UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАНДАТ В БУДУЩЕЕ

Отныне за качеством воды, кроме государственных санитарных служб, следят и ученики — воспитанники МАН...

Автор: Юлианна Ковалевская

Отныне за качеством воды, кроме государственных санитарных служб, следят и ученики — воспитанники МАН. Когда растения гибнут от полива обычной питьевой водой (именно так произошло во время совместного украинско-американского исследования по космобиологии), то это не только наводит на размышления, но и побуждает к конкретным действиям. С недавних пор по всей стране, где есть отделения Малой академии наук (МАН), созданы экологические посты. Юные исследователи теперь постоянно следят за состоянием воды. По словам Владимира Назаренко, вице-президента МАН, для проведения программы были закуплены простые в использовании наборы реактивов, которые позволяют в полевых условиях определить состояние водной среды. Именно посредством таких практических мероприятий воспитывается экологическая культура молодежи.

Но воспитание ответственности за мир вокруг нас — только лишь одна из многих задач Малой академии. МАН — творческое объединение учащейся молодежи. Учеба здесь — это научно-исследовательская деятельность в кружках, секциях, клубах и представление своих достижений на региональных, государственных, международных конкурсах и конференциях. Чрезвычайно важную роль в проведении такой работы играет Малая академия наук г. Киева «Дослідник», базовым учреждением которой является Киевский дворец детей и юношества. На сегодня «Дослідник» предлагает широкий выбор тематики по пяти научным направлениям: естественному, научно-техническому, гуманитарному, историко-философскому, информатики и вычислительной техники.

— Ни для кого не секрет, что наша школа, перегруженная плановыми программами, не может удовлетворить индивидуальные запросы, — говорит В.Назаренко. — Если в классе 30—40 учеников, то, разумеется, учителю не до индивидуального творчества. Наша цель — отобрать именно тех учеников, которые желают углубить свои знания, заниматься наукой. Именно так появляется научная смена. Во-вторых, МАН дает возможность сориентироваться относительно выбора профессии. Здесь подростки имеют возможность углубленно изучать определенные дисциплины, овладевать методами исследования, то есть делают первый шаг к творческой исследовательской деятельности. Доказательством действенности Малой академии является то, что ее питомцы — участники и призеры государственных и международных конкурсов, научно-образовательных программ, экспедиций, олимпиад. Ежегодно Малая академия проводит Всеукраинский конкурс-защиту научно-исследовательских работ, призеров которого принимают в высшие учебные заведения по собеседованию.

Одно из очень перспективных и современных направлений работы «Дослідника» — ведение научно-образовательных программ. Как показала практика, это позволяет массово привлекать юных исследователей, получать гранты, спонсорскую помощь от международных организаций, благотворительных фондов, а также взаимодействовать с зарубежными коллегами в проведении совместных международных научно-образовательных проектов. Яркий пример — программа украинско-американского космического эксперимента по биологии «Учителя и ученики исследуют растения в космосе». Благодаря этому проекту тысячи школьников Украины были привлечены к работам по космической биологии. В результате НАСА пригласило самых активных участников в качестве почетных гостей на две недели в США. МАНовцы были привлечены к новым проектам, выполнявшимся под эгидой НАСА и Национального космического агентства Украины. Это, в частности, «Фермерство в космосе», «Жизнь на краю» (возможность существования живых существ в космосе), «Международный институт воды» (мониторинг качества воды), который, кстати, получил поддержку «Демократического гранта» отдела прессы, образования и культуры посольства США.

— Американцы поражены, что у нас существует общественная организация, практически без бюджетного финансирования выполняющая столь большой объем работы, — отмечает Владимир Назаренко. — Наиболее активно мы сотрудничаем с ними в области космической биологии и экологии, но подобное сотрудничество имеется и с Венгрией, Францией, Англией, Италией. Для нас очень важно присоединяться к международным программам, ведь дети должны знать, что их ждет в будущем. Сейчас украинский научный работник не обеспечен всем необходимым для проведения исследований, если не получает грант по международной программе. Поэтому мы хотим, чтобы дети были приспособлены к непростым условиям выживания — сами искали спрос на результаты своей деятельности.