UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: А ПУТЬ НАШ ДАЛЕК И ДОЛОГ?

В минувший вторник состоялось заседание Межведомственного совета по вопросам усовершенствования и развития международной научно-технической деятельности Украины...

Автор: Павлина Семиволос

В минувший вторник состоялось заседание Межведомственного совета по вопросам усовершенствования и развития международной научно-технической деятельности Украины.

Научно-технический потенциал нашей страны должен, с одной стороны, обеспечивать экономический рост и инновационное развитие государства. Но, с другой, отечественную высокотехнологичную и наукоемкую продукцию необходимо активно продвигать на международный рынок. Как сбалансировать первое и второе? Как работают соответствующие министерства и ведомства в плане международного научно-технического сотрудничества? Как скоординировать данную деятельность таким образом, чтобы Украина в итоге оказалась в максимальном выигрыше? Дать ответы на эти концептуальные вопросы, по мнению председателя межведомственного совета, первого замминистра образования и науки Украины Ярослава Яцкива, и является задачей возглавляемого им органа. Однако утверждать, что на нынешнем заседании удалось расставить все точки над «і», значит, погрешить против истины. Впрочем, сделать это в течение всего полутора часов и невозможно. Реально лишь вкратце обрисовать общую картину, дать оценку прослеживающимся тенденциям и набросать планы на будущее, что в общем-то и было сделано.

Итак, каковы успехи и неудачи на поприще международного научно-технического сотрудничества у отечественных Минобразования и науки, НАН и Государственного комитета промышленной политики? По словам Ярослава Яцкива, министерство сейчас сопровождает около 40 двусторонних научно-технических договоров, часть из которых весьма активно внедряется в жизнь. Наши ученые интегрируются в международное научное сообщество. Правда, интеграция эта идет весьма медленными темпами, поскольку Украина только в нынешнем году начала финансово поддерживать участие своих ученых в соответствующих международных организациях. Зато весьма бурно развивается сотрудничество с межгосударственным объединением под названием Фонд гражданских исследований и разработок, куда наше государство (и это только в 2000 г.) представило свыше 30 проектов. И фонд решил спонсировать их все. Десять отечественных разработок получили гранты от программы НАТО «Наука ради мира». Но, увы — Минобразования и науки не добилось особых успехов в коммерциализации научно-технической деятельности и привлечении инвестиций в научно-техническую сферу.

У НАНУ дела идут несколько веселее. На сегодняшний день Академия подписала свыше 60 соглашений с ведущими зарубежными центрами и академиями наук. Причем, 23 из них предусматривают определенные квоты научного обмена для стажировок и проведения совместных исследований. В последнее время выиграли гранты 145 проектов, в реализации которых примут участие сотрудники учреждений НАНУ. Академия также может похвалиться достаточно высокими показателями внешнеэкономической деятельности. Так, за несколько последних лет 37 учреждений НАНУ экспортировали свою продукцию в 30 стран мира. Только в 1999-м выполнено 320 контрактных заказов на общую сумму $3 млн.

Позитивные тенденции наблюдаются и в Госкомпромполитики. В 1999 г. объем реализованной его научно-техническими предприятиями продукции возрос по сравнению с 1998-м на 32%. С начала 2000-го выполнено работ на сумму 120 млн. грн., что на 10% больше, нежели за тот же период минувшего. Одна из основных причин улучшения ситуации, считает начальник управления научно- технического и инновационного обеспечения Госкомпромполитики Украины Александр Ноговицин, — адаптация научных учреждений к современным методам хозяйствования. Характерно, что упор при этом делается на выпуск наукоемкой продукции, созданной на основе собственных разработок.

Научно-исследовательские организации и предприятия, находящиеся в ведении Госкомпромполитики, имеют достаточный научно-технический потенциал, позволяющий изготавливать конкурентоспособную и на внешних рынках продукцию. Скажем, ОАО «Селми» (г.Сумы) в прошлом году заработало таким образом $330 тыс., НПО «Термоприбор» (г. Львов) $380 тыс., донецкий НИИ комплексов оптимизации заключил с китайскими партнерами контракт на сумму $2,5 млн. И этот перечень, подчеркнул Александр Ноговицин, можно продолжать долго.

Немало нареканий на работу диппредставительств Украины за рубежом в сфере координации международного научно-технического сотрудничества пришлось выслушать от участников заседания заведующему отделом МИДа Владимиру Иванову. И впрямь, эффективность деятельности этого звена дипкорпуса в целом не высока. Наряду с примерами по-настоящему активной и результативной работы наших дипломатов в ФРГ, Финляндии, Канаде, Швейцарии, Индии, миссии Украины при НАТО, есть ряд посольств и представительств, где научно-техническое направление находится прямо-таки в загоне. Среди этих откровенных «аутсайдеров» — украинские посольства в Испании, Италии и Португалии. Как можно интенсифицировать их работу? Увеличить количество соответствующих сотрудников? Ввести дополнительные должности во всех посольствах? Учредить отдельные представительства? При нынешнем положении дел в отечественной экономике все перечисленное — нечто из области фантастики. Значит, считает Владимир Петрович, следует нацелить дипломатов, курирующих научно- технические вопросы, на выполнение конкретных заданий. Все участники заседания межведомственного совета признали эту мысль весьма дельной и решили: необходимо обеспечивать наши посольства и представительства свежайшей отечественной научно-технической информацией и сформулировать конкретные задачи для дипломатов по каждой стране, в научно-техническом сотрудничестве с которой заинтересована Украина.

Что же мешает активной интеграции Украины в международное научно-техническое сообщество? Прежде всего, убежден вице-президент НАНУ Анатолий Шидловский, масса нерешенных вопросов относительно членства нашего государства в международных научных организациях. Далее невыполнение украинской стороной взятых на себя обязательств по частичному финансированию подписанных межгосударственных программ совместных исследований. Кстати, фактически именно из- за этого прекратил свою деятельность в Украине Международный научный фонд Сороса. Кроме того, в стране отсутствуют надлежащие льготы по налогообложению грантов, что приводит к сворачиванию многих программ. Нельзя назвать удовлетворительным, по мнению Анатолия Корнеевича, и уровень участия Украины в престижных международных выставках. Требует расширения и усовершенствования отечественная нормативно-правовая база международной деятельности в научно-технической сфере. В стране нет организованного рынка технологий, поэтому вопросы, касающиеся их трансферта, находятся все еще в зачаточном состоянии. Очень остро стоит проблема доступности свежей информации о научно-технических достижениях.

Одним словом, проблем, к сожалению, пруд пруди. Естественно, решить их все самостоятельно межведомственный совет никак не сможет. Значит, слово за государством, у которого, как ни прискорбно констатировать, наука ходит в нелюбимых пасынках. И почему мы никак не можем осознать того, что уже давно понял весь цивилизованный мир?