UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ: «ШЛИФОВКА» ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В Минобразования и науки Украины состоялось обсуждение проекта Национальной доктрины развития образования Украины в XXI веке...

Автор: Павлина Семиволос
Цель, как и мечта, должна быть светлой и жизнеутверждающей

В Минобразования и науки Украины состоялось обсуждение проекта Национальной доктрины развития образования Украины в XXI веке.

Собственно, вышеупомянутый документ на момент обсуждения являлся не более чем черновиком проекта — четвертым (но далеко не последним) и еще достаточно «сырым» вариантом доктрины. Полноценный проект должен выкристаллизоваться после многочисленных семинаров, совещаний, обсуждений в прессе и т.д. и т.п. «Шлифовка» продлится ориентировочно до ноября-декабря 2001-го, поскольку в конце года руководство министерства планирует представить проект доктрины на рассмотрение правительства.

Сама по себе доктрина станет стратегическим документом, который будет действовать как минимум двадцать лет. Разработчики проекта очень надеются, что доктрина не только даст исчерпывающий ответ на вопрос: «В каком направлении следует двигаться нашему образованию?». Выступавшие на обсуждении постоянно подчеркивали: документ ни в коем случае не должен быть сугубо декларативным, следует предусмотреть реальные механизмы воплощения проекта в жизнь. О том, какими должны быть эти механизмы, речь пойдет чуть ниже, а сейчас вкратце остановимся на основополагающих разделах рассмотренного варианта проекта доктрины.

«Цели, приоритеты и принципы развития образования». Раздел под таким ёмким названием — своеобразная квинтэссенция всего, к чему, собственно, должно стремиться. А это — создание условий для развития и самореализации каждой личности, формирование поколения, способного учиться всю жизнь, создавать и развивать ценности гражданского общества. Естественно, образование Украины имеет ярко выраженный национальный характер, который, впрочем, ни в коей мере не мешает приобщению наших сограждан к богатствам мировой культуры, воспитанию уважения к народам мира (раздел «Национальный характер образования»).

Если в будущем документы типа разрабатываемой доктрины станут беспрекословно выполняться, потенциальным школьникам и студентам можно только позавидовать. Качественное образование должно стать доступным вне зависимости от того, где находится учебное заведение — в большом городе или крошечной деревушке, вне зависимости от статуса школы, техникума или вуза и толщины кошелька родителей учащегося. Во всей Украине наступит эра качественного, соответствующего лучшим мировым образцам, образования (раздел «Равный доступ к качественному образованию»). Конечно, сегодня в это верится с трудом, но не согласиться с министром образования и науки Украины В.Кременем, что «именно к такому образованию следует стремиться», нельзя. Цель, как и мечта, должна быть светлой и жизнеутверждающей.

Отдельным параграфом вычленена необходимость беспрерывного обучения. Честно говоря, в обсуждаемом варианте проекта доктрины данный раздел выписан не наилучшим образом: слишком схематичен и перегружен терминологией настолько, что порой сложновато докопаться до смысла фразы. Пробравшимся же сквозь словесные джунгли становится понятно: разработчики доктрины хотят не просто реанимировать лозунг «Учиться, учиться, учиться» — сделать его жизненным кредо если не всех, то подавляющего большинства наших сограждан.

«Управление образованием». Главные принципы — поиск новых, открытых и демократических моделей управления, внедрение системы высокопрофессионального научного, аналитического и прогностического сопровождения управленческих решений, минимизация влияния конкретных должностных лиц на процесс управления образованием. Конечная цель — сделать всех участников педагогического процесса — от управленцев до родителей учащихся — активными, реальными субъектами развития образования.

О «Финансировании системы образования» участники обсуждения очень много спорили (что и не мудрено — самый животрепещущий вопрос). Посему на данном этапе со стопроцентной уверенностью можно сказать одно: этот раздел доктрины претерпит существенные трансформации. Вполне возможно, что к концу года некоторые его пункты окажутся кардинально измененными.

О том, что «подготовка учителя и педагога является центральной задачей модернизации образования, основополагающим принципом государственной образовательной политики», что «государство обеспечивает разработку и усовершенствование нормативно-правовой базы профессиональной деятельности учителя и его социальной защиты» и т.п., речь идет в разделе «Педагогические кадры». Сладкой музыкой звучат и слова следующего параграфа «Социальное обеспечение и защита участников образовательного процесса»: «государство гарантирует социальное обеспечение и защиту работников образования. Решение этой проблемы осуществляется путем повышения социальных расходов на систему образования, зарплаты и стипендии, проведение активной социальной политики».

Государство, общество и школа должны значительно больше внимания уделять здоровью подрастающего поколения — суть раздела «Здоровье нации через образование». Проект предусматривает изучение государственного, родного и нескольких иностранных языков («Языковая стратегия в образовании»). Государство обеспечивает становление демократической системы образования и воспитания, способствует укреплению связей между образованием и обществом, усилению роли органов общественного самоуправления («Связь образования с развитием гражданского общества»). Стратегическая задача государственной образовательной политики — конкурентный выход украинского образования на рынок мировых образовательных услуг — такова основная идея параграфа под названием «Международное сотрудничество и интеграция в сфере образования».

Как видим, даже беглое ознакомление с последним (на сегодняшний день) вариантом проекта доктрины дает основания утверждать: костяк будущего стратегического документа уже сформирован. Причем, как убеждены все, принявшие участие в обсуждении, костяк без особых дефектов и изъянов.

Что касается предложений, внесенных участниками обсуждения, то большинство из них были, безусловно, конструктивными, но из разряда «решается в рабочем порядке». Поэтому остановимся на самых принципиальных и существенных замечаниях, касающихся содержания доктрины. Начальник главного управления образования, науки и информационно-аналитического обеспечения Минздрава Украины Юрий Вороненко считает: беспрерывное обучение не станет реальностью для Украины, если последипломное образование не будет поддерживаться (читай: хотя бы частично финансироваться) государством. Нынешний же вариант доктрины гласит — «последипломное образование учитывает потребности граждан, предприятий, организаций, учреждений и финансируется за счет их средств». Нигде в проекте доктрины не идет речь о психологической службе в учебном заведении, психологическом здоровье школьников и студентов. Подобное досадное упущение обязательно следует исправить, убеждена академик Академии педагогических наук Украины Неля Нычкало. Первый вице-президент АПН Украины Василий Мадзигон внес предложение дополнить проект доктрины новыми разделами «Материально-техническое обеспечение» и «Организация и выпуск учебников на электронных носителях». В доктрине обязательно должна быть программа поддержки ведущих вузов страны, являющихся нашим национальным достоянием, — таково мнение замминистра образования и науки Украины Михаила Степко.

Ну и, наконец, несколько слов относительно механизмов воплощения доктрины в жизнь. Что бы кто ни говорил, какие бы идеи ни выдвигал, без надлежащего финансирования мы будем с успехом продолжать строить лишь воздушные замки. Ведь еще великий Гете изрек: «...хотеть недостаточно, надо действовать». А гениальный Петрарка в свое время сделал не менее примечательное заявление: «...Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, желает искренно и вполне, — такое желание не может оказаться безуспешным». Так, может, мы на полпути?