В новых учебных планах на 2002—2003 год, принятых Министерством образования и науки Украины, предусмотрено изучение иностранного языка уже со 2-го класса. Нововведение касается не всех, а только детей, которые пошли в школу в 2001 году и стали «пионерами» двенадцатилетки. Ученики, обучающиеся по старой системе, то есть начинающие изучать иностранный язык с пятого класса, будут заканчивать школу и сдавать экзамены по старой программе.
Аргументируя преимущества принятого решения, начальник главного управления содержания образования МОН Украины Павел Полянский утверждает: «Это делается для того, чтобы выпускники школ были социально успешными в жизни: могли сделать карьеру, получить высшее образование, да и, наконец, смогли общаться со многими людьми. Ведь язык значительно расширяет круг общения и вообще поднимает личность на более высокий культурный уровень».
Еще в прошлом году были полностью разработаны новые учебные программы для учеников 2—12 классов. Это программы по английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам, кардинально отличающиеся от своих предшественников прежде всего тем, что отвечают общеевропейским стандартам. В разработке принимали участие лучшие украинские специалисты и зарубежные эксперты (представители British Consul, Французского культурного центра и других иностранных учреждений). П.Полянский называет эти программы рамочными, поскольку учителям и детям предоставлена достаточно широкая автономия. Теперь у педагога «руки и ноги не связаны», в учебной программе не расписан каждый его шаг.
Чтобы узнать, сколько сегодня необходимо учителей-«иностранцев» и каким должен быть тираж соответствующих учебников, во всех школах Украины провели опрос среди учеников: какой иностранный язык они хотят изучать. На первое место вышел английский, далее немецкий, потом французский и на последнем — испанский. Решить проблему с учителями, в частности на селе, реально, считает начальник главного управления содержания образования МОН. Скажем, в отдаленное село может приезжать преподаватель из соседнего городка. А чтобы это не было «накладно», нужно сделать такое расписание, чтобы в один день он проводил уроки в нескольких классах, а не ездил каждый день ради 1—2 уроков.
Если говорить об учебниках, то в прошлом году был издан полный комплект пособий по французскому языку для 2—12 классов. Сегодня находятся в типографии (на разных стадиях готовности) учебники по английскому, немецкому и испанскому языкам для второклассников.
Министерство образования почти собрало данные по каждой области: сколько учителей и какого языка есть и сколько нужно. Оказалось, нынешняя обеспеченность составляет 85—90%. П.Полянский убежден: нехватку учителей можно компенсировать, во-первых, введя во всех учебных заведениях, готовящих педагогов младших классов, специальность «иностранный язык». Тогда государство будет знать, сколько заказывать преподавателей по конкретному иностранному языку, и таким образом сможет регулировать их количество. Во-вторых, в младших классах могут преподавать те учителя, которые читают иностранный язык в средних и старших. Конечно, для них обязательно нужно провести специальные курсы, где их ознакомят со спецификой работы с малышами, ведь эта возрастная категория требует особого отношения и своеобразной методики. В-третьих, преподавать иностранный язык младшим школьникам могут студенты старших курсов соответствующих специальностей.