Рейтингование высших учебных заведений в мире играет важную роль для правильной ориентации абитуриентов в образовательном пространстве. А в Украине?
Не секрет, что молодые люди часто выбирают для дальнейшего обучения не столько будущую специальность, сколько само заведение. Психологи это объясняют тем, что многие абитуриенты не готовы осознанно выбрать будущую профессию и рассматривают обучение и пребывание в университете как среднесрочную цель, имеющую самостоятельную ценность. Из этого можно сделать несколько выводов.
Во-первых, университеты должны быть готовы к гибкости образовательного процесса, индивидуальной траектории обучения студентов и предоставлению возможности безболезненно изменить ранее выбранную специальность.
Во-вторых, университет - это не только место, где можно получить знания, но и место, где есть условия для всестороннего развития личности.
В-третьих, зачастую очень многие абитуриенты ориентируются на близкое расположение университета от родного дома.
В-четвертых, нередко выбор вуза определяется количеством государственных мест.
И, наконец, выбор абитуриента основывается на тех или иных рейтингах, отображающих авторитет высшего учебного заведения и его уровень.
Ни одна из рейтинговых систем не является абсолютно объективной, и всегда есть опасность, что заведения будут заботиться прежде всего о рейтинговых показателях, забывая о других направлениях деятельности. Поэтому в мире существует множество различных рейтингов высших учебных заведений (QS University Rankings, The Times Higher Education World University Rankings, Шанхайский рейтинг и др.). Эти рейтинги определяются независимыми авторитетными учреждениями по четким критериям, охватывающим различные направления деятельности. Среди украинских университетов только шесть образовательных заведений смогли войти в некоторые из этих рейтингов. Но даже если предположить, что в них войдет большинство украинских университетов, то на сегодняшний день почти все они будут в разделе "1000+". То есть реального ранжирования отечественных вузов в международных системах с помощью общепризнанных международных рейтингов мы не получим.
Рейтинговая система в Украине также использует показатели международных агентств. Одним из основных является так называемый индекс цитируемости - индекс Гирша (H-индекс), начисляемый для каждого университета наукометрической базой Scopus. Этот индекс вычисляется по вполне конкретной формуле на основе цитирований научных публикаций работников университета в международных журналах. Величина этого индекса отображает уровень интереса международного научного сообщества к исследованиям, проводимым университетом, и несет информацию о качестве научной работы в вузе. К недостаткам можно отнести большую инертность изменения H-индекса, но этот недостаток является предохранителем от быстрого искусственного увеличения этого показателя не вполне этичными методами, в частности - необоснованным самоцитированием.
Другим важным международным рейтингом в Украине является Webometrix. Им оценивается деятельность каждого университета в мире на основании его активности в сети Интернет. При этом оценивается как активность сайта университета (популярность, количество ссылок на сайт, Web Impact Factor), так и наличие на сайте научных и учебных ресурсов, научных журналов. На сайте Webometrix можно найти четкие критерии оценивания и рекомендации по улучшению работы. При этом качество самого сайта университета (дизайн, удобство) не оценивается. Среди недостатков можно назвать потенциальную возможность искусственно "накрутить" популярность сайта с помощью определенных коммерческих технологий, не имеющих отношения к образовательному процессу. Но в Webometrix сообщали, что компания знает о таких случаях и в дальнейшем будет применять к нарушителям штрафные санкции.
Еще одной составляющей частью системы рейтингования в Украине является рейтинг высших учебных заведений "Топ-200 Украина", проводимый ОО "Центр международных проектов "Еврообразование". "Топ-200 Украина" позиционирует себя как единственный рейтинг, аккредитированный Международной экспертной группой по ранжированию (IREG), который использует универсальную систему критериев. К сожалению, сами критерии фактически неизвестны, поскольку такие категории, как "Оценка качества научно-педагогического потенциала", "Оценка качества обучения", "Оценка международного признания" и "Оценка интегрального показателя деятельности вуза" без реального разъяснения мало о чем говорят. В анкете, которую "Топ-200 Украина" ежегодно рассылает представителям вузов, есть, в частности, такие вопросы, как количество штатных сотрудников, которым присуждено звание "Заслуженный деятель науки и техники", "Заслуженный работник образования", которые награждены государственными премиями, которые являются академиками, членкорами Национальной и отраслевых академий, и т.п. Среди показателей есть количество преподавателей с научными степенями и учеными званиями, количество выпускников, количество призеров олимпиад и конкурсов. Международная деятельность университета оценивается по его участию в европейских программах ERASMUS+, Horizon 2020. При этом из внимания выпадает участие в других европейских программах, таких как программы трансграничного сотрудничества, гранты от Вышеградского фонда, фонда DAAD, программы НАТО, билатеральных проектов, и получение грантов от иностранных посольств. Но самое важное - неизвестно, каков вес каждого из показателей. Иными словами - компенсирует ли наличие в вузе академика НАПН отсутствие действующего проекта по программе ERASMUS+?
Любопытное наблюдение: баллы в рейтинге "Топ-200 Украина" насчитаны с точностью до одной миллионной! То есть такое впечатление, что оценено влияние каждого студента на протяжении каждого дня. В действительности, конечно же, это говорит о непонимании представителями ОО "Центр международных проектов "Еврообразование" статистических методов обработки информации. Любопытен и способ получения рейтинга. Например, если по рейтингу, составленному на основе базы данных Scopus, в 2016 году КНУ им. Тараса Шевченко является безоговорочным лидером, то в рейтинге "Топ-200 Украина" пальма первенства - у НТУУ "Киевский политехнический институт". А в первом рейтинге КПИ занимал шестое место!
Важно заметить, что настоящий университет отличается от других высших учебных заведений тем, что в нем не только учат студентов, но и проводят научные исследования. Поэтому университеты оценивают именно по двум основным показателям: по уровню науки и уровню обучения. На мой взгляд, рейтинг, основывающийся на базе данных Scopus, лучше подходит для оценки университетов, чем рейтинг "Топ-200 Украина". Возможно, последний лучше подходит не классическим университетам, а например, к техническим или специализированным, где не настолько важна фундаментальная научная работа преподавателей.
Итогом рейтингования университетов является консолидированный рейтинг высших учебных заведений Украины, вычисляемый суммированием трех указанных выше, и ежегодно публикуется на сайте osvita.ua. Следует заметить, что накануне вступительной кампании в прессе публикуются и другие рейтинги, которые обычно не раскрывают своей методики и критериев оценивания.
Если провести сравнительный анализ рейтингов Scopus, Webometrix и "Топ-200 Украина", то получим следующие результаты. Коэффициент корреляции между Scopus и Webometrix оценивается на уровне 0,75. При этом гипотеза об отсутствии корреляции опровергается на уровне значения р0,0001 (вероятность ошибки), что свидетельствует о наличии корреляционной связи между этими рейтингами. То есть, несмотря на то, что оцениваются разные показатели, статистически заведение с хорошим показателем в одном из этих рейтингов также имеет хороший показатель и в другом, а исключения - в пределах статистической погрешности. Сравнивая рейтинги Scopus и Webometrix, с одной стороны, в "Топ-200 Украина" - с другой, видим, что соответствующие показатели имеют значительную положительную корреляцию только для вузов с самым высоким и самым низким рейтингом. В средней части списка наблюдается незначительная корреляция, или даже отрицательная. То есть если бы рейтинг "Топ-200 Украина" был достоверен, мы наблюдали бы примерно одинаковый уровень корреляции во всем списке. Можно предположить, что "Топ-200 Украина" используется для того, чтобы подправлять показатели "нужным" университетам.
Несколько слов о Международной экспертной группе по ранжированию (IREG). На сайте этой организации можно увидеть, что ее членами являются 52 учреждения (преимущественно университеты) из разных стран мира. Среди них 10 заведений из России (включая Московский государственный университет им. М.Ломоносова), 6 университетов из Казахстана, 6 из Польши, 3 из Румынии, 2 из Китая, по одному из некоторых других европейских стран. От Украины в IREG представлены Сумской государственный университет и НИИ прикладных информационных технологий кибернетического центра НАН Украины (г. Киев). Заметим, что общественной организации "Центр международных проектов "Еврообразование" нет среди членов IREG (в то время как членами IREG являются аналогичные рейтинговые агентства Польши, России, Китая и даже Великобритании). Проведение рейтингования "Топ-200 Украина" не освещается на сайте новостей IREG, хотя информация об этом рейтинге содержится в разделе "Национальные рейтинги" рядом с рейтингом украинских университетов "Компас".
Выводы. В условиях высокой конкуренции между высшими учебными заведениями за абитуриента у руководителей вузов растет соблазн использовать недостоверную информацию для презентации своего вуза в более выгодном свете. Поэтому, выбирая университет, абитуриенты должны обращать внимание на рейтинги, основывающиеся на международных общепризнанных базах данных Scopus, Web of Science и рейтингах Webometrix и QS Rankings. Они базируются на понятных показателях и оценках, которые легко проверить. Общеукраинским рейтингам можно доверять только в том случае, если они имеют четкую и прозрачную методику оценивания, о которой есть информация на их сайте. Во многих случаях, когда абитуриент определился с направлением, на котором хотел бы учиться, не помешает узнать об уровне тех, кто его непосредственно будет учить. Если у будущего студента здоровые амбиции и он хочет чего-то достичь в жизни, то должен выбирать сильных учителей. А для этого ему надо придирчиво сравнить преподавательский состав кафедр, привлеченных к обучению студентов, их научный уровень. Это несложно сделать, просмотрев публикации, продуцируемые кафедрами. Часто сильные научные школы есть и в относительно низкорейтинговых университетах и, возможно, не всегда следует ехать поступать в столичные вузы.
Еще несколько советов - важно наличие учебных дисциплин на английском языке, учебных и научных грантов, проведение научно-учебных мероприятий, а также международное сотрудничество.