UA / RU
Поддержать ZN.ua

КТО НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ САМ — УЧИТ ДРУГИХ

Интересная работа недавно была проведена лабораторией социальных исследований и политического анализа Донецкого национального университета (руководитель — д.ф.н., доцент В...

Автор: Ольга Суржик

Интересная работа недавно была проведена лабораторией социальных исследований и политического анализа Донецкого национального университета (руководитель — д.ф.н., доцент В. Кипень). Профессорско-преподавательскому составу 25 высших учебных заведений 1—1V уровней аккредитации различных регионов страны предложили оценить состояние высшего образования в Украине. Исследование проводилось в рамках «Программы поддержки выработки стратегии реформирования образования», осуществляемой международными организациями ПРООН, фондом «Відродження» и другими.

В общем украинские профессора и доценты довольно критически оценивают современное состояние нашего высшего образования (ВО). Только около четверти опрошенных полагают отечественную систему ВО удачно реализующей свою образовательную миссию. В два с половиной раза больше представителей преподавательского корпуса не согласны с ними и считают, что ВО нуждается в частичных (40%) или кардинальных изменениях (24%). Половина вузовских работников убеждены в регрессии качества образования в последние годы.

61% преподавателей жалуются на ухудшение своего материального положения. Очевидно, этим обусловлено то, что большинство преподавательского корпуса признает систему ВО советских времен (80-х годов) лучшей по сравнению с нынешней. Вместе с тем более двух третьих работников высшей школы убеждены, что качество подготовки специалистов в большинстве наших вузов не хуже, чем в западных. При этом в вузах I—II уровней чаще считают предыдущую систему ВО лучшей по сравнению с современной. (По мнению исследователей, это связано со значительно худшим, по сравнению с вузами III—IV уровней, материально-техническим и финансовым положением.) Среди преподавателей общественно-гуманитарных дисциплин гораздо меньше поклонников системы ВО 80-х годов, и, наоборот, их намного больше среди представителей естественных и особенно технических специальностей. В частности, большинство преподавателей социогуманитарных дисциплин считают, что качество образования возросло, тогда как в естественно-научной и технической среде преобладают те, кто придерживается противоположного мнения.

В результате опроса было выявлено несколько неожиданное соотношение консервативных и реформистских тенденций в академическом сообществе. Так, почти две третьих (64%) работников высшей школы поддерживают изменения в системе ВО и выразили готовность их принять. Судя по ответам респондентов, уровень реформистских настроений академического сообщества довольно высок (против проведения реформы немногим более 1/10 части работников). Вместе с тем анализ свидетельствует о высоком уровне консерватизма преподавателей: принять новое готова лишь четверть из них (почти треть уверена, что новое чаще создает проблемы, чем содействует их решению). Лучшими новые идеи считает 1/5, а преимущество новым методам обучения отдает лишь 1/10 часть работников высшей школы. В результате возникает интересная ситуация: с одной стороны, академическое сообщество демонстрирует высокий уровень реформистских настроений, а с другой — еще более высокий уровень консерватизма по отношению к принятию и внедрению в практику просвещенческих новаций.

Большинство респондентов (82%) высказываются в пользу «постепенных, эволюционных, научно обоснованных и спланированных изменений и реформ системы ВО». Среди руководителей вузов почти 9/10 являются сторонниками эволюционных перемен. За кардинальные, революционные преобразования выступает менее 1/10 части работников высшего образования (только среди представителей технических специальностей этот процент немного больший).

Главными направлениями реформирования высшей школы в Украине, по мнению академического сообщества, должны быть: создание условий и возможностей для поступления в вузы талантливой, одаренной молодежи из семей с невысокими доходами (80%), повышение профессиональной компетенции кадров, оптимизация процесса кадрового обновления (56%), оптимизация учебного процесса, придание ему большей гибкости, соответствия социальным, психологическим и интеллектуальным возможностям студентов (50%), переход отечественной системы ВО на новые принципы функционирования в соответствии с мировыми тенденциями (непрерывность, гуманизация, информатизация, разнообразие услуг и тому подобное (41%).

Согласно результатам опроса, основными причинами торможения развития системы ВО в Украине являются общий социально-экономический кризис и отсутствие должного финансирования (76%), отсутствие системы эффективного стимулирования вузовских работников (46%), недостаточное внимание со стороны государства (42%) и чиновничества с его бюрократизмом, коррумпированностью (40%) и некомпетентностью (35%).

Таким образом, в условиях переходного общества даже для представителей реформаторски настроенных групп характерна определенная непоследовательность и некоторая противоречивая ориентированность, подводят итог исследователи. Этот факт, безусловно, не может не сказаться на процессах реформирования системы высшего образования.