UA / RU
Поддержать ZN.ua

КТО НЫНЧЕ В ШКОЛЕ ЗОЛУШКА

- Дедушка, что такое дистрибьютор? - озадачивает старика семилетний малыш. Нынешние школьники задают вопросы покруче, например: «Какой тип экономики в Украине?» или же «Какая экономическая система у нас строится?»...

Автор: Ольга Петрик

- Дедушка, что такое дистрибьютор? - озадачивает старика семилетний малыш.

Нынешние школьники задают вопросы покруче, например: «Какой тип экономики в Украине?» или же «Какая экономическая система у нас строится?». Ответить на них учителю гораздо труднее, чем доказать теорему или изложить заданную тему. В основу традиционного обучения было положено заучивание правил, формул, законов, дат и массы другого фактического материала, а не умение мыслить, развивать индивидуальные творческие способности, воображение. В результате даже самые преуспевающие ученики выходят за порог школы неподготовленными к жизнедеятельности в рыночных условиях.

Тем не менее до сих пор в среде работников образования не унимаются споры о том, нужно ли экономику изучать в школе или все-таки важнее каждодневные занятия математикой? В то же время при поступлении в экономический вуз необходимо сдавать экзамен по основам экономики, которой в общеобразовательной школе не проходили. Неужели входящему в жизнь молодому человеку важнее и полезнее знать интегралы, дифференциалы, а не разбираться в элементарных рыночных понятиях, как-то маркетинг, менеджмент, их роли в эффективной деятельности предприятия? Сегодняшние реалии таковы, что без формирования экономического мышления со школьного возраста невозможно чувствовать себя уверенно в рыночной действительности. Т.е. жизнь выдвинула перед общеобразовательной школой новое задание, которое она выполнить нынче не готова. Это направление в образовании пробило себе дорогу пока лишь в учебных заведениях нового типа - лицеях, гимназиях, колледжах, основанных в первую очередь, на частной собственности.

Благодаря финансовой и методической помощи фонда «Відродження», Министерства образования США в Украине за последние годы удалось создать четыре центра экономического образования для подготовки учителей. В прошлом году учреждена Всеукраинская ассоциация преподавателей экономики, главная задача ее - распространение информации и помощь учителям. Подразделения ассоциации ныне существуют в 17 областных центрах страны. Изданы учебники и методические пособия в помощь преподавателю. Однако пока нет ясной картины, как учить экономике, в каких классах и объемах.

На состоявшейся в Киеве Всеукраинской научно-практической конференции «Особенности формирования содержания образования в общеобразовательных учреждениях для способной и одаренной учащейся молодежи» одним из наиболее актуальных вопросов было экономическое образование школьников.

- До недавнего времени экономику в школе не изучали, да и сейчас она не является обязательным предметом, хотя современные рыночные реалии требуют определенных экономических знаний и навыков. Поэтому невозможно и далее умалчивать необходимость в школьной программе основ экономических знаний, - считает директор Киевского лицея бизнеса Людмила Паращенко. - Вопросы разработки государственных стандартов экономического образования, чему научить и как научить - об этом и шла речь на конференции. Очень важно научить со школьной скамьи мыслить. Ни математика, ни многие другие школьные дисциплины не могут это сделать, мыслить заставят только ситуации, в которые попадает человек. Должна быть определенная воспитательная среда. Наши ученики - не просто безучастные исполнители, они уже сегодня работают в больших компаниях как аналитики, они осуществляют мониторинг, анализ ситуации. Наши ученики принимают участие также в международных проектах и экономических играх.

Если говорят, что математика - гимнастика ума, то что такое экономика? Специалисты назвали ее аэробикой ума. И с этим определением нельзя не согласиться.