UA / RU
Поддержать ZN.ua

КУДА ДРЕЙФУЕТ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кризис в Украинском государственном морском техническом университете (УГМТУ) - в самом разгаре. Учебное заведение уже месяц гудит, как растревоженный улей...

Автор: Надежда Федотко

Кризис в Украинском государственном морском техническом университете (УГМТУ) - в самом разгаре. Учебное заведение уже месяц гудит, как растревоженный улей. Инициативная группа ученых создала стачком, который сформулировал жесткие требования к собственной администрации, касающиеся выплаты зарплаты и стипендий. Второго апреля здесь впервые за последнее время выдавали зарплату, да и то не всю.

Однако эти полумеры не возымели успокаивающего действия, и по инициативе стачкома состоялась конференция трудового коллектива, на которой прозвучали обвинения в адрес руководства морского университета в том, что в действиях администрации много тайн, непоследовательности. Было высказано требование предоставить отчет, как используются средства, поступающие от платного обучения, сдачи в аренду помещений.

Активность оппозиции понять можно. Приближается окончание срока контракта с ректором

УГМТУ Г.Романовским. Наступает время заключения нового. Но целую серию разборок, которые проходят на разного рода конференциях, заседаниях ученого совета, да и в местной печати, только предконтрактным временем не объяснишь. Есть здесь более глубокие и веские причины того, почему УГМТУ медленно, на настойчиво «садится на мель».

В недавние времена вуз входил в двадцатку наиболее значимых учебных заведений Союза. Без его кадров не обходилась судостроительная отрасль не только непосредственно Юга Украины, но и Севера СССР, Прибалтики, Дальнего Востока, Поволжья... Ясное дело, что с созданием независимого государства, уже потому, что вместо обеспечения всего постсоветского пространства предстояло готовить кадры судостроителей лишь для Украины, потребность в инженерах-судостроителях резко упала. К тому же потребность в кадрах резко снизил и кризис в судостроении. Последствия этих процессов сказались на вузе несколько позже, чем в производственном судостроении.

Есть и внутренние причины того, почему некогда бесспорный лидер среди немногочисленных вузов Николаева начал оттесняться на обочину. Одна из них та, что здесь ревниво отнеслись к появлению в городе молодых учебных заведений. Особенно болезненно многие ученые флагмана встретили открытие филиала Киево-Могилянской академии. Ситуацию подогрело еще и то, что в новый вуз перешли перспективные кадры из морского университета. Они повели дело так, что и родное министерство оказывает помощь, и сам вуз смог неплохо зарабатывать, дальновидно распределяя заработанные средства на укрепление материально-технической базы, улучшение учебного процесса.

Возникшие в Николаеве молодые вузы начали учить студентов менеджменту, маркетингу, экологическим и управленческим специальностям. А морской университет, кичась былым величием и лидерством, модернизироваться не спешит. Претендуя на ведущее положение среди вузов города, УГМТУ, в отличие от молодых вузов, в ведомственном самомнении не только не открывает новые направления в учебе кадров, но даже не удосуживается удовлетворить потребности города в инженерных профессиях. Скажем, есть в Николаеве глиноземный завод, который нуждается в инженерах-металлургах, чью подготовку заказывают в Запорожье. А между тем морской университет имеет мощный кадровый потенциал и по этому профилю: по специальности, связанной с металлургией, работают 4 доктора наук и 30 кандидатов. Ясное дело, что они не загружены, находятся под угрозой сокращения. Еще пример: Южно-Украинская АЭС готовит для себя специалистов в Севастополе. И снова-таки происходит это в то время, когда морской университет, как считают специалисты, вполне мог бы выпускать инженеров-атомщиков. Тем временем УГМТУ вынужден сокращать преподавательский состав вследствие снижающихся учебных нагрузок...

Создалось ненормальное положение, когда учебный вуз, без которого трудно ожидать становления на ноги и развития судостроения, оказался, по существу, изолированным от отрасли. Он рассматривается в министерстве да и на месте как отдельная единица. Во всяком случае процессы, которые происходят в производственном судостроении, на вузе не сказываются.

Недавно состоявшиеся конференции трудовых коллективов Черноморского судостроительного завода и имени 61 коммунара показали, что наше судостроение стоит перед решением таких вопросов, которые без научных, грамотных кадров никак не решить. На заводе имени 61 коммунара, к примеру, объемы производства за последние годы упали в пять раз. Причем основное сокращение приходится на наукоемкие производства. Если вспомогательные производства будут и дальше сокращаться, то дело может дойти до того, что судостроительные заводы превратятся в примитивные цеха по изготовлению корабельных корпусов.

Судостроители остро критиковали схему реструктуризации предприятия, предложенную Министерством промышленной политики, обвиняя госчиновников в том, что они идут на поводу у иностранных заказчиков, которым, дескать, выгодно так повести дела, чтобы основа судов закладывалась в Николаеве, а достройка (т.е. наиболее квалифицированные и высокооплачиваемые операции) велась на других заводах, возможно, в Греции.

Как альтернатива предлагается: завод - единый производственный и технологический комплекс, на котором выполняется весь цикл работ, начиная с обработки металла, монтажа всех механизмов и до сдачи судна. Что касается вспомогательных цехов (интересы которых в министерском варианте игнорируются), а также непрофильных служб, то предлагается создать из них хозрасчетные подразделения. У таких подразделений будут свои счета, они будут арендовать основные фонды у завода, расплачиваться за них выполнением заказов. В хозрасчетные подразделения предполагается выделить прежде всего ремонтные и достроечные цеха, объединенные с основным производством холдинговыми отношениями.

Такой подход предполагает широкое участие в производстве ученых, конструкторов. Для подобного судостроения нужны грамотные, молодые инженерные кадры, творческие научные коллективы, способные развивать научно-технологические процессы, внедрять достижения науки.

Ректора УГМТУ Г.Романовского остро критикуют за то, что реорганизация вуза безнадежно отстала даже от аналогичных процессов, которые происходят в производственном судостроении. По мнению профессора В.Некрасова, реформа учебного заведения проводится не так, как следовало бы. Происходящие процессы скорее свидетельствуют о деградации судостроительной науки, а дополнительные возможности платного образования не используются. По мнению этого ученого и его единомышленников из стачкома, вокруг коммерческого отдела УГМТУ создалось много посреднических структур, которые работают скорее на себя, чем на вуз. Деньги, заработанные на платных формах обучения студентов, если и «выходят» из «теневой» сферы, то используются для латания финансовых дыр, а не направляются, как следовало бы, на расширение производства, приносящего доход.

То, что главное и единственное в Украине высшее учебное заведение судостроения остается на обочине реформ, без особого внимания стратегов высшего образования, порождает невеселые мысли. Судостроение можно сколько угодно относить к приоритетным отраслям, но без сдвигов в морском университете оно по-настоящему на ноги не встанет.