Харьковские школьники одержали блестящую победу на состоявшемся в Москве VII турнире математических боев памяти А.Колмогорова. Победный Большой кубок привезла домой команда, в которую входили учащиеся Физико-математического лицея № 27, слушатели Малого университета при ХНУ им. В.Каразина Саша Цымбалюк, Алеша Малеев и Артем Ятченко. Они победили в интеллектуальной битве 42 команд СНГ и заняли первое место. Турнир памяти А.Колмогорова считается одним из наиболее престижных математических состязаний СНГ.
Харьковская команда младшей возрастной группы (8—9 классы) разделила 3—4-е места среди 24 команд.
Рыцари математики
Турнир математических боев — не просто знакомая нам по школе математическая олимпиада. Это система командных интеллектуальных дуэлей, где успех зависит не только от знаний каждого отдельного участника, но и умения работать сообща.
В Москву съехалось около 400 юных рыцарей математики. По результатам отборочной командной олимпиады харьковские десяти-одиннадцатиклассники вошли в суперлигу и вели бои с сильнейшими командами турнира. К сожалению, выставить полную команду из шести человек Харьков не смог (о причинах позже), и наши ребята выступали плечо к плечу с двумя россиянами и Димой Петровским из Украинского физико-математического лицея при КНУ им. Т.Шевченко.
Схема турнира проста. Утром каждой из команд выдавались десять задач, над которыми ребята могли трудиться до обеда, после которого и проходил сам математический бой. Команды в присутствии жюри по очереди представляли свои решения, а оппоненты из команды-соперницы должны были определить правильность решения, найти ошибки и, если задача была не решена, предложить свой вариант. Здесь все имеет значение — количество решенных задач, умение изложить ход решения и отстоять его, способность капитана руководить «боевыми» действиями. Побеждает команда, которая решила больше задач и набрала больше баллов.
В запале битвы бывало и не до соблюдения распорядка дня. Так, поединок с сильной командой киевского лицея №171 «Лидер» выдался таким сложным, что его пришлось вести до позднего вечера, ребята даже пропустили ужин. Харьковчане все-таки победили! Выиграли они и все остальные бои, набрав восемь очков из восьми. Второе место заняли киевляне, на третьем — команда Санкт-Петербурга.
Таланты и меценаты
И все-таки, почему Харьков не смог выставить на турнир полную команду? Причины две.
Первая — в Украине вообще и в нашем городе в частности ребят с опытом решения задач такого высокого уровня немного. Вторая — финансирование поездок на олимпиады и турниры ложится в основном на родителей вундеркиндов. (К слову, в России участие в подобных соревнованиях является бесплатным для школьников.) ФМЛ №27 из внебюджетных фондов смог оплатить нашим победителям только дорогу. Между тем участие в такого рода международных соревнованиях для будущих математиков — необходимость: чтобы развиваться, им нужно интенсивно общаться с такими же «умниками и умницами».
Примером результативной работы с одаренными детьми может служить Харьковский национальный университет, который два года назад взял под свое крыло талантливых школьников. Здесь помнят, что харьковская математическая научная школа считалась одной из сильнейших в мире. При Центре довузовского образования начал функционировать Малый университет, где занятия по различным научным направлениям ведут преподаватели университета и ведущие учителя школ города.
— В этом учебном году для привлечения одаренных детей 6—9 классов мы впервые провели масштабный физико-математический праздник «Научные старты», — рассказывает директор Центра довузовского образования Вадим Чеботарев. — В нем приняли участие более 1100 школьников города и области. Победители олимпиад обучаются теперь в Малом университете бесплатно. В прошлом году университет совместно с Главным управлением образования и науки и ФМЛ №27 провел турнир математических боев на кубок ХНУ, в котором приняли участие восемь сильнейших украинских команд. Планируется сделать этот турнир ежегодным, привлечь к участию в нем команды из России. На прошедшей летом 2003 года в Токио Международной математической олимпиаде слушатели Малого университета, выпускницы ФМЛ №27 Варвара Шепельская и Татьяна Щербина завоевали золотую и бронзовую медали.
Но если городские дети имеют возможность учиться в лицее или заниматься в Малом университете, то с талантливыми ребятами из глубинки дело обстоит совсем плохо. В области нет физико-математического интерната, хотя во Львове, Днепропетровске и Киеве такого рода учебные заведения существуют. Сейчас слобожанские вундеркинды просто зарывают данный природой талант в землю, может быть, даже не осознавая этого. А ведь одаренных детей рождается не так уж много — всего около одного-полутора процентов!
Царица в изгнании
— Сергей Александрович, до сих пор речь шла о талантливых детях, а как обстоят сейчас дела в Украине с математикой в массовых школах? — спрашиваю заслуженного учителя Украины С.Лифица, который готовил ребят к турниру памяти А.Колмогорова. Его ученики неоднократно становились также победителями Международной математической олимпиады, Всеукраинской математической олимпиады школьников, Киевского математического фестиваля, Всеукраинского турнира юных математиков, Международного турнира городов, Соросовской математической олимпиады и других украинских и международных математических состязаний. А призерами турниров памяти А.Колмогорова они становятся уже четвертый раз.
— На мой взгляд, уровень преподавания математики в школе можно сейчас оценить на двойку с плюсом по пятибалльной системе.
— А как же победы ваших учеников на международных олимпиадах?
— Найти в стране пять-шесть сильных ребят еще можно, но общее состояние дел с математикой в школе с каждым годом становится все плачевнее. Падает уровень даже участников украинских олимпиад, а уж что делается со стандартным образованием! Идет постоянный пересмотр школьных программ по математике в сторону снижения требований, а если формально программа остается такой же, то ее реальное наполнение с каждым годом становится все беднее. Помимо Физико-математического лицея №27, я преподаю в Малом университете и вижу, что пришедшие сюда вполне разумные дети не получают в школе даже необходимых сведений. В результате я вынужден учить способных ребят элементарным вещам из школьной программы.
— В чем же дело?
— Причин, я думаю, несколько. Первая из них — отмена вступительного экзамена по математике на естественнонаучные факультеты университетов (физические, химические, биологические). Это привело к тому, что нынешние студенты-первокурсники этих факультетов нередко имеют весьма слабое представление о простейших математических понятиях. Восполнять эти пробелы в большинстве случаев некому и некогда. В результате мы получим не способных к самостоятельной научной работе физиков, химиков и биологов. Кстати, в МГУ на соответствующих факультетах вступительные экзамены по математике не отменялись.
— Насколько я знаю, по математике нет сейчас и обязательного выпускного экзамена в школе…
— Да, его тоже отменили — и это вторая причина. А ведь при всем несовершенстве он заставлял и детей, и, что не менее важно, учителей уделять математике повышенное внимание. Я убежден, что этот экзамен должен быть обязательным, по крайней мере, во всех школах и классах, которые специализируются на математике, физике, химии, биологии, экономике… Сейчас же единственный школьный обязательный экзамен по математике — он называется государственной аттестацией — проводится в 9 классе по алгебре. А геометрия — так и вовсе не сдается ни разу за все время учебы! Зато в том же 9 классе ученики физматшкол в обязательном порядке сдают географию. Мне кажется, что это противоестественно.
Моя позиция такова: в физматшколах уровень требований должен быть повышен до существовавшего в советское время. В обычных массовых школах, возможно, надо убрать из программы часть трудного материала, например, основы математического анализа, но оставшийся материал нужно спрашивать по-настоящему!
— Сергей Александрович, а кто будет «спрашивать по-настоящему»? Общеизвестно, что хорошие учителя математики уходят в элитные школы, где зарплата выше, а учеников в классе меньше. Или вообще из сферы среднего образования.
— Сейчас даже элитные школы испытывают проблемы с подбором квалифицированных математиков, а в массовой попросту некому работать. Насколько я знаю, в 2004 году Харьковский горсовет собирается установить надбавки к зарплате учителям, подготовившим призеров олимпиад различного уровня. Это было бы замечательно! Это было бы справедливо. Но дело не только в зарплате — учитель завален массой бумаг, посторонних дел, из рук вон плохо работают курсы переподготовки… Конечно, в Украине есть прекрасные учителя, и успехи наших школьников на международных олимпиадах тому подтверждение. Но это лишь парадный фасад нашего образования — а само здание находится в аварийном состоянии.
— Может быть, уровень школьной математики поднимется, когда будут введены системы тестирования?
— А вот введение тестирования абсолютно недопустимо — сама суть математики этому противоречит! Рабски копируя не слишком удачный зарубежный опыт, мы рискуем лишиться последних достижений в области математического образования. Академик В.Арнольд рассказывал, что в стандартном школьном американском тесте есть такой вопрос: 100% от 50 долларов — это больше 50 долларов, ровно 50 или меньше? Ответы выпускников обычно делятся примерно на три равные части…
Категорически против введения тестов по математике и российские специалисты — от ведущих учителей до крупных ученых-математиков. Сторонники тестирования считают, что таким образом они победят коррупцию в вузах и школах. Это не выход — для борьбы с коррупцией нужно вводить независимые экзамены в классической форме (хотя это сложнее), но не тесты.