UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто остановит поток дипломированного псевдообразования?

Прошло три года с момента публикации в «ЗН» (№6, 2006 г.) статьи акалемика Михаила Згуровского о дипломированном псевдообразовании, однако ситуация с подготовкой специалистов в стране фактически не изменилась...

Автор: Николай Мищенко

Прошло три года с момента публикации в «ЗН» (№6, 2006 г.) статьи акалемика Михаила Згуровского о дипломированном псевдообразовании, однако ситуация с подготовкой специалистов в стране фактически не изменилась. Процесс деградации высшей школы продолжается, и с каждым годом становится все более необратимым. Естественно, внешнее тестирование дало свой положительный результат при зачислении в вуз, но обратите внимание, как ректоры препятствуют этому. Они находят всякие лазейки и оправдания лишь бы управлять приемным процессом — то находят средние учебные заведения, после которых якобы без экзаменов можно поступить в их вуз, то выпрашивают в Министерстве образования хоть какой-то процент абитуриентов, с которыми можно самим проводить вступительные экзамены. Допустим, список зачисленных в вуз определен. Давайте проследим за дальнейшим ходом событий, связанных с подготовкой специалистов в технических вузах.

Прежде всего вузу нужны деньги, которые платят студенты за обучение. Иначе нечем будет оплачивать работу преподавателей. Поэтому ставить неудовлетворительную оценку, чтобы потом исключить нерадивого студента, нельзя. Кроме зарплаты, преподаватель может лишиться часов по предмету, да и показатели кафедры будут хуже. За этим ректоры следят жестко. Чтобы получить удовлетворительную оценку, можно принести какие-то строительные материалы, сделать мелкий ремонт, а то и просто собрать с группы деньги преподавателю.

В погоне за часами и местом на кафедре преподаватели берутся читать любые предметы и, естественно, не будучи специалистами в данной специальности, занимаются простой популяризацией. Уровень преподавания в технических вузах крайне низок. Преподается не то, что нужно, а то, что знает преподаватель. А знает он очень мало. Преподаватели далеки от современных производств, не владеют информацией о передовых достижениях науки и техники и не участвуют в разработках. Они остались в стороне от науки и техники, а лекции читают по учебникам сорокалетней давности.

После пяти лет холостого пребывания в вузе в свет выпускаются дипломированные псевдоинженеры, многие из которых уйдут торговать на рынки, а некоторые, имеющие родственные связи в институте, могут защитить липовую диссертацию и обучать дальше себе подобных. Устроиться на работу выпускникам невозможно чаще всего не потому, что некуда, а потому что уровень подготовки не соответствует ни одной профессии, где фигурирует слово «инженер». И не удивительно, что в стране при огромном сокращении производства, массе людей, зарегистрированных на биржах труда, в сохранившихся НИИ и КБ много вакансий. Не хватает людей творческих, инициативных, думающих. И не только по причине малых окладов.

Для работы в таких учреждениях нужны знания фундаментальных наук, которых нет у выпускников, даже при успешной системе обучения в вузе их не может быть. Но у них есть диплом инженера. Государство как бы поддерживает уровень образованности выпускников, которые по окончании технического вуза не могут взять не то, что производную — не знают как вычислить площадь прямоугольника или круга. Возникает вопрос: кому это нужно? Cкладывается впечатление, что это нужно только профессорско-преподавательскому составу, и потому они против любых изменений в системе высшего образования. И понятно, почему. Есть студенты, есть деньги для поездок на конференции, есть двухмесячный оплачиваемый отпуск, свободный рабочий график, гарантированная научная пенсия — и никакой ответственности за выпущенных так называемых специалистов.

Научно-исследовательская работа в технических вузах практически отсутствует. Тогда где темы для диссертаций? Их просто нет. В лучшем случае есть вымученные, засаленные идейки, которые муссируются на всех 250 страницах диссертации. Такие работы не имеют никакого реального значения и не дают ни копейки народному хозяйству. Ученые степени, незаслуженно проталкиваемые через советы учебных вузов, растут как грибы после дождя, не дают стране практически ничего, но хорошо оплачиваются в вузах, а в конце — реальная научная пенсия.

Второй вопрос: а зачем это нужно? Зачем Харькову и другим крупным городам десятки высших учебных заведений, которые выпускают каждый год тысячи необразованных людей? Почему налогоплательщики должны оплачивать научные пенсии армии преподавателей за дипломированное псевдообразование?

Необходимо в кратчайшие сроки провести коренные изменения в системе высшего образования. Для начала определить количество высших учебных заведений для данного региона. Для Харькова, например, Национальный университет им. В.Каразина может полностью обеспечить преподавателями все средние учебные заведения и ПТУ. Технический университет «ХПИ» — инженерными специальностями по всем отраслям. Строительный университет — инженерами-строителями всех профилей. При необходимости по запросам рынка труда всегда можно будет расширить требующиеся кафедры.

Специалистов в высших учебных заведениях надо готовить по заявкам предприятий и фирм, привлекая для работы в институтах молодые, талантливые кадры, проработавшие определенное время в НИИ и КБ, имеющих научные направления, а также главных специалистов предприятий и фирм.

Давно необходимо ввести одноуровневую защиту диссертаций, а советы по защите диссертаций вывести из подчинения вузов и сосредоточить их в специально созданных советах, куда входили бы не преподаватели, не имеющие достаточной квалификации, а ведущие специалисты НИИ и КБ по отраслям. Освободившихся преподавателей можно привлечь для работы в школах, где их знания и опыт будут полезны для воспитания молодого поколения и при отборе талантливых детей для поступления в высшие учебные заведения.

Следует ввести возрастной ценз в высшей школе, что позволит избавиться от престарелого профессорско-преподавательского состава, давно потерявшего квалификацию и интерес к науке, а на освободившиеся места принимать молодых талантливых специалистов.

Конечно, в процессе реформирования возникнет еще целый ряд проблем, которые необходимо будет решать попутно, но начинать реорганизацию нужно незамедлительно, иначе мы рискуем в ближайшие годы получить целый социальный слой дипломированных псевдоспециалистов, не способных решать научные и технические задачи.