Мы часто встречаем людей, которые суеверно стучат по дереву или скрещивают пальцы, чтобы предотвратить плохое событие. Но почему люди делают именно это? Есть ли связь между IQ человека и его верой в сверхъестественные явления? Какие психологические приемы используют экстрасенсы и гадалки, когда "предвидят" будущее?
Ответы на эти вопросы - всего лишь фрагмент из большого массива знаний, которые были доступны 26 тыс. слушателей, зарегистрированных на бесплатный онлайн курс "Наука повседневного мышления", завершившийся в феврале на платформе "Prometheus".
Среди тысяч слушателей курса были школьники и пенсионеры, преподаватели и менеджеры, жители крупных городов и маленьких сел от Закарпатья до Донетчины.
Теперь для всех желающих этот популярный курс будет оставаться в открытом доступе.
Как человек, приобщившийся к его созданию, хочу рассказать о нем больше.
"Наука повседневного мышления" стала доступной для украинских слушателей благодаря мечте нескольких человек, основателей благотворительной организации "Фонд выпускников Украины".
Наша организация ставит перед собой цель развивать традицию благотворной поддержки украинских учебных заведений и внедрять лучшие образцы мировой образовательной практики в Украине.
Прослушав этот онлайн-курс университета Квинсленда (Австралия) в оригинале на английском языке, мы были настолько им увлечены, что решили инициировать его перевод и озвучивание на украинском языке. Десятки волонтеров и добровольцев присоединились к этой инициативе и поддержали ее реализацию.
Автор курса - профессор Танген из университета Квинсленда - даже записал особое приветствие для украинских слушателей курса.
Чем же именно так увлекает этот курс?
Очевидно, лучше всего это выразил один из слушателей:
"Только начался курс - и уже понятно: он качественно, логически, фундаментально отличается от наших "академических"... и это классно, когда ты учишься с легкостью".
Да, курс чрезвычайно интерактивный и доступный. Иногда кажется, что это увлекательный фильм, а не научный курс.
Большое мастерство - подавать научные знания, иногда довольно сложные психологические концепции в такой доступной и интересной форме. Но авторам курса это удалось на 100%. Поэтому не удивительно, что, по оценкам слушателей, курс входит в топ-3 лучших онлайн-курсов мира.
Опираясь на результаты научных экспериментов и новейших исследований в психологии и нейронауке, он дает возможность изучить психологию нашего повседневного мышления: почему люди верят в неправдоподобные вещи, как мы формируем и изменяем наши взгляды, почему ожидания искажают суждения, и как принимать более взвешенные решения.
Слушатели учатся применять научные методы, чтобы оценить утверждения, понять доказательства и осознать, почему люди так часто делают нерациональный выбор.
О чем именно рассказывает курс?
Если посмотреть на содержание курса, можно выделить несколько блоков.
Первые четыре лекции информируют о том, как работает наш мозг, фокусируясь на визуальных и слуховых иллюзиях, как наш опыт влияет на то, что мы видим, слышим, и как мы это запоминаем, как мы формируем наши суждения, какие встроенные предубеждения влияют на наши восприятия и решения.
Например, часто люди считают, что их восприятие и память работают словно видеокамера, кассету из которой (т.е. наши воспоминания) можно со временем достать с полочки и просмотреть без каких-либо искажений.
В действительности это совсем не так. Часто наши воспоминания искажены. И то, что, как нам кажется, происходило с нами, в действительности может быть ошибочным воспоминанием.
Интересно отметить также приведенные материалы о "погрешности планирования" - то, что люди обычно значительно недооценивают количество времени и усилий, необходимых для завершения определенной задачи.
Описывает курс и эффект "лучше среднего" - то, что людям нравится считать себя лучше среднего уровня во всем: "Я более талантливый, я лучший водитель, я более привлекательный, с лучшими принципами, добрее других..." Множество различных экспериментов демонстрируют, что мы считаем себя лучше среднестатистического уровня.
В этих лекциях также детально рассказано о влиянии таких предубеждений, как предубеждение доступности и подтверждающее предубеждение на наши восприятия реальности и принятие решений.
Объясню на примере. Думали ли вы когда-нибудь, почему настолько важна свобода слова? Дело в том, что пока существует несколько мощных источников информации, даже если они противоречат друг другу, человек пытается анализировать информацию и соответственно формировать или изменять свое мнение. Подтверждающее предубеждение все равно действует, но оно не берет наше мышление под тотальный контроль.
В момент, когда все медиа контролируются одним центром (как это произошло в России), человек отовсюду слышит одно и то же мнение, просто под различными углами и в разной форме. Это на 95% формирует его начальное мнение. А потом это мнение беспрерывно усиливается благодаря тотальному действию подтверждающего предубеждения. Ведь со всех сторон его бомбардируют одни и те мнения, спущенные из центра. Так человек, как по замкнутому кругу, постоянно получает подтверждение своей правоты и укрепляет веру в свое начальное мнение.
Даже если позднее появляются доказательства, отрицающие это закрепленное мнение, человеку очень трудно их принять. Легче решить, что эти доказательства сфальсифицированы.
Отдельная лекция курса "Учим учить: как ускорить обучение" посвящена умению эффективно учиться новому.
Мы все, очевидно, множество раз возвращались и перечитывали новый материал, чтобы лучше его усвоить. Но научно доказано, что простое перечитывание - совершенно неэффективный способ запоминать информацию. Значительно эффективнее - попытаться воссоздать информацию в памяти. Когда вы подчеркнули все важное в книге и вернулись в начало, вместо перечитывания - накройте подчеркнутое рукой и попытайтесь припомнить содержание. А еще лучше - закройте книгу и попытайтесь рассказать, что вы выучили, своим друзьям или родственникам.
Другой важный фактор для лучшего изучения - это распределение во времени. Если вы будете изучать новый материал по 15 мин ежедневно в течение недели, то запомните эту информацию значительно лучше того, кто изучал ее два часа один раз.
Также лекции курса демонстрируют, как можно использовать приобретенные знания об особенностях нашего мышления в повседневной жизни.
Для этого подробно рассмотрены такие темы, как утверждение о сверхъестественном (а именно - какие психологические приемы объясняют веру в предвидение будущего, экстрасенсов, гороскопы, НЛО и т.п.), утверждение о медицине (а именно - о прививке, гомеопатической медицине и о том, как действует эффект плацебо), почему так много людей верят в теории глобального заговора (например, что лекарство от рака уже давно бы изобрели, если бы не заговор против этого самых крупных глобальных фармацевтических компаний), и на чем основывается отрицание изменений климата.
Последняя лекция является кульминацией всех предыдущих. В ней авторы показывают влияние обстоятельств на наши действия.
Мы обычно связываем поведение и поступки людей с их личностными чертами, характером. Но в действительности обстоятельства оказывают большое влияние на поведение человека. Они значительно лучше могут прогнозировать поведение лица, чем его характер. В лекции приведены результаты многих научных экспериментов в подтверждение этого.
Например, представьте себе такую ситуацию. Идет человек по улице и видит около двери дома бедно одетого мужчину, с опущенной головой и закрытыми глазами. Он лежит, покашливает и всхлипывает. Какой фактор, по вашему мнению, больше всего повлияет на то, остановится ли этот человек и поможет ли бедняге? Пол? Профессия? Образование? Религиозные верования? Социальный статус? Доброта? Что-то другое?
Оказывается, фактором, больше всего влияющим на то, поможет ли человек, являются не его личностные характеристики, а то, спешит он или нет. В приведенном в курсе эксперименте исследователей из Принстонского университета результат был следующий: из группы, которая спешила, только 10% людей остановились, чтобы помочь. А из группы, которая никуда не спешила, остановилось 63% людей.
В курсе рассказывают также о других экспериментах, демонстрирующих влияние обстоятельств на наши действия. Обычно работают три ситуационных фактора: социальный конформизм, покорение авторитета и эффект свидетеля. Поставьте едва ли не любого в ситуацию, где действуют эти факторы, и результат будет одинаков.
Что именно из этого курса я использую в своей жизни?
Меня часто об этом спрашивают. Есть множество примеров из повседневной жизни.
Когда я планировала, сколько времени понадобится для написания этой статьи, оценила, что 2 часа. Но, вспоминая о "погрешности планирования", увеличила это время вдвое, до 4 часов. И, конечно это было правильно, фактически мне понадобилось даже немного больше, чем 4 часа.
Когда мне было надо нанять нового человека в нашу команду, я использовала структурированное интервью: каждому кандидату задавала одни и те же 5 вопросов, чтобы объективнее их оценивать и уменьшить влияние подсознательного манипулирования вопросами для кандидатов, которые сразу больше понравились.
Когда люди опаздывают или нарушают свои обязательства, я пытаюсь не навешивать на них сразу ярлыки "ненадежных партнеров", а сначала понять их обстоятельства.
В своей жизни я пытаюсь направлять энергию и ум на дизайнирование такого контекста, в котором другим хочется развиваться и быть лучшими.
И даже сама идея создания "Фонда выпускников Украины" основывается на знании из последней лекции курса о влиянии ситуативных факторов на действие человека. Я верила, что существует много украинцев в Украине и за границей, которые захотят (даже если сейчас они этого не делают) поддерживать свои учебные заведения и образовательные проекты в Украине, если для этого появится простая, надежная и прозрачная система. Весь опыт работы "Фонда выпускников Украины" за последний год подтверждает правильность этого мнения.