Никогда не забуду тот летний вечер, когда мне дали сильный морской бинокль и предложили взглянуть на лунный диск. То, что я увидел, произвело неизгладимое впечатление. Кратеры, о которых мы все слышали и читали, оказались столь близкими и осязаемыми, что я впервые почувствовал себя по-настоящему приобщенным к великой и древней науке, именуемой Астрономией.
Звездное небо, не засвеченное городскими огнями, кажется нам самой величественной картиной, которая только может открыться человеку. На россыпь звезд мы готовы смотреть, забыв о времени. В такие минуты невольно думаешь о том, какой ничтожной пылинкой, затерянной в космических безднах, является наша планета, о непрестанном движении, великих тайнах бытия, бесконечной Вселенной, Боге, вечности и скоротечности нашей жизни... И еще в такие мгновения особо явственно осознаешь свое полнейшее астрономическое невежество. Глядя на звезды, я чувствую себя, как папуас, попавший на выставку современной живописи. Кроме Большой и Малой Медведицы, не могу назвать ни одного небесного объекта. И то обстоятельство, что азы астрономии - тайна за семью печатями для 95 процентов моих сограждан, служит слабым утешением. Мы не знаем созвездий и планет, Венеру не отличим от Сириуса. Да что там говорить, если человек не утверждает, что Земля имеет форму чемодана, его у нас уже смело можно причислять к знатокам астрономии. Почему же сложилась столь странная ситуация? Как предотвратить полную астрономическую безграмотность общества? Об этом корреспондент «Зеркала недели» беседует с директором Киевского республиканского планетария Иваном КРЯЧКО.
- Во время недавнего солнечного затмения поведение некоторых вполне нормальных и хорошо образованных людей повергло меня в изумление, - рассказал Иван Павлович. - Одна интеллигентная киевская семья, наглухо закрыв двери и окна, забаррикадировалась в квартире. Это небесное явление настолько опасно, объяснил потом свой странный поступок глава семьи, что в день затмения лучше вообще не выходить на улицу.
А вот еще одно затмение разума. Со слов директора Херсонского планетария, накануне небесного «представления» по городу ходили люди, утверждавшие, что грядет конец света.
- Многие верят всяким бредням по той простой причине, что совершенно не представляют механизм такого явления. Я сам слышал на улице, как человек спрашивал у соседа: «А чем это Солнце должно закрыться?». Мне кажется, грамотно объяснить причину затмения могли бы очень немногие.
- Вы совершенно правы. Если бы мы провели на улице мини-опрос - остановили десять случайных прохожих и поинтересовались, почему оно происходит, боюсь, что правильно не ответил бы ни один. Не хочу показаться пессимистом, но я достаточно долго занимаюсь астрономическим образованием и вижу, что его уровень катастрофически падает.
- Но ведь наука, о которой мы говорим, не только будоражит воображение, навевая человеку мысли о бесконечности Вселенной и бренности жизни. Она активно влияет на мировоззрение. А коль так, огрехи в ее изучении могут иметь далеко идущие последствия...
- Это верно. Отсекая молодого человека от астрономии, мы тем самым не даем ему возможность понять всю огромную сложность и величие окружающего мира. С моей точки зрения, у нас делают большую ошибку, чуть ли не с младенческого возраста распределяя детей по «интересам»: этот будет математиком, а этот - гуманитарием. Да, у многих очень рано проявляется склонность к какой-то определенной деятельности. Но не кажется ли вам, что ребенку нужно дать некий базис, о чем, к слову сказать, не забывали ни в дореволюционных гимназиях, ни в советских десятилетках. Мой сын учится в школе с физико-математическим уклоном, а дочь в гимназии с углубленным изучением иностранных языков. Казалось бы, каждый занимается тем, к чему лежит душа. Но они сами чувствуют однобокость такого подхода к образованию. Недавно дочь в шутку заметила: «Если так пойдет дальше, через год-другой я забуду даже таблицу умножения».
- Вы каждый день видите, как дети реагируют на картину звездного неба. Разве их удивление и восторг не свидетельствуют, что астрономия необходима каждому человеку - станет ли он электромонтером, министром или футбольным тренером?
- В течение года в планетарии бывают сотни тысяч посетителей, и, читая лекции, я вижу, как им безумно интересен рассказ о планетах, звездах, Вселенной. Мне бы очень хотелось, чтобы люди, утверждающие: «Астрономия нам не нужна», хоть бы раз послушали, чем они интересуются. Вот лишь некоторые из таких вопросов: «Почему светит Солнце? Что такое Вселенная? Как она возникла? Что будет с ней через миллиард лет?». В последнее время с телеэкранов не сходят фильмы о катастрофах. И космические страшилки сделали свое дело. «А что, на Землю действительно могут упасть астероид или комета? - с тревогой спрашивают ребята. - Не связаны ли последние землетрясения и тайфуны с солнечным затмением?». И все же, хотим мы того или нет, приходится констатировать, что астрономические знания подавляющего большинства населения отрывочны и бессистемны, а проще говоря, крайне низки. Не хочу никого обижать, но тут невольно напрашивается сравнение со слепым кротом, копошащимся в земле под величественным звездным небом и не имеющим ни малейшего представления о простирающейся над ним космической бездне.
- Сколь ни мизерны познания в данной области у «отцов и дедов», тем не менее в школе кое-какой минимум мы все-таки получили. Как преподают этот предмет сегодня? В каком классе его читают?
- К великому сожалению, ни в каком. Есть еще, конечно, отдельные школы, где он держится на энтузиазме учителей-одиночек. Но это скорее исключение из правила, своего рода самодеятельность. В программе небесной науки нет. Она интегрирована в курс «Физика и астрономия», который средней школой практически не принят. Замысел был такой: во-первых, хоть немного уменьшить нагрузку на учеников старших классов, во-вторых, сохранить предмет, столь важный для развития мировоззрения молодежи. Мол, физика и астрономия близкие дисциплины. Короче говоря, хотели, чтобы было как лучше, а получилось... В итоге физика осталась, а курс науки о звездах канул в Лету. Сегодня я бы оценил ситуацию с преподаванием астрономии в Украине одним словом: беда.
- О том, что их науку многие считают второстепенной, неактуальной, говорят и профессионалы, работающие в учреждениях Национальной академии. По их мнению, подобное отношение сказывается на финансировании ряда астрономических программ.
- К великому сожалению, астрономия в нашем обществе, что называется, не в чести. А ведь от этого может пострадать и культура. Без знания начал науки о звездах молодые люди не поймут многих произведений живописи, музыки, литературы, сюжеты которых навеяны бесконечным Космосом. Астрономией пронизана вся древнегреческая мифология. Глядя на блистающие на ночном небе созвездия, вспоминаешь Персея, Андромеду, кентавров и других героев, населяющих мифы древней Эллады. Их именами названо множество небесных тел.
Перед нами стоит неотложная задача - возродить в Украине систему астрономического образования. Она должна включать в себя и дошкольные занятия, и уроки в старших классах, и подготовку специалистов на астрономических кафедрах вузов. Тогда талантливый ребенок, родившийся под звездным знаком, сможет, пройдя весь этот путь, стать ученым астрономом.
- Иван Павлович, а в каком возрасте начинают изучать вашу любимую науку за границей, например в западных странах? Я слышал, что там в школах в качестве отдельного предмета ее не преподают.
- В США учебные заведения разных типов преподносят своим питомцам астрономические знания по-разному. Но если у нас в свое время этот курс изучали сто тысяч детей, то в Америке его штудируют 1.600 тысяч мальчишек и девчонок. Хотя в их школах обязательной программы по астрономии вроде бы и нет. Если же говорить об американском учебнике по этому предмету, то он выше всяких похвал. Его можно смело назвать бестселлером. У нас же в Украине подобного пособия до сих пор нет, и когда оно появится, неизвестно.
- С одной стороны, старшеклассники, приходящие в Киевский планетарий, часто не знают самого элементарного. С другой, вы должны отслеживать новейшие достижения астрономии. Как же подобные знания донести до посетителей, подготовка которых оставляет желать много лучшего?
- Это действительно очень непросто. Тем не менее ситуация не тупиковая. У нас читают лекции профессиональные ученые, умеющие доходчиво говорить о самых сложных вещах.
- В астрономии, как и в других науках, немало противоречий. Кроме того, некоторые явления с точки зрения сегодняшних знаний объяснить невозможно. Как вы поступаете в подобных случаях? Говорите об этом честно или, учитывая слабую подготовку посетителей, пытаетесь от сложного разговора уйти? А может быть, внушаете им, что такими проблемами занимается религия?
- Когда задают подобный вопрос, я отвечаю: вот посмотрите, здесь три грани, - мой собеседник берет в руки стоящую на его столе стеклянную пирамидку. - Одна грань - наука, другая - религия, третья - искусство. Все мы пытаемся познать мир, однако каждый идет к истине своим путем. То, что находится на вершине пирамиды, интересует всех, но пути, ведущие к ней, разные. Это не значит, что нам следует обязательно друг с другом соперничать. У религии одни инструменты познания мира, у науки другие. И если существует какое-то явление, объяснить которое она не может, то нужно так честно и сказать. Что же касается религии, то сегодня мы с ней не враги, хотя это два совершенно разных пути познания мира. Я атеист и говорю об этом совершенно откровенно. Хотя некоторые очень уважаемые мною коллеги столь же открыто заявляют о своей вере в Высший Разум. Религия не должна заменять науку, как и наука вытеснять религию.