в 1990 году до 55 процентов к 2000 г. Правда, произошло это в основном за счет тех беднейших стран, которые разработали конкретный план мероприятий по преодолению безграмотности.

Именно поэтому на последнем международном образовательном форуме в Дакаре делегации 183 государств приняли постановление: ни одна из беднейших стран, разработавшая реалистичную программу национального образования, не может быть оставлена без средств для ее осуществления. Тем более что именно искоренение безграмотности, особенно среди женского населения, поможет остановить СПИД и победить нищету.