UA / RU
Поддержать ZN.ua

«МЕТОД СОКРАТА» ПО-ЦЕНТРАЛЬНОЕВРОПЕЙСКИ

Я недавно возвратилась из Будапешта, где имела возможность учиться в Центральном Европейском университете (ЦЕУ)...

Автор: Наталия Олийнык

Я недавно возвратилась из Будапешта, где имела возможность учиться в Центральном Европейском университете (ЦЕУ). Этот опыт оказался столь полезным и увлекательным, что я решила поделиться некоторыми впечатлениями с читателями.

ЦЕУ основал 10 лет назад совет учредителей во главе с Джорджем Соросом. Университет — часть Института открытого общества (Open Society Institute), программы, направленной на содействие развитию демократии в странах Центральной и Восточной Европы и странах бывшего СССР.

Язык обучения в университете — английский. ЦЕУ имеет около десяти департаментов, в частности юридический, экономический, международных отношений, европейских студий, средневековых учений, психологии, гендеристики, истории и др. Условиями поступления в ЦЕУ является высокая академическая успеваемость, наличие сертификата о присвоении по крайней мере степени бакалавра, а также прохождение конкурса, состоящего из тестов и устного собеседования с представителями университета. После успешного окончания учебы, длящейся один год (у экономистов — два), выпускники получают диплом американского образца, поскольку ЦЕУ аккредитован Нью-Йоркским университетом.

Судя по аккредитации, вполне логично, что ЦЕУ перенял преимущественно американскую систему преподавания, так называемый метод Сократа. Он рассчитан в большинстве своем на самоподготовку и состоит в том, что студенты получают определенное количество материалов или заданий для самостоятельной разработки. А во время урока, уже в определенной степени ориентируясь в теме, прорабатывают их с преподавателем.

Учитывая ограниченное время и большой объем программы, педагоги подбирают материалы для разработки сами и подготавливают ридеры (нечто по типу учебников, в которых для каждой темы собраны материалы из многих источников), чтобы хоть немного облегчить жизнь студентам. Бывало, в частности на правовом департаменте, где я училась, за вечер только по одному предмету мы должны были прочитать свыше ста страниц. Предметов, как правило, было несколько. Поэтому студенты-юристы, особенно в первом полугодии, почитали за счастье лечь спать во втором часу ночи. Когда уж было ходить в библиотеку?

После прочитанного курса сдаются экзамены. Для полной объективности экзамены исключительно письменные, без фамилии студента, только с номером идентификационной карточки.

Университет, имея достаточно средств, приглашает выдающихся специалистов со всего мира, людей, для которых научная, преподавательская и исследовательская деятельность является профессией, а не просто хобби или средством для повышения престижа. Основная, после разъяснения материала, роль преподавателя состоит в умении задавать вопросы. Причем такие, на которые невозможно ответить, не зная материала.

Очень сурова политика ЦЕУ относительно плагиата. За отсутствие сноски или неправильное оформление цитаты (не говорю уж о копировании из Интернета) вы очень рискуете быть изгнанным из университета. Как и за неуспеваемость. Случалось, что студентов, которые уже вот-вот должны были получить диплом, отчисляли прямо перед окончанием учебы.

Очень большое внимание в юридическом департаменте ЦЕУ уделяется прецедентному праву. И не только праву стран системы общего права, но и международных судебных учреждений, в частности Европейского суда по правам человека. И это заслуживает внимания со стороны преподавателей юридических вузов Украины — страны, являющейся членом Совета Европы, страны, где ситуация в сфере защиты прав человека далека от удовлетворительной, страны, против которой в Европейский суд подается большое количество дел и не доходит до рассмотрения лишь потому, что иск не соответствует четким критериям для принятия дела. Преподавание прав человека (и не только) в наших вузах слишком теоретизировано, без практических примеров. Поэтому у нас не хватает юристов, именно с такой квалификацией. Как мне кажется, самое время расширять рамки подготовки юристов на международный уровень и по международным стандартам, особенно в государстве, желающим стать полноправным членом международного сообщества и обязанном заботиться о защите прав человека.

В Европе, пожалуй, нет ни одного учебного заведения, студенческий состав которого бы ежегодно полностью обновлялся. В какое бы заведение вы ни приехали — повсюду уже существует коллектив и компании, всюду вы сперва оказываетесь в роли новенького и должны адаптироваться уже к тому, что есть. В ЦЕУ коллектив формируется ежегодно, все приезжают сюда на равных условиях — никто никого не знает, большинство, ко всему, не знает ни страны, ни языка, поэтому процесс сдруживания и сближения происходит очень быстро.

Этому также весьма способствует тот факт, что большинство студентов ЦЕУ живут в общежитии Центрального европейского университета. Хотя назвать это общежитием, в нашем понимании, не просто сложно, а невозможно. Официально он называется Жилищный центр и Центр для конференций (Residence and Conference Center). Здесь созданы все условия для жизни и учебы. Каждый студент имеет отдельную комнату с компьютером и Интернетом. Кроме того, в общежитии есть компьютерная лаборатория. При поступлении каждый получает квоту для принтера, которой более чем достаточно.

Это для учебы. Для отдыха есть тренажерный зал, бассейн, сауна, теннисный корт, спортивная площадка для баскетбола, футбола и т.д. Здесь же, в помещении общежития, есть студенческий ресторан, кафетерий и паб. То есть можно провести год, вообще никуда из общежития не выходя (кроме как в университет, понятное дело). ЦЕУ платит своим студентам стипендию. На которую, к слову, можно не просто выжить — довольно пристойно жить.

За что я особенно признательна ЦЕУ — это за то, что он предоставил нам возможность существенным образом расширить культурное мировоззрение. Какими все мы приехали? Переполненные национальными и культурными предубеждениями, являющимися вполне объективным феноменом, характерным для молодых да и немолодых людей, особенно из постсоветских государств. Интересно, что все люди в ЦЕУ гордятся своей национальностью и культурой, несмотря на то, насколько богаты или бедны их страны. И благодаря этому уважением к другим странам и культурам проникаются и все остальные. Сколько раз, бывало, мы собирались вечером, слушали рассказы друг друга о наших народах, странах, традициях, жизни, пели национальные гимны, народные песни... Разве такое когда-нибудь забывается?