С большим интересом слежу за развернувшейся на страницах «Зеркала недели» полемикой о будущем науки в Украине. Настоящее безрадостно, а будущее туманно. Обидно лишь, что мы переживаем не только объективные трудности, связанные с почти полным отсутствием в нашей стране эффективных собственников, но и трудности, которых может и не быть при более рациональном подходе к решению стоящих перед украинским обществом задач.
Конкретный пример - бюджетное финансирование вузов. Так, недавно стало известно, что до первого июля сего года из 102 преподавателей нашего факультета ветеринарной медицины должно остаться 70, т.е. будет произведено сокращение штата на 30%, что приведет к сокращению набора студентов примерно на 20%. Казалось бы, учебному заведению, имеющему 75-летнюю традицию преподавания и успешной научной деятельности, коллектив, пользующийся заслуженным авторитетом не только в Украине и бывшем СССР, но в далеком зарубежье, имеющему научно-педагогические связи с ведущими ветеринарными школами всего мира, современно оснащенные новые учебные и исследовательские корпуса, совсем не сложно компенсировать недостаток бюджетного финансирования платным обучением студентов. Но это-то государственным вузам и запрещено, т.е. на 1/3 вытолкнув из лодки бюджетного финансирования, запрещено подгребать своими ногами, а предложено оные просто отрубить.
Это означает, что многие опытнейшие преподаватели, подойдя к пенсионному возрасту, не смогут продолжать работать, хотя их педагогическое мастерство, научный и жизненный опыт просто бесценны; у младшего поколения возникнут проблемы с работой (хотя, конечно, ветеринарному врачу проще заработать самостоятельно, чем специалистам некоторых других профессий, но ведь хоть деньги и жизненно важны, не ими одними жив человек); у оставшихся существенно (примерно на 20%) увеличится педагогическая нагрузка.
Я полностью согласен с теми народными депутатами, которые утверждают, что подавляющее большинство честных граждан Украины просто не способно платить за образование своих детей. Но и бесплатное высшее образование уже подошло к опасной черте - в этом году сократят на 25-30%, кто поручится за то, что в следующем году денег в бюджете будет хотя бы не меньше?
Считаю, что единственный кардинальный выход из сложившегося положения - это в ближайшие год-два перейти на систему индивидуального государственного кредитования высшего образования, которая в течение пяти-шести лет заменит существующее сейчас прямое бюджетное финансирование педагогической деятельности вузов.
Предлагаемая система финансирования заключается в следующем:
1. Любой гражданин Украины, получивший документ о среднем образовании, будет иметь право получить индивидуальный долгосрочный государственный кредит для высшего образования, который должен покрывать плату за обучение, проживание и т.д.
Считаю, что будет полезным для Украины дать возможность получать индивидуальный государственный кредит для обучения в вузах негражданам Украины, которые сдадут на «4» и выше государственные экзамены по украинскому языку и истории Украины в объеме средней школы, если хоть один из их родителей - уроженец Украины, имеет гражданство Украины либо этнический украинец(ка).
2. Этот кредит может быть использован для обучения только в официально аккредитованных государственных либо частных вузах.
3. Прием на первый курс любого вуза производится без вступительных экзаменов.
Возможно, пока документ о среднем образовании не всегда подтверждает как минимум удовлетворительный уровень знаний, будет целесообразно ввести вместо отдельных вступительных экзаменов в каждом вузе не безэкзаменационный прием, а общегосударственный экзамен по профилирующему предмету только для желающих поступать в вузы, организованный по примеру американской Educational testing Service. Например: пройдя такой тест, предположим, по биологии, абитуриент получит право «отнести» свой гос. кредит на любой биологический, ветеринарный или медицинский факультет Украины, а там уже будет конкурс по результатам вышеупомянутого гос. экзамена и среднему баллу документа о среднем образовании.
4. Решив сменить специальность, студент имеет право оставшуюся часть кредита использовать для обучения в любом другом официально аккредитованном вузе Украины по любой другой специальности, а оставшиеся не покрытыми гос.кредитом годы (курсы) оплачивает сам.
5. Кредит выдается путем безналичного перечисления средств в вуз по семестрам либо ежегодно.
6. Сумма кредита учитывается в твердовалютном эквиваленте, проценты по кредиту начисляются не более процента инфляции избранной эквивалентом валюты (корзины валют).
7. Кредит начинают возвращать через три года после окончания вуза, частями ежегодно на протяжении 20 (15, 30 и т.п.) лет сами должники либо их наниматели, при этом суммы выплат исключаются из облагаемого налогами дохода. Выплатившие кредит досрочно получают значительную скидку.
8. Уважительными причинами задержания выплат по долгу являются декретный отпуск, нетрудоспособность и безработица.
9. Все граждане Украины, закончившие вузы со средним баллом «4» и выше, имеют право на получение госкредита для учебы в аспирантуре и докторантуре, условия его возврата аналогичны изложенным выше.
Предложенная система позволит:
реально обеспечить всем гражданам Украины максимально равные возможности получения высшего образования вне зависимости от их материального статуса;
сократить количество слабо мотивированных студентов (т.е. тех, кто получает высшее образование ради «корочки» либо чтобы не служить в армии), т.к. свои деньги люди менее склонны выбрасывать на ветер;
у студентов появится реальная возможность выбора, которая есть у любого платежеспособного потребителя, это скажется положительно и на качестве предлагаемого образования;
государство сможет привлекать на нужные, но малопопулярные сейчас рабочие места специалистов путем предоставления льгот по выплате кредита;
высшее образование станут больше ценить как те, кто его получает, так и работодатели;
бюджетные средства, уходящие сейчас на поддержание работы вузов, начнут, через определенное время, возвращаться в фонд кредитования высшего образования.