Вначале были слова. Вечная «кухонная» тема: как бы это построить правовое государство, создать цивилизованное гражданское общество, экономическое благополучие - не нам, так хоть нашим детям... Но что мешает нам самим уже сегодня жить по-европейски? Воспитание не позволяет? Верно, советская система достаточно успешно воспроизводила себя. «Умник» в советской школе было ругательством, хуже которого разве что «не такой как все».
А что же наши дети? Кто воспитает их другими, если в школе властвуют все те же законы стаи (помните «Чучело»?), агрессивность служит предметом гордости, культура как всегда оборачивается культом, а главный лозунг педагогики «я - учитель, ты - никто»? Да и может ли быть по-другому, когда учителя по-прежнему получают мизерные зарплаты, в классах по четыре десятка человек, а исключить из школы нельзя даже самого отпетого хулигана?
Конечно, это не просто школа, это школа жизни, скажут некоторые. Но такой ли жизни желаем мы своим детям? И смогут ли «детки из клетки» отвечать тем требованиям, которые предъявляет новый век?
Альтернативное образование? Но чудес не бывает. За одним важным исключением: когда мы делаем их сами, своими руками... Уже шесть лет существует Первая Киевская Академическая гимназия.
- Наша сверхзадача - вырастить из детей нормальных людей, чтобы они были и образованными, и культурными, а главное, свободными людьми, уважающими другого человека и его право быть собой. Еще Гегель писал о том, что свобода любого человека размахивать руками должна заканчиваться у носа соседа, - говорит директор гимназии Александр Вадимович Добровольский. - А для этого нужно наладить нормальный характер отношений между детьми, между учителем и учеником - именно нормальные, уважительные отношения достойных людей.
Общество не готово? Будущие спонсоры отказывали под предлогом того, что невозможно создать гражданское общество в одной отдельно взятой частной школе: ведь ребенок играет во дворе, ждет трамвая на остановке... и сколько не создавай в школе нормальные условия, все остальное остается ненормальным. Это в принципе верно. Но наши дети проводят в школе три четверти дня: основная программа плюс дополнительное обучение иностранным языкам и занятия во всевозможных кружках и студиях, два вида хореографии (бальная и рок), бассейн, гимнастика у-шу, театральное мастерство, своя музыкальная школа и т.д. Ну и, конечно, обедают и ужинают, играют и читают, слушают музыку и делают уроки... А главное, тут они находятся в полной психологической безопасности: личность ребенка уважают изначально и никто не повысит на него голос, не станет ломать его характер.
Некоторые говорят: конечно, все это прекрасно, но ведь ни во взрослой, ни даже просто в обычной жизни за воротами нашей школы такого нет и не будет в ближайшем будущем. Получается, что наши дети не будут готовы к реальной жизни? Давайте честно назовем проблему: люди боятся, что нормальные человеческие отношения могут испортить их ребенка. Но ведь это же абсурд! Если так рассуждать, тогда нужно распрощаться с любыми мечтами о достойной жизни.
Конечно, мы вовсе не хотим быть «белыми воронами». Если бы таких школ было много, то и у нас, и у наших воспитанников было бы существенно меньше проблем (в Москве под двести частных школ, а в Киеве с трудом наберется пять-шесть, хотя население только втрое меньше). В Америке в 50-60-х годах даже появился термин «спокизированные», то есть воспитанные по книге доктора Бенджамина Спока дети. Но знаете, что говорят некоторые наши «специалисты»? «Хорошая книга, чтобы растить диссидентов»! По сей день в понимании «советского» человека - убийственная характеристика. Это психология! А ведь главная идея Спока - всего лишь дать право личности на развитие. Просто нормальный человек в ненормальном обществе - это и есть диссидент по-советски.
Давайте посмотрим на сегодняшних американцев. Разве они выглядят несчастными? Разве они похожи на сопливых детей? Нет! Это страна номер один в мире и они господствуют в финансах, в науке, в военном деле... Потому, что «self made man» - это их великая национальная мечта: из простого чистильщика обуви в президенты и миллионеры. Но для этого нужна вера в свои возможности и умение их правильно использовать.
Мы ориентируем детей на собственные силы и учим отвечать за свои поступки. Даже родителей просим поменьше следить за выполнением домашних заданий - человек должен сделать себя сам. И многие наши дети справляются с этой задачей! Потому что, невзирая на перипетии сегодняшнего дня, мы учим детей уважать личность, а не деньги, машины, дачи. Когда наш ученик заходит в класс, то сразу видно, что он сможет постоять за себя. Нет, он не надменен, но он спокоен, раскован, уверен в себе, он не боится спрашивать и не боится возражать - и это уже само по себе вызывает уважение. Я спокоен за их дальнейшую судьбу: очень многие из них смогут занять достойное место в любом обществе.
- Конечно, было бы прекрасно, если бы так подходили к воспитанию всех или хотя бы большинства детей. Но и те почти две сотни, которые учатся в гимназии - отнюдь не капля в море! Это люди, которые не растворятся в толпе, поэтому они скорее могут сыграть роль той микроскопической составляющей, которая превращает обычный известняк в благородный коралл. В конце концов, любым обществом управляет элита, способная нестандартно мыслить и в то же время вести за собой других. «Победа при Ватерлоо ковалась на спортивных площадках Итона...» - говорил герцог Веллингтонский, подчеркивая роль привилегированных школ в формировании такой элиты. И от того, на каких ценностях будет воспитана эта элита, какие идеалы будет она нести, зависит будущее страны.
А на каких площадках будут коваться победы Украины? На тех, где сейчас школьники дерутся и курят «план»? Должны быть и у нас школы, в которых учили бы по высшему классу, в которых администрация знала бы каждого ребенка по имени, в которых учителя были бы спокойны и заняты своей непосредственной работой, а не выяснением отношений между собой и обсуждением способов прожить до следующей зарплаты.
- Вообще, с точки зрения интересов страны, государства, частное образование - явление во всех отношениях полезное: наши ученики не ходят в государственную школу, а значит, экономятся бюджетные деньги. Мы даем рабочие места учителям, которые получают у нас зарплату (эти деньги тоже экономятся) и чувствуют, что профессия учителя действительно уважаемая и позволяет жить достойно, не прибегая к дополнительным заработкам. У нас нет системы подарков. Учитель уважает учеников, родители уважают учителя и им нет нужды унижать его подношениями..
Более того, мы еще и платим все налоги. Впрочем, впечатление такое, будто в этой стране никто не понимает, что школа - это не ликеро-водочный завод: какие-либо льготы положены только тем, кого хотя бы частично финансирует государство. А если ты сам по себе - плати! Нас выручают спонсоры, мы получили грант на конкурсе проектов школ от Международного фонда «Вiдродження» (фонд Сороса). Хочу выразить публичное спасибо руководству завода «Арсенал» - благодаря его помощи и поддержке, а также предоставленному помещению, сегодня нашу школу никто не закроет. Мы самостоятельны и ничего не просим у государства.
Но иногда кажется, что мы не хорошее дело делаем, а пробрались в тыл врага и нас нужно ликвидировать во что бы то ни стало. Причем, что интересно, о нашей школе знают даже в Кабинете министров: я был на приеме у вице-премьера
И.Ф.Кураса и говорил о своих проблемах - он меня поддержал. А районный отдел образования по-прежнему считает, что «такой школы на карте Киева нет»! Только один пример: нам Министерство образования дало официальный государственный документ - письмо о предоставлении лицензии, а все тот же районный отдел не хочет его признавать, чем фактически отказывает нам в праве на существование. То есть государство разрешает создавать частные школы, а на месте говорят: «Мы вам еще покажем «свободу»!
Или взять инструкции. Например, чтобы готовить учеников к будущей работе, в школьную программу еще в двадцатые годы включены уроки труда: деревообработка и металлообработка. Наши ученики закончат школу в XXI веке - им гораздо нужнее изучать компьютер, оргтехнику, деловое общение, что мы и делаем! Может быть и металлообработка тоже полезна, хотя для тех, кто собирается ею заниматься профессионально, существуют ПТУ. Но зачем же ставить знак равенства между воспитанием трудолюбия (что безусловно необходимо) и обучением не самой нужной на сегодняшний день специальности?
Да что инструкции, если даже закон, хотя и разрешает частное образование, но как-то уж очень странно. Ладно, мы-то работаем давно. Но я себе не представляю, кто может открыть частную школу сейчас - для этого должны уже быть в наличии помещение, сотрудники и материальная база! То есть, если Вы не найдете себе спонсора, который даст Вам около тридцати миллиардов и помещение, ничего у Вас не получится: не начав работать, нельзя заработать, а не заработав - нельзя начать.
Чем же мы так мешаем?
Есть, конечно, «пережитки социализма». Все любят считать чужие деньги, считают-пересчитывают и наши «доходы». Но они же ничего не знают, да и не хотят знать, ни о налогах, ни об аренде... Мы ведь покупаем все сами: и учебники, и парты, и продукты, а им кажется, что все эти деньги мы кладем в карман. К нам приходили некоторые директора школ вроде бы делиться опытом, а потом обвиняли: «Вы на детях делаете бизнес!»
- Собственно говоря, в этих словах нет ничего оскорбительного, ведь «бизнес» это по-английски просто «дело» - не больше и не меньше. Что значит «бизнес на детях»? Наркотики? Детское порно? Или человек просто хорошо делает свое Дело, вкладывает в него душу - тогда, наверно, справедливо, если он получает не только моральное вознаграждение? Причем, если цель - деньги, то есть множество гораздо более действенных способов их заработать. И, кстати, гордится «бизнесмен» Добровольский отнюдь не личными доходами (здесь, как раз, особенно похвастаться нечем), и даже не размахом дела, а тем, что дети после уроков не хотят уходить из школы, и американский ребенок на третий год обучения отказался уезжать - заявил, что хочет быть только гражданином Украины!
Впрочем, корни конфликта, увы, гораздо глубже и серьезнее, чем просто зависть или, допустим, вопрос о принадлежности помещения в престижном районе.
- Любые попытки сделать у нас что-то свое, независимое, обречены с допетровских времен доказывать свое право на существование.
Чем Запад в первую очередь отличается от нас? Тем, что он открыт для всего нового: плохое умрет само собой, а хорошее останется. Ну а как у нас выживет это хорошее, если под одну гребенку стрижется все подряд, и когда что-то выходит за рамки привычного, то тут же всплывает наше знаменитое: «непохожего - бей»!
И если бы дело было просто в «несознательности» «отдельных бюрократов»! Но саму-то систему отношений создавали не они - каждый народ имеет те проблемы, которые он сам и порождает своей деятельностью, своими привычками, если угодно. В нашей стране даже дети знают, что должен быть кто-то сверху, кто дает тебе силу, иначе ты никто. «Школа ни под кем быть не может!» Мы же поставили перед собой задачу воспитать наших учеников в нормальной, цивилизованной, системе отношений. «Евроремонт» нужен не только в квартире и офисе, а и в обществе, в душах людей!
Обратите внимание на парадоксальность ситуации: мне ничего не надо, я прошу только, не мешайте. Эти же слова говорят все, кто связан с любыми попытками благородной деятельности. Оказывается, что не дают. Может, мы вообще обречены, если у нас все перевернуто с ног на голову? Может, так всегда будет?
- Нет, «всегда» - не будет. Ведь что это за общество, где каждого, кто посмел выделиться - взглядами ли, одеждой или просто цветом волос - записывали в «диссиденты» и заплевывали, а независимость, неподчинение, карались наравне с детоубийством? Личностью мог быть только вожак, он же единственный имел право на уважение? А вожаком, в свою очередь, становился самый безжалостный, хитрый и агрессивный? Это просто огромная, сложно организованная стая. Но ведь миллионы лет все жили только так! Человек - стадное животное? Естественно, каждое общество опирается на соответствующий менталитет и успешно его культивирует - круг замыкается. Любые попытки «революций» действительно обречены.
Однако на наших глазах тоталитаризм постепенно, шаг за шагом отступает на свалку истории (не забывая, впрочем, при этом огрызаться - порой самым жутким образом). То, что кажется иногда замкнутым кругом, на самом деле больше напоминает ту самую знаменитую спираль, которую, оказывается, можно раскрутить и в обратную сторону! Конечно, для того, чтобы «перетянуть канат», нужна определенная «критическая масса» нормальных, свободных, людей - не нам, так хоть нашим детям это, может быть, удастся.
Что же касается «обреченности», то в исторической перспективе обречены, скорее, не мы, а некоторые черты нашего менталитета (тот же патернализм, конформизм, агрессивность) вместе со всеми основанными на них общественными системами: по мере прогресса науки и техники «стая» все чаще оказывается просто экономически несостоятельной.
- Свобода ведь нужна не только интеллигентам-диссидентам. Не вчера замечено, что если запретить людям высказывать свои убеждения и читать великих философов, то в результате через какое-то время окажется, что им станет нечего есть. Или страна настолько отстанет в техническом отношении, что потеряет военный потенциал. Причем мы здесь не первые и не последние, эта ситуация повторяется из века в век, из страны в страну.
- Да, почти как в том старом анекдоте: была инквизиция - и были еретики-протестанты. Инквизиции нет, а протестанты есть (причем преуспевают больше католиков!) - и так далее. Двадцать лет назад были диссиденты и был незыблемый, казалось, монолит Системы, послушно укрепляемый «письмами трудящихся». Если бы тогда нам всем хватило сил и мудрости поддержать тех, кто самоотверженно шел против течения и боролся за право хотя бы высказывать свои убеждения - как бы мы сейчас жили! Во всяком случае, не было бы стыдно.
Впрочем, время диссидентов прошло - дай Бог, чтоб навсегда. Сегодня от прежнего монолита осталась груда камней, а его бывшие идейные оппоненты заседают в парламенте. Что ж, их усилия не пропали даром - битву за Слово Система проиграла. Сегодня фронт проходит по новым рубежам: нужнее и труднее всего отстоять право честно делать собственное Дело.
Так победим!?
Телефон Первой Киевской Академической гимназии - 290-51-53.