В нынешнем году вступительные экзамены в вузы Украины проходили в виде тестирования. Поскольку мы были не готовы провести принятое во многих государствах мира внешнее независимое тестирование выпускников школ, то в авральном порядке были вынуждены пойти «другим путем». Составление тестов по разным дисциплинам, сам процесс тестирования, проверка ответов, оглашение результатов и другие важные составляющие технологии вступительных экзаменов были отданы на усмотрение самих вузов. И, естественно, через «сито» тестов проходили не все выпускники украинских школ, а только абитуриенты вузов.
Как прошла вступительная страда в новом, непривычном и для школьников, и для вузов формате? Каково качество разработанных самими вузами тестов? Удалось ли таким образом отобрать самых достойных абитуриентов? Как соотносятся результаты тестирования со школьными оценками? Действительно ли такое «самодеятельное» тестирование поставило заслон коррупции, как ожидалось? Вопросов возникает множество, но ответов на них общество до сих пор так и не получило.
Между тем, как показывают результаты анализа вступительных экзаменов 2005 года, проведенного Харьковским национальным экономическим университетом, задуматься есть о чем. Например, оказалось, что реальная оценка знаний, умений и навыков абитуриентов по математике в среднем равнялась всего 50% от баллов школьного аттестата. То есть вдвое меньше! Этой цифре можно доверять, поскольку по инициативе самого университета и по разрешению МОН Украины вступительное тестирование было проведено здесь Центром тестовых технологий (Киев) как внешнее и независимое. Харьковчане проанализировали и другие аспекты вступительных экзаменов, которые стали своего рода лакмусовой бумажкой не только для практики тестирования, но и системы образования в целом.
«Как именно проходили у вас вступительные экзамены?» — с таким вопросом корреспондент «ЗН» обратилась к ректору Харьковского национального экономического университета, доктору экономических наук, профессору, заслуженному деятелю науки и техники Украины В.ПОНОМАРЕНКО.
— Прежде всего, хочу подчеркнуть, что ни преподаватели, ни сотрудники университета не принимали участия в разработке тестов и не присутствовали при проведении собственно тестирования, — рассказал Владимир Степанович. — В аудиториях работали 70 наблюдателей из Центра тестовых технологий.
Каждому из абитуриентов была выдана рабочая тетрадь тестов, изготовленная для вступительных экзаменов именно в нашем университете. В аудиторию было внесено в специальной упаковке ровно столько доставленных из Киева спецтранспортом тетрадей, сколько присутствовало ребят. В конце экзаменов в их присутствии бланки ответов с кодом вместо фамилий были упакованы, опломбированы и спецсвязью отправлены в Центр тестовых технологий. Эталонные ответы были получены по электронной почте и сразу же вывешены сотрудниками приемной комиссии на стендах. Абитуриенты могли ознакомиться с результатами тестирования уже через час после завершения экзаменов. Окончательные результаты с оценками в официальных ведомостях были оформлены через два дня после экзаменов. В нынешнем году первокурсниками ХНЭУ стали 1237 человек — ни одной апелляции по результатам экзаменов не было.
— Насколько неожиданной для вас была такая большая разница между школьными оценками абитуриентов и результатами их вступительного тестирования?
— К сожалению, это устойчивая тенденция последних пяти лет. Как показывают наши исследования, на фоне повышения уровня оценок в школьных аттестатах абитуриентов их показатели при выполнении олимпиадных заданий и вступительных экзаменов в наш университет снижаются. Очень тревожный симптом! Эту разницу нельзя оставить без внимания.
— Чем, на ваш взгляд, можно объяснить такие «ножницы»?
— Надеюсь, что детальный анализ этого феномена проведут специализированные научные коллективы, но одна из главных причин нынешнего падения уровня знаний лежит, по-моему, на поверхности. Общество отвернулось от школьного учителя.
А ведь именно учитель всегда был и должен быть центральной фигурой в учебном процессе. Есть учитель — будут и новые педагогические методики, и качественные учебники, будут осваиваться новые технологии в образовании и, соответственно, будут талантливые ученики. Нет учителя — и ничего этого не будет! Сейчас опытные педагоги, которые не мыслили своей жизни без школы и делали все от них зависящее для качественной подготовки учеников, уходят из школы по возрасту. Молодые же выпускники педвузов зачастую имеют другие жизненные ориентиры, не хватает им и опыта.
Конечно, наряду с общим снижением качества математического образования в Украине есть и отдельные радующие нас примеры. Например, ежегодно стабильно высокие результаты показывают и на олимпиадах по экономике, и на вступительных экзаменах ученики Львовской школы-лицея «Орияна» при ЛНУ им. И.Франко, экономического лицея из Одессы. В чем секрет успеха этих педагогических коллективов? Кто-то изучал их опыт?
Граждане Украины не обделены талантами — об этом свидетельствует многолетняя история не только украинского, но и мирового развития. Однако молодые таланты нужно постоянно выявлять, формировать и поддерживать. Я уверен, что без этого страна не может надеяться на быстрый подъем экономики.
— Подготовить математически сильного ученика — это только половина дела. Нужно еще, чтобы он стал студентом независимо от материального состояния родителей или места проживания...
— Могу с уверенностью сказать, что внешнее независимое тестирование, проведенное с соблюдением всех деталей технологии, дает для этого все возможности. Тесты по математике, разработанные центром, очень качественные. Уверен, что объективность оценки способна восстановить веру школьников в справедливость и настраивать их рассчитывать на собственные силы, а не на «обходные маневры» родителей. Таким образом действительно можно сформировать реальную базу для ликвидации взяточничества в школах и вузах, а заодно избежать административного вмешательства в процесс оценивания знаний представителями разных ветвей власти.
Кроме того, у нас появляется возможность первичной количественной оценки уровня преподавания каждой дисциплины в каждом регионе, городе, районе и даже конкретным учителем. Это крайне необходимо для повышения эффективности управления качеством образования. И наконец, по каждой учебной дисциплине могут быть сформированы базовые требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников школ, то есть реальный государственный стандарт. И специалисты, и общество смогут отслеживать степень его освоения.
— Выявились ли какие-нибудь «шероховатости»?
— Да, недостатки есть. Они касаются разных сторон процесса тестирования. Например, не создана государственная независимая организация для проведения тестирования, имеющая статус юридического лица, а также ее материальная база. Нет легитимной правовой базы для самого проведения единых выпускных и вступительных экзаменов в форме независимого тестирования. Отсутствует механизм оценки качества тестов. Не выделены средства на качественное проведение общегосударственного тестирования, а они должны быть значительными. Нужно также не упускать из виду, что при проведении тестирования для всех абитуриентов страны, а это почти 500 тысяч человек, существует вероятность утечки информации о содержании тестов на региональном уровне.
И еще. С помощью только «закрытых» тестов практически невозможно оценить творческий потенциал выпускника. Они не могут выявить способности абитуриента решать проблемные ситуации, которые выходят за рамки самых простых алгоритмов. А ведь это очень важная вещь! Наш вуз, например, для поиска ребят с высоким креативным и интеллектуальным уровнем разработал целую систему отбора, которая включает в себя цепочку всеукраинских олимпиад.
А в общем можно сказать, что эксперимент в нашем вузе прошел успешно. Я уверен, что путь внешнего тестирования для нашей страны продуктивен и по нему нужно двигаться дальше, устраняя недостатки и реализуя достоинства.
— Можно ли будет таким образом повлиять на уровень школьного образования?
— В том случае, если объективное тестирование знаний будет предусматривать связанный с ним мониторинг школ. И учителям, и ученикам должно быть абсолютно понятно, к какому базовому уровню знаний нужно стремиться. Сейчас же — и это ни для кого не секрет — в своих учебных программах университеты вынуждены так или иначе предусматривать адаптационный период, чтобы подтянуть студентов первого курса до какого-то среднего уровня.
— Успеем ли мы полностью подготовиться к вступительным экзаменам 2006 года? До них осталось не так много времени…
— Возможно, в следующем году достаточно будет использовать только относительную, рейтинговую составляющую внешнего независимого тестирования. То есть определить, кто из абитуриентов, подавших заявления на данную специальность в данный вуз, лучше освоил базовый уровень знаний по профильной дисциплине. И в соответствии с этим разделить ребят на три категории: на тех, кому будет предложено учиться на средства государства, на контрактной основе или повысить свои знания и пройти тестирование в следующем году. Для этого достаточно «закрытых» тестов по заранее определенной для каждой специальности профильной дисциплине плюс украинский язык. А вот на втором этапе — через год или два в зависимости от готовности — можно расширить перечень профильных дисциплин, внедрить «открытые» тесты и начать мониторинг качества школьного образования.
Практика последних лет показала, что альтернативы внедрению в полном объеме идеи внешнего независимого тестирования нет, но это дело непростое. Помимо прочего, оно требует от руководства государства политической воли, а от интеллектуальной элиты общества — решительной поддержки.