UA / RU
Поддержать ZN.ua

Крестики в квадратиках — не детская игра

Сейчас существует лишь две технологии, дающие возможность избежать субъективной оценки знаний. Первая — компьютерное тестирование...

Автор: Дарья Аверченко

Сейчас существует лишь две технологии, дающие возможность избежать субъективной оценки знаний. Первая — компьютерное тестирование. Каждый абитуриент или студент отвечает на вопрос за отдельным компьютером. И через несколько минут после завершения теста машина подсчитывает и выдает результат. Метод простой и оперативный, однако из-за дороговизны пригоден только для групп из 10—20 человек.

Второй метод более популярный. Абитуриентам раздают экзаменационные листы, на которых необходимо указать правильный вариант ответа. Остальные пометки — название экзамена, код студента и место для подписи. Потом роботы сканируются и передаются в компьютер, который через минуту знает, кто сдал тест, а кто завалил. Уже несколько лет по такой технологии проходит «Единственный экзамен» для выпускников в школах Польши, Литвы и России. У северных соседей знания молодежи курирует независимый центр тестирования при Министерстве образования. В день экзамена в школу приезжает технический работник центра с набором бланков. Эти люди не знакомы с преподавателями и попадают в ту или иную школу по жеребьевке. Бланк с именем, фамилией выпускника и проставленным кодом обрабатывают отдельно от экзаменационного листа, на котором человек повторяет свой код и отмечает варианты ответов. Еще на бланке размещены загадочные черные квадратики или другие специальные метки, при сканировании распознающие, какой это экзамен и по какому варианту его следует оценивать.

— Все тесты составляются по определенным правилам специальной науки по разработке вопросов — тестологии, — рассказывает Михаил Бейрак, руководитель корпоративных проектов ABBYY Украина. — Они могут быть открытыми, то есть предлагать лишь надпись или цифру. Например, на вопрос, кто Президент Украины, вариант ответа всего один. В закрытых — ответ нужно выбирать из четырех вариантов. Заполняется все обычными ручками. Но нередко из-за волнения или нерешительности дети ставят точки вместо «птичек», перечеркивают квадратик или даже вписывают туда слово. Наша компания разработала технологию для автоматической обработки результатов экзаменов, позволяющую рассматривать такие случаи индивидуально, по-разному оценивая ответы. После сканирования и автоматического распознавания система разбирает каждый символ, в котором она не уверена. Проверка информации происходит по специальным правилам и учебникам, например, по справочнику, подтверждающему каждый ответ. Если он не совпадает с базой данных, система предлагает вмешаться оператору.

По словам Михаила Бейрака, быстрая и качественная компьютерная проверка экзаменационных листов позволяет решить сразу три проблемы. Во-первых, преодолеть нерегулярные нагрузки. Ведь вступительные экзамены бывают раз в году, но требуют дополнительных расходов на персонал и преподавателей. Во-вторых, избежать проблем со здоровьем. Например, из-за компьютерно-зрительного синдрома сначала устают глаза, дальше усталость передается всему организму, и человек работает медленнее, его внимание ослабевает. Но самая большая проблема — достоверность информации. Для того, чтобы быть уверенным в данных, которые вводятся вручную, нужно посадить, как минимум, двух человек и поставить над ними надзирателя, сравнивающего их работу. Это долго и дорого. Автоматизация полезна тем, что все данные распознаются оперативно. И лишь 5—7 процентов от общего количества символов нуждаются в подсказке оператора.

В Украине по прогрессивным технологиям уже два с половиной года работает Центр независимого тестирования. Ежегодно около 10—15 тысяч школьников проставляют крестики в квадратики. Руководство центра уже следующей весной планирует охватить выпускными тестами всю страну.

— В Украине насчитывается только десяток университетов, проводящих экзамены по нашим технологиям, часто интегрированным в собственные системы, — рассказывает М.Бейрак. — Первый значительный проект был реализован в Академии внутренних дел. Наблюдая за положительным опытом коллег, к тестам повернулись лицом Мукачевский и Житомирский технологический институты, Ивано-Франковский институт нефти и газа, ряд вузов во Львове: Медицинская академия, Национальный университет, Политехнический институт и др. Тесты можно разработать по любому предмету. Например, в творческих вузах на экзаменах по изобразительному искусству или актерскому мастерству бланки-опросы можно раздавать членам комиссии. В них выставляются оценки, потом они поступают на автоматизированную обработку, которая выдает среднее арифметическое.

Но прием вступительных экзаменов — это только локальная задача системы. На самом деле возможности у нее намного шире: это и обработка заявлений абитуриентов, которые можно распознать за считанные минуты и ввести в базу данных, и анкеты-отклики о преподавателях, и сбор информации для пластиковых пропусков и студенческих билетов и т.д. Надеемся, что уже в следующем году консервативные вузы тоже присоединятся к объективному оцениванию.