UA / RU
Поддержать ZN.ua

На пути к "Европе знаний"

Государственная политика в создании конкурентных преимуществ должна сосредотачивать усилия прежде всего на развитии образования и науки.

Автор: Олег Зубчик

Гарантией высокой конкурентности и устойчивого развития экономик, государств и самих обществ являются не столько естественные ресурсы или высокотехнологическое производство, сколько человеческий капитал. Ведущую роль в его формировании играет высшее образование.

В международных рейтингах конкурентоспособности Украину относят к развивающимся странам, т.е. характеризующимся повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом и чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности. По ежегодным данным отчета Всемирного экономического форума, Украина значительно уступает странам с развитой экономикой.

Конкурентоспособность страны определяется факторами, среди которых важную роль играют ее научный потенциал, уровень образованности населения, человеческий капитал. В развивающихся странах, в частности и в Украине, человеческий капитал - это самый недооцененный актив.

Что такое человеческий капитал? Чем он является для гражданина и для государства? Для гражданина человеческий капитал - это текущая стоимость всех будущих заработных плат. С качественными актуальными знаниями и затребованной профессией вы всегда будете иметь шанс на трудоустройство и справедливую заработную плату.

Для государства качественный человеческий капитал - это конкурентные преимущества национальной экономики. Это и ноу-хау, и инновации, и специфические знания, и особые профессиональные компетенции трудового ресурса.

Две трети национального богатства современной экономики приходится на человеческий капитал, формируемый в высшем образовании. 56% ВВП вырабатывают специалисты с высшим образованием.

Высшее образование дает человеку три основные возможности - быть развитой личностью, успешной в жизни, быть конкурентоспособной на рынке труда и способной сделать сознательный гражданский выбор. Качественным можно назвать образование, обеспечивающее реализацию всех трех возможностей.

Миссия высших учебных заведений - это обучение, исследование, взаимодействие между образованием, наукой, бизнесом, местными общинами и другими сообществами. Когда три составные части миссии объединяются, высшее образование выполняет цель, которую перед ним ставят современные общества, - формирование инновационной экономики. А сами университеты и академии превращаются в площадки, генерирующие новые знания, идеи, технологии, стратегии развития.

Чтобы продемонстрировать, чем на самом деле должен стать университет для конкурентоспособности страны, следует вспомнить пример Японии. Около 20 лет назад Гюнтер Паули, автор проекта "Синяя экономика - 10 лет, 100 инноваций, 100 миллионов рабочих мест", изложил свою идею "Нулевых выбросов" Эйтору Гургулину де Соуза, ректору университета ООН в Токио. Тот сразу же взял его на работу как своего специального советника. Университет стал "воротами" и "лабораторией" этой идеи. Вскоре концепция "Нулевых выбросов" была распространена в Японии и других странах. Частные японские компании быстро начали инвестировать в технологии и оборудование, чтобы на практике реализовать эту оригинальную концепцию, повышая конкурентоспособность страны.

Насколько достигают этой цели украинские высшие учебные заведения? Украинские вузы повышают свои рейтинги, но все еще остаются одними из самых непопулярных в мире. За все годы независимости лишь в этом году двум украинским вузам удалось попасть в 500 лучших мировых университетов по версии QS World University Rankings 2014/15. Это Киевский национальный университет им. Т.Шевченко (место 421–430) и Харьковский национальный университет им. В.Каразина (место 481–490).

Качество высшего образования не удовлетворяет рынок труда. Лишь 30% выпускников украинских вузов устраиваются на работу в течение года после получения дипломов. В развитых странах этот показатель составляет 60–90%. Около 7% молодых людей сразу после окончания учебы обращаются в службу занятости с просьбой зарегистрироваться на бирже труда. В Украине учится сравнительно мало студентов из-за рубежа - лишь 3% от общего количества. Причем среди этих 3% студенты из развитых стран Запада составляют тоже всего 3%. Иногда иностранцы с украинскими дипломами не могут подтвердить полученную квалификацию на родине, а значит и найти работу.

По оценкам украинских работодателей, ежегодно тратится свыше 1 млрд грн на переобучение специалистов и усовершенствование профессиональной подготовки в соответствии с требованиями производства.

Это отрицательно влияет на конкурентоспособность Украины. Ежегодные результаты индекса человеческого капитала в контексте 122 стран свидетельствуют, что Украина по показателям общего индекса на 63-м месте, образования - на 45-м; здоровья и хорошего самочувствия - на 55-м; численности и занятости - на 67-м; благоприятной среды - на 96-м.

Согласно отчету о глобальной конкурентоспособности за 2013 г., Украина среди 148 государств ухудшила свои показатели, заняв по показателю "высшее образование и практика" 43-е место (против 37-го в 2012 г.), 69-е место (против 64-го в 2012 г.) - по качеству научных исследований, 100-е (против 58-го в 2012 г.) - по показателю "способность к инновациям".

В отчете Европейской комиссии Украина оказалась аутсайдером, заняв 47-е место из
47 и получив 2,2 балла из пяти возможных за внедрение Болонского процесса. А ведь именно он является сегодня действенным инструментом для Украины, для украинского высшего образования. Почему? Потому что Болонский процесс - это "Европа знаний".

С чем у нас, как на первый взгляд, все хорошо - это с показателем охвата высшим образованием. Украина входит в первую десятку стран мира. У нас больше вузов на душу населения, чем, например, в Великобритании или Франции: более 800 учреждений, из них 325 имеют ІІІ-ІV уровень аккредитации.

Но, к сожалению, количество вузов не конвертируется в качество образования. А само высшее образование не коррелирует с конкурентностью человеческого капитала. Хотя мы и на 10-м месте в мире по охвату высшим образованием, но на 47-й позиции по его состоянию. Очевидно, что Украина "перепроизводит" специалистов с высшим образованием. Соотношение выпускников с высшим образованием и выпускников с профессионально-техническим образованием в Украине составляет 70 на 30. А рынок нуждается в обратной пропорции. Это подтверждает и европейский опыт. Например, в странах Северной Европы эта пропорция может составлять
60 на 40 в пользу специалистов с профессиональным образованием.

Несмотря на наличие отдельных прогрессивных научных школ и университетских лабораторий, украинские вузы не вырабатывают сегодня достаточного объема новых знаний. Кто-то скажет, что на это не хватает средств. С одной стороны - да! В высшей школе работают 80% кандидатов и 90% докторов наук, имеющихся в стране, вместе с тем финансирование научной и научно-технической деятельности направляется большей частью в другие учреждения. В результате по объемам финансирования этой деятельности (6,3%) сектор высшего образования уступает другим - академическому и предпринимательскому.

С другой стороны, Украина тратит на высшее образование большую долю общего бюджета образования - 31% по сравнению с 25% в среднем по ЕС. Почти половина средств, используемых на высшее образование в целом, - это средства из негосударственных источников. В странах ЕС на внебюджетные источники приходится лишь от 3%. А из государственного бюджета страны ЕС в среднем выделяют на высшее образование 1,3% ВВП. В Украине этот показатель в 2013 г. был на уровне 2,3% ВВП. Однако в абсолютных показателях в перерасчете на одного студента это, конечно, недостаточный уровень финансирования.

Как заметил экономист Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии, "количество денег, израсходованных на обучение, увеличивается чрезвычайно резкими темпами, куда быстрее, чем наш общий доход... Но проблема не в том, что мы тратим слишком мало. Проблема в том, что мы получаем слишком малую отдачу на каждый израсходованный доллар".

Учитывая макропоказатели, состояние рыночных и структурных реформ, уровень политической стабильности и другие риски, Украина сегодня является малопривлекательной для стратегических инвесторов. При таких условиях особое значение приобретает именно образовательно-научная составляющая конкурентоспособности Украины. С позиции государства следует понять, что конкурентное высшее образование - это конкурентное общество. Поэтому, конечно, следует обратить внимание на реформирование этой отрасли.

Возможно, образовательные реформы не выдадут на-гора немедленный результат. Это должны быть системные, взвешенные долгосрочные инвестиции в будущее.

Несмотря на значительные потери ресурсов, научного, технологического и кадрового потенциала и времени, у Украины еще есть перспективы в достижении международной конкурентоспособности национальной экономики. Государственная политика в создании конкурентных преимуществ должна сосредоточивать усилия прежде всего на тех направлениях, где роль государства незаменима. И едва ли не в первую очередь - на развитии образования и науки.

В условиях интеграции Украины в европейское и мировое экономическое и политическое пространство экономика и общество становятся все более открытыми. Это существенно увеличивает риски и угрозы в контексте социально-экономического и общественно-политического развития страны. Возрастает конкуренция за экономическое, политическое, жизненное пространство.

С ориентиром на европейские стандарты качества образования принят в новой редакции Закон Украины "О высшем образовании". Но создание должных условий для формирования человеческого капитала и повышения конкурентоспособности страны реформами в высшем образовании не исчерпывается. Готовятся в новой редакции базовый закон об образовании и закон о науке. Принятие их парламентом уже нового состава - тест на понимание проблемы и на ответственное отношение к будущему украинскому обществу.