UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛЮБИМЫЕ МОЗОЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Вряд ли кого-то можно удивить сегодня сетованиями на скудность финансирования государственных уч...

Автор: Оксана Приходько

Вряд ли кого-то можно удивить сегодня сетованиями на скудность финансирования государственных учебных заведений, недостаточное оснащение техническими средствами обучения, отсутствие не то чтобы талантливых, а хотя бы знающих учителей, а прежде всего - на расплывчатость самих представлений о том, чему и как нужно учить детей. Даже если уточнить, что речь в данном случае идет не о наших горемычных отечественных школах, а о вполне как будто бы благополучных школах сытой Америки и пресыщенной Западной Европы. И тем не менее именно эти больные проблемы беспокоят сейчас и родителей, и сотрудников системы образования практически любой развитой страны мира. Тем более, что Европейская комиссия, обеспокоенная беспрецедентно высокой безработицей, решила перейти от построения «общества товаров потребления» к построению «общества знаний». В своем основополагающем программном документе «Повестка дня-2000» члены комиссии приоритетами внутренней политики ЕС объявили инновации, исследования, образование и обучение. А затем даже специальный документ создали под многообещающим названием «Вперед к Европе Знаний».

Составлением документов ушлые капиталисты, конечно же, вряд ли ограничатся. Скорее всего, они попытаются свои планы сделать явью. Но полагаться при этом они будут не на один энтузиазм и даже не на приписывание лишних нулей к суммам требуемых для нужд образования ассигнований, хотя образование становится все более и более дорогим удовольствием. Ведь если обучать читать и писать можно было чуть ли не на пальцах, то знакомство с новыми информационными технологиями требует наличия этих самых технологий. Только вот оснастить все школы компьютерами для усовершенствования системы образования явно недостаточно. На своем опыте в этом убедилась Франция, которая в середине 80-х приступила к реализации программы «Информация для всех». Закупленные в массовом порядке компьютеры состарились в школьных подсобках невостребованными прежде всего из-за того, что менее 20% учителей хотя бы осознавали те возможности, которые таили в себе таинственные ящики, не говоря уже о способности ими воспользоваться. Так что в первую очередь европейские правительства теперь озабочены изменением менталитета педагогического состава, который нужно нацелить как минимум на облегчение доступа детей к различным кибер-новшествам.

Правда, при этом опять же возникают новые социальные проблемы. Первая связана с возрастающим расслоением общества, прежде всего, на имеющих домашние компьютеры и на не имеющих их. Чтобы избежать отлучения детей из малообеспеченных семей от благ компьютерной цивилизации, большинство учебных заведений держат открытыми свои компьютерные классы и после окончания уроков.

На первое место в Европе по числу школьных компьютеров вышла Великобритания, в которой на каждых 17 учеников приходится два компьютера. Это несколько ниже уровня США и Канады, но зато амбициозные планы премьер-министра Англии Тони Блера - подсоединить все школы страны к Интернету и выделить каждому школьнику свой собственный адрес электронной почты - представляются вполне осуществимыми. Для того, чтобы увидеть результаты реализации такой грандиозной программы, потребуется подождать как минимум лет 30 -предупреждают специалисты. А пока родители крайне недовольны тем перекосом в распределении ассигнований на школьные нужды, в результате которого компьютерам выделяются отдельные благоустроенные помещения, а 1,5 миллиона первоклашек набивают в классы по 30-35 человек.

В США период первичного накопления компьютеров уже преодолен, и сейчас правительство озабочено лишь вопросами цензуры всей потребляемой школьниками интернетовской информации. К тому же сейчас в Америке не на шутку разгорается война стандартов. Ведь до нынешнего времени учебным заведениям предоставлялась очень большая свобода при решении вопросов о том, чему и как учить детей. Подобная самодеятельность себя не оправдала. Данные исследования, проведенного под эгидой Организации экономического сотрудничества и кооперации, показали, что если в начальной школе более половины учеников справляется с унифицированными заданиями по проверке грамотности и математических навыков, то в старших классах число успевающих значительно ниже. То есть с каждым классом уровень обучения в американской школе снижается, что является полной противоположностью тенденции, наблюдаемой в английских школах.

Для того, чтобы коренным образом изменить такую ситуацию, американское правительство приступило к введению по всей стране «академических стандартов» и материальному поощрению тех учебных заведений, ученики которых соответствуют новым повышенным требованиям.

Конечно, каждая страна по-своему решает возникающие перед ней проблемы. И все же есть некоторые вопросы, претендующие на глобальность. То, что без компьютерной грамотности в современном мире преуспеть невозможно, бесспорно. И все же, не вытесняет ли способность филигранно манипулировать мышкой умение считать и писать, расширять свой кругозор? Некоторые предварительные ответы на эти вопросы уже получены. В частности, в Великобритании в тех школах, в которых наиболее активно используют компьютерные познавательные программы, резко повышается количество активных абонентов самых традиционных библиотек. Но при этом абитуриенты даже самого престижного в стране Оксфордского университета в большинстве своем оказались неспособными избежать ошибок в написании 140 общеупотребительных английских слов и не справились с самыми элементарными упражнениями по английской грамматике.

Давно уже утратили свою анекдотичность рассказы о том, что учащиеся наших киевских специализированных английских школ, попав в Англию, умудряются справиться с заданиями по английской грамматике намного лучше большинства коренных англичан. Вот только качество обучения украинскому языку проверить в сравнении пока не удается.