UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАША ОБРАЗОВАННОСТЬ: МИФЫ И РЕАЛИИ

Среди худших элементов наследия прошлого - травмированный менталитет и низкая компетентность (реализуемые знания, умения и навыки) населения Украины...

Автор: Константин Корсак

Среди худших элементов наследия прошлого - травмированный менталитет и низкая компетентность (реализуемые знания, умения и навыки) населения Украины. Молодое государство унаследовало не армию профессионалов, способных действовать быстро и изобретательно в любых условиях, а огромную растерянную толпу «обученных беспомощностей», которых готовили (и подготовили!) к послушанию, действиям в четко определенных границах функциональных обязанностей. Политические цели правителей СССР отражались в содержании школьных предметов акцентом на важное для военно-промышленного комплекса, а не жизненно необходимое для каждого гражданина.

Один из унаследованных мифов - убеждение в качестве советской системы образования, следовательно, высоком уровне образованности активного населения Украины и других постсоветских стран. Различия в работе статистических служб в СССР и странах Запада делали невозможным точное сопоставление образованности населения. Например, к началу 90-х годов лица с дипломами вузов составляли в Канаде 40% всей возрастной группы 25-65 лет, в США - 36%, Австралии - 31%, Норвегии - 25%, Швеции и Новой Зеландии - 23%, ФРГ - 22%, Швейцарии, Бельгии и Нидерландах - 20%, Дании и Финляндии - 18%, Англии и Ирландии - 16%, Франции - 15%, Испании - 10%, Австрии - 7%, Италии - 6%.

После переписи 1989 г. аналогичный уровень образованности для лиц послешкольного возраста в республиках СССР составлял: в Грузии - 15,1%, Армении - 13,8%, Эстонии - 11,7%, Латвии - 11,5%, России - 11,3%, Беларуси - 10,8%, Литве - 10,6%, Азербайджане - 10,5%, Украине - 10,4%, Казахстане - 9,9%, Киргизии - 9,4%, Узбекистане - 9,2%, Молдове - 8,7%, Туркмении - 8,3%. Не слишком блестящие достижения советской системы образования подтверждаются и тем, что по количеству студентов на 100 тыс. чел. населения СССР занимал 44-е место в мире (Украина с Белоруссией делили между собой 49/50-е места).

Это отставание было вызвано сочетанием убеждения в неизменности высокого класса советской высшей школы и стремления руководства СССР достичь желаемого минимумом затрат. Если в конце 50-х годов она почти по всем показателям входила в число мировых лидеров, то к моменту его развала оказалась среди систем стран-середняков из третьего мира.

В контексте проводимого нами анализа перечислим главные недостатки современной высшей школы и всей системы образования Украины.

1) Среднее образование большей частью было профессиональным и предоставляло право поступать в вузы не всей молодежи, а лишь 55-60% всей возрастной группы (тем, кто получил аттестат зрелости в школе, аналогичный документ в училище или диплом в техникуме). Это сразу лишало шансов продолжить образование почти половину населения.

2) Около двух третей молодежи, получающей общее среднее образование, учится 10 лет, треть - 11 лет (наша начальная школа имеет два учебных плана - трехлетний и четырехлетний) при 7 - 7,4 тыс. астрономических часов занятий. Это обучение значительно уступает продолжительности обучения в развитых странах Запада. Там для завершения общего среднего образования требуется 12-13, а иногда - 14 лет (абсолютная длительность - от 9000 до 12000 часов). В результате планируемого с 2001 года перехода на 12-летнюю среднюю школу Украина в 2013 г. будет по продолжительности обучения на уровне, которого в 1999 г. достигли аутсайдеры среди стран - членов Европейского союза.

3) И прежде, и теперь в Украине в вузах учится менее трети возрастной группы 18-23 лет, что почти вдвое уступает показателям большинства развитых демократических стран и лидерам среди стран третьего мира. Наша высшая школа все еще остается элитарной и только в последние годы демонстрирует признаки начала перехода к стадии массовой.

4) До невообразимого размера возрос разрыв между фактическими и требуемыми рынком труда знаниями и умениями выпускников вузов Украины за короткий период 90-94 гг. «Старые» знания и умения хорошо подходили лишь для военизированной экономики СССР. Они почти мгновенно обесценились, а их обладатели из «богачей» стали «бедняками». За показателями приведенных ниже таблиц следует видеть именно такие «псевдокадры», успешная деятельность которых в рыночной и немилитаризированной экономике возможна только после дообучения, переобучения или других форм приобретения основ новых навыков. Это означает, что фактический образовательный уровень взрослых граждан Украины в два-три раза ниже статистического. Страна должна учить не только всю молодежь, но и большую часть взрослого населения!

5) За годы независимости почти полностью исчезла вечерняя форма обучения в вузах, значительно сократилась заочная (дистанционная). Это противоречит как мировым тенденциям роста этих видов обучения (особенно - дистанционного), так и потребностям населения Украины.

От советского времени Украина унаследовала систему высшего образования с весьма неравномерным распределением вузов по ее территории и наличием двух «столиц» - Киева и Харькова. Значительные регионы на западе и в центре остались «недоразвитыми», а их населению особенно трудно получить высшее образование. Следует признать, что власти осознают этот недостаток, о чем свидетельствует табл.1, где собраны данные многих источников (ИЧР - индекс человеческого развития). Для выделения значительных отличий разных регионов Украины мы отказались от традиционного для наших статистических служб распределения областей по алфавиту.

Данные таблицы свидетельствуют о многом - уступающем в два-три раза мировому уровню развитых стран потенциалу высшего образования Украины, формировании в Тернополе второго на западе Украины вузовского центра, малом уровне охвата населения высшим образованием во всех аграрных областях, низком показателе потенциала весьма индустриализированной Днепропетровской области, особой сложности социальной и образовательной ситуации в Закарпатской области и пр.

Не менее половины областей Украины нуждаются в немедленном увеличении открытости высшего образования для населения, следовательно, в развитии всех видов обучения (особенно - дистанционного).

Весьма любопытны данные об уровне количества дипломированных лиц для групп различных профессий. На начало 1998 г. дипломы среднего специального обучения имела пятая часть занятых, высшего - шестая (16,7%).

Группу пяти отраслей-лидеров по дипломам низшего уровня составили (указан процент занятых с дипломами данного вида): охрана здоровья, физкультура, социальное обеспечение - 44,1%; культура - 36,6%; финансирование, кредитование и страхование - 35%; торговля - 32,9%; аппарат органов гос- и хозуправления, управления государственных и общественных организаций - 29%. Укажем и аутсайдеров: строительство - 17,1%; жилищное хозяйство - 17%; транспорт - 16,5%; рыбное хозяйство - 11,7%; сельское хозяйство - 8,9%.

Несколько иное распределение и гораздо больший контраст разных отраслей по дипломам высшего уровня (табл.2).

В доступных источниках нет обоснованных данных о рынке труда в Украине начала ХХI ст. Отсутствие прогнозов вполне понятно - никто в Украине не возьмется в современных условиях чрезвычайной политики предсказать события не то что на 10-20, на ближайшие два-три года.

Приведем один пример. Если в будущем большая часть экономики и производства в Украине будет ориентирована на рынки Российской Федерации, других стран СНГ и части стран Востока, то следует сохранить в основных чертах номенклатуру специальностей, введя умеренные коррекции необходимого уровня, связанные с появлением частного сектора и пр. В этом случае сохраняется пригодность знаний и умений большей части преподавателей, программ подготовки студентов и пр.

Если же Украина, следуя примеру Балтии и Польши, устремится «на Запад» - в Европейский союз и НАТО, то придется вводить гораздо большие изменения в систему образования, полностью модифицировать содержание обучения и перейти на гораздо более высокие стандарты качества продукции всех видов - как промышленной или аграрной, так и интеллектуальной. Различия требований к высшему образованию в этих двух случаях столь велики, что речь может идти почти о двух разных системах среднего и высшего образования в Украине.

В количественном отношении главные изменения в системе образования Украины за последние три года можно выразить следующим образом:

с сентября 1998 г. платят за свое обучение более половины поступивших в вузы;

благодаря снижению барьеров для получения платного высшего образования несколько (на 15-20%) возрос контингент вузов университетского уровня;

происходят стихийные, но значительные изменения в номенклатуре специальностей и распределению студентов по профилям подготовки. Они стремительно приближаются к стандартам стран Запада. Весьма заметна тенденция постепенного сокращения инженерно-технологических профилей и пропорционального увеличения преимущественно экономическо-менеджерского направления.

Из всего вышеизложенного следуют два наиболее существенных вывода:

1) Реальный образовательный уровень активного населения Украины существенно ниже типичных показателей для большинства развитых стран, а также части экс-социалистических и стран третьего мира.

2) Реализационные возможности уже обученного населения Украины низки и не соответствуют требованиям современного и будущего национального и европейского рынков труда.

Этих двух факторов уже вполне достаточно для того, чтобы объединить все возможные усилия для развития наиболее приемлемых и экономически оправданных в современных условиях форм приобретения новых знаний и навыков. Для значительной части потенциальных клиентов лучшей (а часто - единственно возможной) является дистанционная форма обучения.