UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто будет восстанавливать Украину после войны

Профтехобразование должно стать приоритетом государства

Автор: Ольга Коваль

По последним подсчетам Киевской школы экономики, на 80-й день войны в Украине разрушены более 35 млн кв. метров жилья. Чтобы было понятно: это примерно полмиллиона небольших двухкомнатных квартир. И это лишь то, что удалось посчитать, и только жилищный фонд. А сколько еще разрушенных заводов, предприятий, гражданских учреждений и домов на территориях, где идут активные боевые действия! Все это потребует восстановления, которое, согласно опыту Второй мировой войны, растягивается на 10–15 лет, как в Будапеште или Мюнхене, и на 40 лет, как это было с Дрезденом.

Чтобы обеспечить достаточно «технических» специалистов, необходимых для быстрого и качественного восстановления Украины, парламент и правительство должны уже сейчас заниматься решением проблем профтехобразования в Украине. Тем более что перечень довоенных насущных вопросов в этой сфере никуда не исчез, а лишь пополнился новыми вызовами из-за войны.

Итак, основные нерешенные проблемы в профтехобразовании, с которыми Украина подошла к войне и которые все еще требуют решения в ближайшее время, можно свести к трем основным.

  1. Неоправданно низкий престиж профессионального образования и стереотипное отношение, в результате — недостаточный спрос среди абитуриентов. К сожалению, сейчас многие воспринимают профтехобразование, скорее, как возможность отсидеть обучение после 9-го класса школы, как что-то для «двоечников», или выбирает по остаточному принципу, если имеет сомнительные шансы поступить в вуз. В результате количество соискателей профессионального образования за годы независимости Украины уменьшилось примерно в 2,5 раза.

Кроме того, среди потенциальных учащихся существует представление, что выпускникам заведений профессионального образования трудно устроиться на работу. Хотя, согласно данным Государственной службы статистики, сложнее всего трудоустроиться людям с высшим образованием юриста, менеджера, экономиста или бухгалтера. В то же время больше половины вакансий обычно — это технические рабочие профессии, такие как слесари или сварщики.

Война лишь актуализировала спрос на таких работников. Это видно уже сейчас, например, по перечню вакансий во Львовской области, который обновляет местная ОВА. В топе запросов — агрономы, машинисты экскаватора и строительной техники, водители, сварщики и слесари, а предлагаемые зарплаты достигают 20–40 тыс. грн.

  1. Медленное обновление материально-технической базы и недостаточный уровень оплаты труда педагогических работников, в частности в сфере профессионального образования. Первая и единственная женщина премьер-министр Израиля Голда Меир предлагала для становления и развития успешной страны сделать наиболее высокооплачиваемыми и уважаемыми три профессии: военных, врачей и учителей. Этот подход Украине стоит взять на вооружение. Потому что сейчас зарплата педагогов неконкурентна по сравнению ни с уровнем оплаты труда в стране, ни с зарплатами коллег в Европе. Например, зарплата преподавателя учебного заведения в соседней Польше в среднем составляет около 19,6 тыс. долл. в год, тогда как его коллеги из заведения профтехобразования в Украине — почти в пять раз ниже: немногим более 4 тыс. долл. в год. Это меньше всего среди европейских стран.

Хотя расходы на образование в Украине предусмотрены Бюджетным кодексом в размере 7% от ВВП и, по данным OECD, среди европейских стран они самые большие, используют их не очень эффективно. Так, расходы на обеспечение профтехобразования по профессиям общегосударственного значения составляют лишь 1,8% от всего образовательного бюджета в 2022 год. Поэтому крайне необходимо пересмотреть приоритеты распределения именно государственного финансирования.

  1. Не работает система признания неформального образования. Поскольку сейчас увеличилось количество людей, получающих современное образование прямо в смартфоне через онлайн-курсы или образовательные онлайн-платформы, в стране должна работать четкая система признания такого образования для дальнейшего трудоустройства. Решение этой проблемы было найдено еще до войны — в Украине должны заработать так называемые квалификационные центры. Человек, который прошел онлайн-курсы повара или швеи, сможет подтвердить свои профессиональные навыки в квалификационном центре и получить сертификат с разрешением на работу без необходимости проходить полный курс обучения.

Потенциальные решения, связанные с довоенными проблемами, можно свести к таким.

Во-первых, обеспечить достойную конкурентную оплату труда специалистов рабочих профессий и педагогов в нашей стране.

Во-вторых, провести общегосударственную профориентационную кампанию среди молодежи.

В-третьих, определить профтехобразование как приоритет финансирования государственного заказа на подготовку специалистов в соответствии с послевоенными условиями.

В-четвертых, создать для таких специалистов дополнительные стимулы вроде обеспечения жильем в регионах, где нужна их квалификация.

Война добавила сфере профтехобразования новые вызовы. От способности государства справиться с ними зависит успех послевоенного восстановления инфраструктуры и экономики Украины.

Проблема № 1 — потеря материально-технической базы и людей. На 12 мая вследствие военной агрессии России в Украине разрушены, как минимум девять заведений профтехобразования, 96 повреждены в разной степени, а в стране осталось всего пять областей, где не пострадало ни одно учебное заведение. Это лишь случаи, о которых удалось узнать и задокументировать, реальные потери намного больше. Часть заведений разграбили оккупанты. И сейчас невозможно посчитать, сколько производств, предоставлявших площадки для практической части обучения, закрылись, переехали или вообще разрушены.

Война также заставила многих переехать в более безопасные регионы или выехать за рубеж. Среди вынужденных мигрантов, конечно, есть и учителя, и ученики, и потенциальные абитуриенты заведений профобразования.

Сейчас 177 заведений профобразования находятся в частично оккупированных, прифронтовых регионах или регионах, где ведутся или велись активные боевые действия: в Донецкой, Луганской, Харьковской, Запорожской, Херсонской, Сумской, Киевской и Черниговской областях. В этих заведениях учились примерно 56 200 учеников, которые, вероятно, выехали из дома и не вернутся в новом учебном году. Поскольку, по данным ООН, на начало мая больше 5,6 миллиона человек выехали за рубеж, потеря будущих специалистов рабочих профессий потенциально намного больше.

Чтобы решить эту проблему, нужно обеспечить достаточное финансирование для обновления и модернизации материально-технической базы. На сегодняшний день оборудование заведений профобразования изношено более чем на 50%. Изменения на этом участке обычно финансируются за счет государственной субвенции на создание учебно-практических центров (УПЦ), а также за счет сотрудничества с предпринимателями и инвесторами.

УПЦ — это, по сути, производственные лаборатории и мастерские, где ученики могут совершенствовать свои практические навыки. Впрочем, на начало 2022 года в Украине действовало лишь 418 таких центров, это означает, что современную площадку для практических занятий получила примерно половина заведений профтехобразования. 

Недостаточный уровень развития УПЦ непосредственно связан с недофинансированием этого направления развития профобразования. Так, сумма соответствующей государственной субвенции в 2020–2021 годы составляла всего 250 млн грн. Даже аудит Счетной палаты заметил, что выделенные средства лишь частично могут покрыть затраты на обновление материально-технической базы профтехов.

Поэтому крайне важно увеличить финансирование государственной субвенции на УПЦ, а также привлечь больший объем инвестиций для закупки новейшего оборудования и создания системы профобразования, реально отвечающей современным потребностям и требованиям работодателей.

Проблема № 2. Ограниченные возможности организации практической составляющей обучения. Большую и неотъемлемую часть образовательной программы составляет практическая подготовка учеников. Но из-за повреждения заведений профессионального образования и предприятий потенциальных работодателей, активных боевых действий и оккупации части территорий многие образовательные заведения не могут организовать практику для своих учеников. Практическую подготовку и качественный контроль над выполнением задач организовать дистанционно тоже почти невозможно.

Стратегическим заданием является развитие дуального образования и привлечение в эту систему по возможности большего количества предприятий, особенно в свободных и более безопасных регионах. Дуальное образование позволяет ученикам лишь часть образовательного времени проводить на теоретических занятиях и больше времени учиться практически на реальном предприятии.

Такой подход к профобразованию уже десятилетиями используют почти в 60 странах мира. В Украине же на начало 2022 года лишь треть профтехов предлагает такую возможность. Тем временем развитие дуального образования помогло бы решить сразу две проблемы — обеспечить и необходимые практические площадки, в частности потерянные во время войны, и спрос работодателей на выпускников профтехов. Последнее доказала, в частности родина этого образовательного подхода Германия: востребованность выпускников профессионального образования в стране обычно составляет 40%, а на выпускников с опытом обучения в системе дуального образования на рынке труда спрос выше — на уровне как минимум 80–85%.

Чтобы ученики из пострадавших регионов имели возможность проходить практические занятия и по дуальной, и по традиционной системам, надо решить тактическую задачу: зачислять учеников из категории внутренне перемещенных лиц в заведения профессионального образования в более безопасных регионах Украины. Такой механизм Министерство образования и науки Украины уже даже предусмотрело в своем приказе № 273 от 26 марта 2022 года. Однако этот механизм не отвечает на вопрос, кто будет финансировать его реализацию. В условиях действующей системы финансирования профтехобразования все дополнительное бремя ложится на заведения-реципиенты и местные бюджеты. Хотя, учитывая общественный характер этих расходов, логично, чтобы их покрывал государственный бюджет. 

Проблема № 3. Несбалансированная система финансирования профобразования. С 2016 года система профобразования находилась в состоянии трансформации от централизованного государственного финансирования к полностью децентрализованному управлению и содержанию из местных бюджетов. За пять лет «испытательного», или «экспериментального» периода стало очевидно, что ни модель тотально централизованной, ни модель полностью децентрализованной системы профессионального образования не обеспечивают баланс между интересами государства, регионов, преподавателей, поступающих и соискателей профессионального образования. Война лишь обострила эту проблему и вместе с тем требует нового ad hoc решения.

Прежде всего, необходимо сделать основным источником финансирования профтехобразования государственный бюджет в виде государственного заказа. Это предложение я с коллегами уже зарегистрировала в Верховной Раде в законопроектах № 7293 и №7294.

Подход к финансированию профтехобразования через госзаказ в условиях войны позволит, с одной стороны, разгрузить местные бюджеты пострадавших городов и регионов, как то: Харьков, Мариуполь, Донецк, Луганск, Харьковская, Херсонская, Николаевская, Запорожская, Сумская, Черниговская, Киевская области, которые вследствие военных действий не смогут обеспечивать финансирование регионального заказа своими силами. С другой стороны, это позволит обеспечить должное финансирование профтехобразования в регионах, заведения которых будут обеспечивать обучение как для местных учеников, так и для переселенцев.

Механизм госзаказа также позволит государству адекватно и полно определять потребности в специалистах и перераспределять их между работающими заведениями профтехобразования. Условно, потребность Закарпатской области в тех же строителях будет намного ниже, чем потребность всей страны. Поэтому объем обучения по этой специальности должна определять не Закарпатская ОГА, а государство в лице Минэкономики и МОН. В то же время у местной власти останется инструмент регионального заказа, который позволит формировать объемы подготовки специалистов для региональных нужд, особенно если по каким-то профессиям не будет сформирован госзаказ.

Кроме того, госзаказ позволит убрать «региональную дискриминацию» учеников. Когда финансирование происходило из местных бюджетов, заведения профтехобразования часто не зачисляли учеников без местной прописки, во избежание обвинений в нецелевом использовании средств. Госфинансирование и госзаказы позволят, условно, ученикам из Харькова беспрепятственно учиться в профтехучилище Черновцов.

Еще один важный инструмент для развития профтехобразования в послевоенное время, тесно связанный с финансированием, — преподготовка и повышение квалификации за государственные средства. Например, на Мариупольском металлургическом комбинате имени Ильича работало около 15 тысяч человек, на «Азовстали» — около 11 тысяч. Части работников, которые смогли выехать из города и выбрали более безопасные регионы, может быть сложно найти место работы по своей специальности из-за меньшей ориентации этих регионов на тяжелую промышленность.

Государственная программа переквалификации работников стала одним из элементов «экономического чуда» Германии после Второй мировой войны. К сожалению, сейчас в Украине выучиться и получить другую профессию переселенцы смогут лишь за собственные средства. Этот фактор может отрицательно сказаться на возможности государства покрыть дефицит рабочих кадров и привлечь необходимое количество специалистов к восстановлению страны.

Возможный путь решения предлагают уже упомянутые законопроекты № 7293 и №7294, которые после их принятия позволят осуществлять переподготовку или повышение квалификации за публичные средства. Это тоже позволит быстро получить новую нужную в государстве профессию или частичную профессиональную квалификацию по краткосрочным образовательным программам тем, кто потерял работу из-за вынужденного переселения и не может найти место по своей прежней специальности. Уже сейчас идет активная подготовка, меняются подзаконные нормативно-правовые акты, профессиональные стандарты и стандарты профессионального образования, образовательные программы, в частности для запуска краткосрочных курсов, чтобы этот инструмент как можно быстрее полноценно заработал.

И последнее, но не менее важное, — это развитие публично-частного партнерства в профессиональном образовании. Одно из основных заданий государства — активно привлекать бизнес к разработке, финансированию и реализации общих проектов, создавать учебно-практические центры с участием частных партнеров, совместно финансировать заведения профобразования и привлекать работников-практиков с предприятий-партнеров к преподаванию в профтехах. Поэтому уже сейчас надо разрабатывать и внедрять систему экономических стимулов для бизнеса, который инвестирует в развитие заведений профтехобразования.

Нет сомнений в том, что в послевоенной Украине повысится спрос на рабочие профессии, связанные с восстановлением страны: на работников строительной отрасли, пищевой и легкой промышленности, машиностроения. И нет сомнений, что удовлетворение этого спроса будет стимулировать развитие украинской экономики, потому что, условно, одно рабочее место в строительстве создает 6–7 рабочих мест в смежных отраслях.

Поэтому задание государства — системно отвечать на все вызовы в профтехобразовании: повышать престиж образования и труда преподавателей, развивать и модернизировать сеть учебных заведений, развивать дуальную форму профобразования и стимулировать участие в этом работодателей, обеспечивать адекватный реалиям механизм и достаточный объем финансирования сферы и развивать публично-частное партнерство.

Сделав эти шаги, Украина сможет обеспечить должное развитие профобразования и подготовку необходимого количества специалистов, чтобы как можно лучше и как можно быстрее восстановить Украину после войны.