UA / RU
Поддержать ZN.ua

НА МОСКВУ! В РОЛИ ШТУРМОВИКОВ — КИЕВСКИЕ ПЕДАГОГИ

На прошлой неделе столица РФ принимала просвещенцев из главного города Украины. В рамках Дня киев...

Автор: Павлина Семиволос

На прошлой неделе столица РФ принимала просвещенцев из главного города Украины. В рамках Дня киевского образования в Москве побывали 400 руководителей и преподавателей образовательных учреждений, представителей ученического самоуправления, родительской общественности и СМИ столицы Украины.

Ехали мы в Белокаменную на спецпоезде: в каждом вагоне — просвещенцы одного из киевских районов плюс вагон сотрудников Главного управления образования и науки Киевской госадминистрации, где «прописали» и журналистов. Так, «повагонно» мы и перемещались по Москве. Каждый район столицы Украины закрепили за одним из московских округов, точнее — окружным управлением образования, разработавшим свою программу приема гостей. Таким образом киевляне познакомились с учебными заведениями всех московских округов, провели показательные уроки, мастер-классы, приняли участие в «круглых столах», совместных педагогических советах.

Море света и зелени — так в нескольких словах можно охарактеризовать гимназию №1529 Центрального округа, где побывала наша часть делегации. Это учебное заведение — одно из наиболее известных в Москве, славящееся своими педагогическими кадрами. Сегодня к числу его безусловных «изюминок» принадлежит и само здание, в котором расположена школа. В конце 2002-го она с Садового кольца переехала, по сути, в полностью обновленное, перестроенное и достроенное здание на Втором Обыденском переулке. К слову, учащиеся и педагоги этой гимназии — не единственные счастливчики в Москве: в городе действует программа капитальной реконструкции зданий столичных школ. И уже несколько московских учебных заведений среднего звена не просто могут похвастать хорошим ремонтом — они «поселились» в настоящих школах ХХI века.

В целом образовательное пространство Москвы — это свыше 3800 учебных учреждений, где воспитываются и обучаются 1,5 млн. детей. В столице РФ 1500 государственных школ и около двухсот частных (в Киеве, соответственно, 518 и 20). Все программы, предлагаемые департаментом образования города Москвы (ДОГМ), реализуются на межведомственной основе. Практически нет ни одного столичного комитета, департамента, управления в социальном секторе, которые бы не работали на их выполнение. Все это не только отличает московское образование от региональных, но и способствует тому, что учебные заведения столицы самые продвинутые в стране.

Компьютерами оснащены 90% московских школ, стопроцентно — вузы, входящие в систему ДОГМ, и около 10% учреждений дополнительного образования (бывшие межшкольные дворцы и дома пионеров). И если министерство образования (МО) РФ своей программой информатизации ставит задачей к 2005 году достичь такого уровня, чтобы на один ПК приходилось 80 школьников, то в Москве уже сегодня «за одним компьютером» работают 50 ребят (в Киеве ситуация примерно такая же).

И для России, и для Украины более чем актуальна проблема объективного оценивания учебных достижений учащихся. Но если мы в этом году лишь обкатываем машину сертификационного тестирования, то в РФ эксперимент по проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) идет уже несколько лет, в 2003-м в нем участвуют уже 46 регионов. Характерно, что москвичи относятся к введению ЕГЭ осторожно. То, как он проводится в других субъектах федерации, не устраивает ДОГМ ни по технологиям, применяемым при его проведении, ни по финансовым затратам. Отнюдь не в восторге руководство столичного департамента образования и от качества подготовленных тестов, перечня экзаменов, которые нужно сдавать по ним. Но поскольку в 2004/05 учебном году ЕГЭ в столице России все же введут, ДОГМ решил: будем проводить его по-своему. Для этого при департаменте создали пять рабочих групп. Их представители выезжали в Новосибирск, Новгород, Ростов, Псков, посмотрели, как там проходят единые государственные экзамены. Обобщив результаты поездок, московские просвещенцы сели за подготовку положения о проведении ЕГЭ, которое предложат рассмотреть министерству.

Как у нас, так и у них, напряженка с педагогическими кадрами. Учителя-мужчины в обеих столицах давно стали чуть ли не экзотикой: среди преподавателей киевских с/ш их около 12%, среди московских и того меньше — 11%. Учебные заведения среднего звена и здесь, и там, с точки зрения возраста работающих в них педагогов, перманентно стареют. Москвичи провели мониторинг среди молодых учителей с целью выяснить, почему не все они идут в школы? Оказалось, практически половина абитуриентов, поступающих в педвузы, уже изначально не собираются работать по специальности. Главная задача — получить высшее образование, причем не важно какое, был бы только диплом.

Каков выход из ситуации? По мнению руководства ДОГМ, следует проводить профессиональный отбор желающих стать учителями. МО нужно пересмотреть правила приема в педвузы, уделяя внимание в первую очередь учительским династиям и работающим в школе людям без высшего образования, но хорошо зарекомендовавшим себя с профессиональной точки зрения. С другой стороны, важна и профориентационная работа среди школьников, открытие педагогических классов. Следующий шаг — проведение целевых наборов. По окончании высшего учебного заведения «целевик» свое обучение в педвузе обязан будет отработать в школе.

Как относятся просвещенцы Киева к российским новшествам? Есть ли у Киева программа «Столичное образование»? Конфликтует ли Главное управление образования и науки г.Киева с МОН Украины, как ДОГМ с МО РФ? — в свою очередь интересовались московские журналисты у начальника Главного управления образования и науки столицы Украины Бориса Жебровского.

— Российские и украинские, в частности, московские и киевские образовательные проблемы очень схожи, — убежден Борис Михайлович. — Но там, где россияне идут через эксперимент, апробируют новшество на отдельных регионах, мы делаем сразу на всю страну. Полагаю, российская позиция во многом более взвешенна. Что же касается изменений, происшедших в украинском образовании, то, на мой взгляд, они носят скорее фасадный характер. Поменяли систему оценивания, слово «четверть» — на «семестр», вместо десяти-одиннадцатилетки ввели двенадцатилетку. Безусловно, это нужно было делать. Более того, считаю это гениальным РR-ходом: мы привлекли внимание общественности к образованию, все о нем заговорили. Но теперь мы подошли к самому сложному — стандартам, содержанию образования. И оказалось, что сил практиков и ученых не хватает, что здесь сталкиваются интересы и предметников, и институтов, и разные мнения. То же самое и с сертификационным тестированием. Наверное, оно сразу не «пойдет».

— В Киеве тоже есть программа «Столичное образование», рассчитанная на пять лет, — продолжил Б.Жебровский. — Возможно, она менее концептуальна, нежели московская: над ней работали не ученые. Мы начали снизу, от учителя, так что наша программа более практична. В ней — анализ современной ситуации, цель и средства ее достижения. Но, к огромному сожалению, в последний год программа финансируется не в полном объеме, и ее реализация притормозилась.

Мы — столица. Поэтому порой позволяем себе не дожидаться решений сверху, а начинать раньше. Да, иногда наша точка зрения и МОН Украины не совпадают. Скажем, в рамках программы «Киевский учебник» мы создали экспериментальную программу и учебное пособие по информатике для 1—4 классов. Министерство считает, что приобщать к ПК детей этого возраста рано, эксперимент не утвердили. Но мы его все равно проводим в пятидесяти школах. И это нормально, столица должна делать первый шаг даже в том направлении, где еще идут дискуссии.

Киев и Москва, повторюсь, на уровне идей и проблем очень похожи. Но вот каким образом первые реализовать, а вторые преодолеть? Считаю, при хорошем контакте, возможно, создав даже какие-то временные научные коллективы на том или ином направлении, сможем двигаться вперед значительно быстрее.

…Уже под самый занавес пребывания в Москве журналисты попросили нашего гида пресс-атташе ДОГМ Александра Гаврилова устроить импровизированную экскурсию по центру вечернего города. Ярко, магазинно, людно. Короче, и здесь все во многом почти такое же, как в Киеве. Интересно, согласятся со мной московские просвещенцы, чей ответный визит в столицу Украины запланирован на октябрь с.г.?