Киевский межрегиональный институт усовершенствования учителей разработал целостную пятиотраслевую структуру наград для украинских педагогов. Планируется выпуск пяти именных медалей - С.Русовой, И.Стешенко, Г.Ващенко, И.Огиенко, Б.Гринченко - за особые достижения в областях детского и внешкольного образования, среднего и высшего, воспитательной и педагогической работы, а также в области управления учреждениями и органами образования. Инициативу награждения новыми медалями поддержали «широкие просветительские и научные круги Украины» («Освита», февр.1998). Тем не менее возникли сомнения: адекватна ли деятельность педагогических верховных институтов заботам и чаяниям рядового украинского педагога?
На вопросы корреспондента «ЗН», которые, несомненно, интересуют и читателей, отвечает проректор Киевского межрегионального института усовершенствования учителей Сергей БОЛТИВЕЦ.
- Сергей Иванович, кто занимался определением самых достойных людей нации, медалями чьего имени будут награждать?
- В обсуждениях проекта принимали участие ведущие специалисты Киевского национального университета им.Т.Шевченко, Института стратегических исследований при Президенте Украины, Союз писателей Украины, Педагогическое общество и многие другие. Сейчас идет разработка положений о порядке награждения и, конечно, будет объявлен конкурс на изготовление самих медалей.
- Означает ли учреждение новых педагогических наград отмену знаков «Отличник народного образования», «Заслуженный учитель Украины»?
- Нет, эти знаки никто отменять не собирается. Как вы знаете, самым выдающимся советским педагогом был, конечно, В.Ленин, что зафиксировано во всех учебниках по педагогике. Затем шли Н.Крупская как организатор пионерского движения, А.Луначарский, А.Макаренко, В.Сухомлинский. Мы оказались перед дилеммой: либо нести в будущее наследие советских времен, либо искать в своем прошлом нечто более глубокое.
- Видно, ваши поиски увенчались успехом. К сожалению, нам об этих людях практически ничего не известно…
- И в этом наша трагедия. Мы делаем просто фантастические шаги для возврата того, что не получило наше общество ранее. Например, София Русова - дочь француженки и шведа - организовала в 1871 г. первый детский сад в Киеве. Вместе с мужем они некоторое время жили в Петербурге, посещали «вторники» у Костомарова. После выхода печально известного валуевского указа о запрете изданий литературных и научных трудов на украинском языке семья подготовила к выпуску двухтомник «Кобзаря» Шевченко в Праге и затем переправила его в Украину. Александр Русов подвергался преследованию властей за «желание отделить Малороссию от России», в доме происходили обыски. София преподавала в Киеве педагогику во Фребелевском институте, французский язык - в Коммерческом. После февральской революции 1917 г. возглавила в Центральной Раде отделы внешкольного образования и дошкольного воспитания. В связи с политической ситуацией в
1919 г. министерство образования оказалось в Кременце, где был открыт первый украинский университет им.И.Огиенко. Там Русова вела курс лекций, занималась организацией детских приютов, госпиталей для раненых. По ее воспоминаниям, после победы большевиков для преподавателей создалась невыносимая атмосфера - шпионаж, доносы, преследования украинцев. Вместо чтения лекций педагогов заставляли работать на огородах. С третьей или четвертой попытки пожилая женщина с внучкой на руках перешла границу и оказалась во Львове, где был отпразднован 50-летний юбилей ее педагогической деятельности. Затем переехала в Вену, где занималась переводами. По заказу Пражского украинского общественного издательского фонда издает «Теорию и практику дошкольного воспитания», «Историю педагогики», «Географию Европы». В чешском городе Подебрады была основана Украинская академия, где Русова преподавала, а в
20-е гг., она организовала в Праге Украинский педагогический институт им.Драгоманова. После смерти в 1940 г. была похоронена на Ольшанском кладбище, недалеко от могилы Александра Олеся.
Григорий Ващенко учился в Полтавской духовной семинарии, где близко подружился с Симоном Петлюрой. После учебы в Московской богословской академии преподавал в Полтавском университете, педагогическом институте. В 1919 г. был арестован деникинскими властями, еле избежал смертной казни. В 1928 г. издал труд «Общие методы образования», руководил аспирантской группой. Как известно теперь, харьковский процесс против «Союза освобождения Украины» и «Союза украинской молодежи» стал сигналом для жестоких преследований украинской интеллигенции. В 1933 г. профессора Ващенко обвинили в буржуазном национализме и исключили из института. В конце 30-х годов он работал в Сталинградском пединституте, затем вернулся в Полтаву, где во времена немецкой оккупации редактировал украинскую газету. В 1943 г. переехал в Киев, а в 1945-м вместе с семьей оказался в Мюнхене, ставшем после войны центром украинской научной и политической жизни. В 1959 г. избран ректором Богословской академии, издает множество трудов по педагогике.
Мы гордимся тем, что наш институт носит имя Бориса Гринченко, выдающегося украинского писателя, историка и литературоведа. В начале века он возглавлял Всеукраинский учительский союз, основал «Просвіту». Огромную ценность для украинского образования представляет подготовленный им «Словарь украинского языка», первая в Украине книга для чтения в школе «Рідне слово».
Целью педагогической деятельности Ивана Стешенко, первого министра образования УНР, было установление взаимодействия в вопросах образования между украинской, русской и еврейской культурами. Он основал Украинскую педагогическую академию, где преподавали представители научной элиты - Иван Огиенко, София Русова, Александр Грушевский (брат Михаила). Весомым был его вклад в развитие высшей школы в Украине. В отличие от своих московских оппонентов, утверждавших, что университеты следует оставлять московскими, а вместе с ними открывать украинские, польские и еврейские высшие школы, Стешенко утверждал, что высшие школы в Украине созданы на средства украинского народа, поэтому они должны быть украинскими. Много внимания уделял открытию гимназий в селах и небольших городках. В конце 1917 г. по его просьбе генеральный секретарь военных дел Петлюра издал указ, по которому учителей освободили от военной службы. Проявляя солидарность с Винниченко, в
1918 г. подал в отставку. Всего полгода возглавлял И.Стешенко генеральный секретариат образования, а еще через полгода был трагически убит выстрелом в голову.
О вкладе в украинскую науку Ивана Огиенко (митрополита Иллариона), главы Украинской греко-православной церкви в Канаде, сейчас, по-моему, знают все.
- Можно ли считать справедливым то, что многие из этих выдающихся личностей работали за границей, а их именными медалями будут награждать здесь, в Украине?
- Категорически не согласен с такой постановкой вопроса. Нельзя рассуждать так: вот Ващенко уехал, а Чепига остался, Русова уехала, а Макаренко остался и так далее… Что касается Макаренко, немецкие исследователи доказали, что он был убит, несмотря на всю преданность режиму. Ведь сейчас мы уже знаем, что власть постоянно обновляла составы и жертв, и палачей. Перед вами архивный том с делами уничтоженных в 30-е представителей украинской педагогической интеллигенции. В одном лишь Харькове, бывшей столице Украины, было расстреляно более 8 тыс. человек, обвинявшихся в приверженности украинской национал-фашистской организации. Цель была одна - уничтожить само воспоминание о национальной принадлежности. В спецпропускнике возле Владивостока, среди десятков тысяч украинцев, оказался и Осип Мандельштам.
Приведу еще один пример. Был такой Августин Волошин, профессор педагогики, автор учебников по общей педагогике, педагогической психологии, истории педагогики. Жил он в Карпатской Руси, небольшой автономии в составе Австро-Венгрии со столицей в Хусте. При распаде империи его избрали президентом, но Венгрия с одобрения Гитлера направила свои войска для разгрома республики. Политическое убежище Волошину предоставила Чехия. Когда советские войска оказались в Праге, НКВД составило списки, по которым множество людей было арестовано и отправлено в Москву. Не избежал этой участи и Волошин, хотя мог срочно уехать в Мюнхен, в английскую зону. Правительства Англии и Франции в ответ на запрос о местонахождении профессора Волошина получили справку от советских властей о его смерти в Лефортово от сердечного приступа. Если бы тот же Ващенко не оказался в Мюнхене, его бы постигла судьба Волошина. Так что подлинная история украинской педагогики только начинает извлекаться из этих архивных томов.
- Когда вы получили доступ к этим документам?
- Первые решения о реабилитации были приняты в 1958 году, с того времени можно было пользоваться делами в той или иной мере. Имя Гринченко было возвращено в 60-е годы, а Русовой и остальных - только с начала 90-х.
- 1998 г. ЮНЕСКО объявило годом Сухомлинского. Вы все-таки сочли его слишком «советским» для утверждения его именной медали?
- В судьбе этого человека очень много трагического. Кем считает Сухомлинского педагогическая наука? Выдающимся советским педагогом. Во всем присутствует проблема выбора человека: кто-то может приспособиться, а кто-то, как Януш Корчак, пойдет в Треблинку. Когда-то планировалось издание семи томов произведений Сухомлинского, в свет вышел лишь двухтомник, причем его редактор покончил жизнь самоубийством. Сам Сухомлинский умер за полгода до защиты своей докторской диссертации, многое из его наследия еще предстоит искать.
- Вернемся к нашим медалям. Предусмотрены ли какие-либо квоты награждаемых, как то: количество «женщин до 50 лет», «русских», «из сельской местности»? Кто будет принимать решения о награждении? И основное - соответствует ли материальное состояние нашего образования воплощению в жизнь подобных идей?
- Насчет квот даже мыслей никаких не возникало. Принимать решения о награждении будет Президент Украины. А вообще надеюсь, что эти идеи будут воплощены если не сейчас, то хотя бы через столетие. Но сегодня мы должны заложить базу для этого, провести подготовительные работы. Даст Бог, появятся новые люди, чьи имена можно будет достойно увековечить. Никогда не поверю, что материальное может быть выше духовного, ведь этим мы и отличаемся от животных. Если не прилагать духовных усилий, то заставить ребенка учиться не сможет материальная обеспеченность ни учебниками, ни компьютерами.