UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАЛИЧКЕ — БОЙ, РОДИТЕЛЯМ — СВОБОДУ

Директор одного из хваленых киевских лицеев как-то полушутя сказала, что есть у нее Петя-ксерокс, В...

Автор: Виктория Викторенко

Директор одного из хваленых киевских лицеев как-то полушутя сказала, что есть у нее Петя-ксерокс, Вова-унитаз, Костя-юрист и прочие полезные молодые люди, которые без особых умственных напряжений числятся в передовиках учебы. Забавные прозвища ребята получили не по заслугам, а по услугам, которые исправно оказывают школе их родители. Те же оборотистые папы-мамы узурпировали власть в родительском комитете и учредили в связке «семья-школа» определенные финансовые порядки. Теперь менее удачливым и менее обеспеченным родителям приходится ломать головы над непростыми задачками: накормить дитя полноценным бутербродом или отнести стоимость масла в фонд класса для покупки книжных полочек? Скопить на теплую курточку или платить за загадочный факультатив по физике? Выбор в пользу здоровья ребенка может неприятно отразиться в табеле его успеваемости. А тут еще всем миром постановили сброситься к

8 Марта на новый холодильник для любимой классной руководительницы. Англичанка ходит за мамой хвостом, настойчиво предлагая себя в репетиторы «тугодумному» Васе... Современная школа, разочаровавшись в державном бюджете, изобрела минимум пять способов честного изымания денег из бюджетов семейных. Причем два из них - фонды и платные услуги - считаются законными, именно поэтому всерьез и надолго ими заинтересовалась Киевская прокуратура.

- Проверка была организована по нашей инициативе, - говорит начальник отдела по надзору за соблюдением законов о правах несовершеннолетних Киевской прокуратуры Антонина Дисак, - но также спровоцирована большим количеством жалоб родителей. Ведь кроме негласных сборов наличных денег в пользу школы пару лет назад им были навязаны платные кружки и так называемые благотворительные взносы.

Заниматься самостоятельными заработками государственным учебным заведениям всех уровней официально разрешили зимой 1997 года, когда Кабинет министров (постановление №38) утвердил перечень платных услуг, а Министерство образования, Министерство финансов и Министерство экономики издали совместный приказ, пытаясь расчертить механизм внедрения новинки. Идея сама по себе славная: если молодое поколение все еще имеет повышенную тягу к наукам, искусству либо спорту, то почему бы, допустим, школе не отбить потенциальную клиентуру у детских центров творчества или спортклубов? От платного кружка рисования или математического факультатива в стенах альма-матер тройная польза: детям - дополнительное развитие, мамам - спокойствие за досуг любимого чада, школе - законная внебюджетная денежка. Правда, дельце предлагалось хлопотное, директивные документы, как водится, грешили туманностью, поэтому консервативные администраторы решили, что лучше пока не ввязываться. А вот смелые и смекалистые прикинули, что выгода-то налицо, особенно если на заказчиков платных услуг в лице пап и мам немножко поднажать педагогическим авторитетом и не особенно посвящать их в тонкости правового поля.

Прежде всего наши склонные к авторитарности педагоги пренебрегли принципом добровольности. Моя приятельница как-то обронила, что ее сына приняли в первый класс престижной школы только при жестком условии посещения платного кружка хореографии. Но номер школы решительно отказалась назвать, изобразив на лице неподдельный испуг. В «Первой ласточке» (школа-детский сад Минского района столицы) семьи тоже долго не роптали, хотя речь шла почти о 150 гривнях. Сумма, которую мог бы по достоинству оценить любой приватный колледж, взималась всего-то за три кружка и работу группы продленного дня для первоклассников. Надо сказать, что директору Татьяне Рыбачек изначально повезло с контингентом - подобрались состоятельные родители, интеллигентные и послушные. Поэтому все дополнительные услуги были объявлены непременным условием жизни детей в «Первой ласточке», а в их стоимость заложены все материальные притязания современной школы, начиная от перманентного ремонта, дополнительных ставок и заканчивая какими-то загадочными «непредвиденными затратами». Родители детей дошкольного возраста платили немного меньше. Благодаря этому на счет бюджетного заведения исправно «капало» порядка 10 тыс. у.е. в месяц дополнительно.

Но когда директор объявила о подорожании платных услуг до 195 гривен и намекнула, что это еще не предел, родители первоклассников взбунтовались. Их возмутили не только финансовые аппетиты директора, но и ее открытое нежелание отчитаться перед «налогоплательщиками» за истраченные денежки.

Скандал вспыхнул и стал развиваться по стандартному сценарию: взаимоупреки, обиды, оскорбления, жалобы во всевозможные инстанции, разведение руками начальства, хождение по кабинетам, попытки директора психологически надавить на бунтовщиков вплоть до угрозы отчисления ребенка за неуплату...

- Проверка районной прокуратуры, - сказала Антонина Дисак, - выявила в «Первой ласточке» ряд существенных нарушений. Директор получила взыскание за превышение служебных полномочий, Минский райотдел образования урегулировал стоимость и порядок оплаты дополнительных услуг. Сейчас ситуацию пытаются нормализовать...

Но «ласточка» уже на грани крутого пике. Слова, сказанные в кабинетах начальства, имеют в коридорах школы-детсада совсем иное звучание. Директору непривычно и неприятно переходить на законно скромный финансовый паек, родителям больно за измотанные нервы и невольный психологический дискомфорт своих детишек. Одна из мам-«первоклассниц» Ольга Безверхая рассказала, что некоторых ребят забрали из школы прямо в разгар зимы, родители первоклассников хотят перевести детей в другие школы перед началом следующего учебного года, мамы-«дошкольницы» сомневаются, стоит ли теперь оставаться в этой конфликтной и дорогой «Первой ласточке» или не стоит...

А ведь в масштабах города это далеко не первый сад и не первая школа, где под шумок платных услуг самостоятельно подкорректировали статью 53 Конституции о праве на бесплатное образование. Например, в лицее №100 «Подол» учеников начальных классов обязали посещать целых 10 факультативов за родительские денежки, пяти-семиклассников - по 6. А ребята из восьмых и девятых классов за счет папиного кошелька исправно «отпахивали» по шесть часов профильного обучения в неделю. Согласно директивным документам, все платные услуги надлежит оказывать сверх программного объема материала и строго во внеурочное время. Но вот в школах №79, 57 кружки ловко ввернули в основное учебное расписание. Расчет безошибочный: не отправлять же одних детей шататься по улицам, пока другие будут прилежно зубрить английский или заниматься шейпингом.

- Нарушения в организации платных услуг, - прокурор листает материалы проверок, - зафиксированы во многих школах практически всех районов столицы. К примеру, в 67-й директор издала приказ, предусматривающий оплату за кружки наличными деньгами. В 301-й начальной школе «Творчество» обязанности кассира почему-то возложили на заместителя директора. Во многих школах в стоимость кружков включили доплаты к окладам для лиц, абсолютно к работе кружков непричастных. Как правило, не составлялась смета, не оформлялись заявления и договора с родителями. Их просто ставили в известность: «Платите столько-то...» Не меньше нарушений и в благотворительных фондах. Во-первых, они не при всех школах зарегистрированы, во-вторых, взносы принимались наличными деньгами, в-третьих, благотворительность предполагает все-таки добрую волю, а не принуждение.

Что интересно: в развитых странах, к примеру в Англии, Франции, Израиле, государственным школам тоже не хватает выделяемых средств. Они тоже зарятся на карманы родителей и время от времени запускают туда руки. Другое дело, что их храмам науки не хватает на компьютеры нового поколения, а нашим - на столики под графопроекторы. Но ведь и карманы у рядового англичанина, француза от «кишень» рядового украинца отличаются. Несколько иное у них представление о законе, чувстве собственного достоинства и взаимоуважении. Представитель минобразования провинции Саскачеван (Канада) Юрий Жеребецкий, например, тоже посетовал на дороговизну тамошнего бесплатного образования. Но когда я завела речь о наличке и давлении на родителей, он долго не мог меня понять. А когда понял, отчаянно замотал головой: «Это невозможно! При нашем уровне безработицы ни один руководитель не станет рисковать местом. Родители перечисляют деньги только через банки, только по коллективной договоренности, а потом самолично следят за тем, как школа истратила каждый доллар. И даже пытаются вмешиваться в работу руководителя. Ведь они платят деньги, стало быть - диктуют условия».

У нас тоже искренне хотят перенять зарубежный опыт общественного самоуправления школами. Больше года тому назад в Киеве была создана Ассоциация родителей учеников школ, сейчас готовится положение о родительском комитете. Но так ли уж подходит нам сегодня чужой, отлаженный годами, опыт? Вездесущая коррупция прочно загнездилось и в стенах школ. Места в родительских комитетах, как правило, занимают далеко не самые бедные граждане, чьи не всегда самые умные дети автоматически зачисляются в ученическую элиту. А зарабатывается любовь и нежность со стороны педагогов не презентами из личного кармана, а таким вот нехитрым способом, как в школе №310.

- На заседании родительского комитета, - рассказывает Антонина Дисак, - выступил директор, зачитал свои соображения по поводу введения платных услуг и создания благотворительного фонда. После чего было принято решение согласиться со всеми предложениями и установить размер ежемесячного благотворительного взноса в фонд - 30 гривен. Такие факты не единичны, они зачислены нами в разряд нарушений.

- Ладно бы еще только на нужды школы собирали, - подключилась к разговору старший помощник прокурора Радянского района Анжела Лавицкая, - а то ведь у нас в школах №58, 134, 11 прямо в детских дневниках не стеснялись писать: «Принести деньги на подарки учителям...» Узнав, что была проверка, родители к нам косяком пошли: «Помогите, мы же просто стонем под гнетом поборов, оформленных как протокол заседания родительского комитета». Директорам на руку кивать в сторону своих приспешников: дескать, это они, родители, сами захотели денежки сдавать, а не мы их заставили. Но ответственность за нарушения будет нести руководство школы. И никто другой.

Разумеется, к прокурорским проверкам директора с педагогами отнеслись без тепла и трепета. Одни восприняли ревизию как очередную неприятность, с которой лучше смириться. Другие - как произвол силовиков, против которого можно протестовать. Директор школы №172, например, назвала повестку «плохо оформленной бумажкой» и в прокуратуру не желала являться, не собиралась выполнять предписание. Одна из классных руководительниц школы №58 во всеуслышание заявила родителям на собрании: «Как собирали с вас, так и будем собирать». Наверное, чтобы не обольщались...

Что ждет головы непокорных руководителей? По крайней мере, не похвала. Но и не плаха. Пока что результаты проверок окончились только взысканиями, хотя измученные поборами семьи явно ждали парочки публичных казней. Только тем, кого сегодня «пронесло», не стоит слишком расслабляться.

- В некоторых районах проверки еще продолжаются. Не исключено, что на директоров, явно использовавших родительские деньги не по назначению, будут заведены уголовные дела. И еще я хочу предупредить - директорам школ таки придется принять во внимание слова прокурора Антонины Дисак, что наша ревизия - не одноразовая кампания. Киевская прокуратура намерена держать школы под постоянным контролем. Проверки будут регулярными, поскольку проводятся в интересах детей. Ведь очень часто родители вынуждены жертвовать их здоровьем, питанием, чтобы оторвать для школы требуемую сумму. Сейчас мы подготовили представление в Киевскую горадминистрацию, письмо в Генеральную прокуратуру с конкретными предложениями об укреплении правовой базы. В школе пора наводить порядок, нравится это кому или не нравится.

Не нравится - однозначно. Но, на беду руководителей учебных заведений, прокуратура не едина в своем порыве спасти родительские кошельки от растерзания. Начальник Главного управления образования г.Киева Борис Жебровский несколько месяцев тому назад издал приказ «О предупреждении нарушений в предоставлении платных услуг», где узаконил для семей свободу выбора и наложил суровое табу на наличные деньги в школе. Условия игры таковы: все взносы в благотворительные фонды должны осуществляться сугубо добровольно. А если школа уж очень заканючит о чем-нибудь родителей, сколько и на что именно собирать - следует решать не родительскому комитету, а на общем родительском собрании. (Правда, не совсем понятно, как быть тем, кто в меньшинстве поднимет руку «против» из-за бедности, а не жадности. Вариант поведения: не давать и стоять на своем до последнего. Если хватит мужества.)

Любые пожертвования, оплата за кружки, любые услуги должны перечислять через банковские учреждения. Что касается кружков и факультативов, то никто и ни при каких обстоятельствах не может заставить вашего ребенка исполнять ненавистные па или убиваться над мерзкими формулами. Если же он сам просится на танцы или вы увидите в нем будущего Эдисона - пожалуйста! Только напишите на имя директора соответствующее заявление и оформите со школой договор на предоставление услуг, где будет оговорена цена и порядок оплаты. Все очень серьезно. Ведь если услуга будет признана некачественной - можете требовать обратно свои денежки. (Правда, не совсем понятно на сегодняшний день, кто именно будет оценивать качество услуги и каким образом возвращать деньги. Поэтому не исключены и судебные варианты - если у вас хватит энтузиазма.)

В активе педагогов осталось еще минимум два-три не оформленных документами способа принудить родителей раскошелиться. От откровенного «Дай, подари, а не то будет ваш Васечка без «пятерок» в дневнике» до завуалированного «Мне необходимо дополнительно позаниматься с вашим Васечкой, а не то ему никогда не подтянуться до Вовочки». Но это совсем другая тема.

А мне хотелось сказать еще пару слов о платных услугах. В постановлении Кабмина, совместном приказе трех министерств вроде нечаянно забыли о сиротах и детях из крайне необеспеченных семей. Вроде не бывает среди них талантливых, пытливых, старательных, жаждущих света и знаний. С точки зрения Генеральной прокуратуры, такая позиция идет вразрез с принципом социальной справедливости и даже самой Конституцией. Но вопрос все еще находится на рассмотрении в «больших» кабинетах Министерства образования. Неужели для сироты нам уже и школьного кружка жаль?