UA / RU
Поддержать ZN.ua

Крестики в квадратики — не детская игра

Стряхивая с себя майский ливень, открываю дверь киевской школы №75. На входе целый наряд из дежурных, преподавателей и охранника просят показать приглашение на тестирование и паспорт...

Автор: Дарья Аверченко

Стряхивая с себя майский ливень, открываю дверь киевской школы №75. На входе целый наряд из дежурных, преподавателей и охранника просят показать приглашение на тестирование и паспорт. То, что меня приняли за выпускницу, воспринимаю как комплимент: школу я закончила давно. А настоящие одиннадцатиклассники уже сидят за партами — слушают инструкции по сдаче теста по украинскому языку. Сегодня будет ставить крестики в квадратики «сборная команда» 175 выпускников из пяти школ Печерского района. В каждом классе по нескольку свободных парт. Директор школы Алла Ратушная уверена: каждый ученик имеет право самостоятельно решать, писать тест или нет. Ни один из 68 выпускников ее школы не согласился пройти внешнее тестирование. Между тем 75-я школа считается специализированной, с углубленным изучением украинского языка.

— Мы проводили родительское собрание, — рассказывает Алла Ратушная, — зачитывали родителям приказ управления образования, министерства, проводили разъяснительную работу среди детей — ничего не помогло. Родители вместе с детьми написали заявления об отказе. Аргумент у них общий: зачем детям лишний раз нервничать? Лучше уж написать выпускное изложение, которое тренировали все школьные годы.

Однако даже если бы здешний выпускник и согласился прийти на тестирование, в родную школу не попал бы. Условие внешнего тестирования — полная объективность. Заявления желающих подавались в управление образования, а их списки по школам формировал компьютер. Максимально «перемешаны» и сами преподаватели: в аудиториях зачитывают инструкции учителя из другого района. Педагоги 75-й школы только дежурят на этаже. В классе, где проходит тестирование, присутствует общественный наблюдатель. Им может быть представитель родительского комитета, прессы, вуза — собственно, любой предварительно зарегистрировавшийся.

Так что считается, что подсказки ученику ждать не от кого. Списать тоже невозможно — парты расставлены друг от друга на расстоянии 1,5 метра. При себе можно иметь только ручку с черной пастой и бутылку воды. Однако условия написания теста особого волнения детским лицам не прибавляют. Для большинства выпускников это проверка знаний. Одиннадцатиклассница Екатерина Близнюк — уже студентка Межрегиональной академии управления персоналом. Зачислена сразу после окончания курса довузовской подготовки. В ее родной школе №78 существует соглашение с МАУП: выпускные засчитывают как вступительные экзамены. Потому пройти тестирование — для нее формальность. Единственное, что действительно не нравится, — весь июнь займет сдача экзаменов.

— Результаты тестирования по языку узнаем только 19 июня, — говорит Екатерина. — Если оценка будет низкой, имеем право писать изложение, которое в этом году перенесли с первых чисел аж на 21-е. Только 23 июня узнаем результаты по алгебре или истории. А уже 24-го у нас выпускной.

Наконец-то достают пакет с заданиями. Это похоже на ритуал: чтобы проверить герметичность упаковки, зовут третьего по списку школьника. После этого пакет разрезают и достают тесты. На каждую парту кладут тетрадь с заданиями (она же и черновик), а также чистовики: листик «А» с квадратиками для ответов и «Б» — для творческой работы. На документы наклеивается штрих-код, по которому компьютер узнает автора. На доске преподаватель пишет время завершения тестирования 11:15 и, облегченно вздохнув, желает детям: «Ни пуха!»

Ровно два с половиной часа школьники выполняют тестовые задания. Сдав тетради минута в минуту, как по секундомеру, высыпают из классов, оживленно делясь впечатлениями. Большинство отзываются о тесте положительно, дескать, такая форма проверки знаний стимулирует учить правила. Между тем в диктантах и изложениях можно «выехать» на ощущении языка. Школьники признаются, что некоторые клеточки зачеркивали наугад.

— Плохо, что мы мало готовились к тестированию, — серьезно рассуждают некоторые выпускники. — Тестовую систему стоит внедрять с пятого класса, чтобы привыкнуть. Можно в форме тестов проводить текущие срезы знаний и выпускной экзамен. Классические письменные и устные экзамены тоже должны остаться.

Кроме сути тестовых упражнений, предлагалось и творческое задание — написать о том, как выпускник понимает, что такое «ответственность». Школьники говорят, что больше всего боялись, чтобы не выпало задания, связанного с конкретными датами жизни и творчества выдающихся украинских деятелей. А по поводу ответственности можно было немного пофилософствовать. Насколько хорошо это удалось 42 тысячам смельчакам по всей стране, станет известно 19 июня. Как обещают в Украинском центре оценки качества образования, результаты придут опять-таки в герметически запакованных конвертах. В списках не будет ни имен, ни фамилий, только код, обозначенный на приглашении, против которого будет стоять оценка. Таким образом организаторы обеспечивают конфиденциальность результатов. В случае несогласия их можно обжаловать в центре, а также сдать изложение в родной школе. Но этот экзамен не будет засчитан как вступительный в вуз. Так что в результате некоторым придется сдавать украинский, математику или историю (на выбор) трижды!

Тем же, кто на тестировании получит высокий балл, открыты двери в вузы без вступительных экзаменов. Правда, не все высшие учебные заведения с этим соглашаются. Например, ректор Национального университета «Киево-Могилянская академия» Вячеслав Брюховецкий подчеркивает, что при вступлении будут приниматься во внимание результаты внешнего тестирования абитуриента. Однако это совсем не освобождает его от могилянских тестов.

Станет ли тестирование «панацеей от взяточничества»? Многие считают, что говорить об этом пока рано. Пройдем эксперимент до конца, вот тогда и увидим.