Ровно четыре года назад кресло главного просвещенца страны занял Василий Кремень. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что все, о чем говорил министр на своей недавней пресс-конференции, официально именуемой «Итоги деятельности МОН в 2003 г. и перспективы модернизации образовательной отрасли в новом году», не ограничилось этими временными рамками, а так или иначе соотносилось с «докремневой» эпохой. Одним словом, на суд журналистов Василий Григорьевич представил не только планы возглавляемого им ведомства, но и своеобразный отчет о работе, проделанной министерством в течение последних четырех лет.
Утверждать, что за этот период министр и его подчиненные сидели сложа руки, не осмелится, пожалуй, никто. Но вряд ли кто станет утверждать, что за эти почти тысячу пятьсот дней у страны (да к чему душой кривить — хотя бы у самих просвещенцев) появилось абсолютно четкое понимание, как построить качественно новую, отвечающую требованиям времени школу.
К числу безусловных достижений отрасли Василий Григорьевич относит разработку и принятие, по его словам, совершенно нового Государственного стандарта, в частности, общего среднего образования для базовой и старшей школы. С другой стороны, многие авторитетные ученые именно вышеупомянутую новизну поддают, как минимум, сомнению, усматривая явный ретрохарактер данного документа.
В 2001-м начался и, по мнению министра, довольно успешно осуществляется переход украинской средней школы на новые содержание и структуру. В то же время врачи и психологи как были, так и остаются непреклонны: шестилетки ни физически, ни психологически не готовы садиться за парты. Да, руководство отрасли не раз подчеркивало — никто не имеет права принуждать родителей отдавать шестилетних ребятишек в школу. Но, согласитесь, если «буржуи» могут себе позволить до 18—19 лет давать своим детям среднее образование, то в такой, мягко говоря, небогатой стране, как наша, перспектива лишний год тянуть на своем горбу великовозрастное чадо далеко не всем придется по душе, вернее, по карману. Риторический вопрос, многие ли родители потенциальных первоклашек в такой ситуации прислушаются к предостережениям тех же психологов и поступят соответствующим образом?..
Если в 1999-м всего 10% городских школ и 5% сельских были оборудованы компьютерными комплексами, то в 2002/2003 учебном их количество возросло, соответственно, до 53 и 45. (К Интернету сегодня подключена каждая пятая городская школа и только 8% деревенских.) Госбюджет-2004 предусматривает 56 млн. «школьно-компьютерных» гривен. Следовательно, к концу года общеобразовательные учебные заведения страны разживутся еще 1120 новенькими учебными компьютерными комплексами. Но давайте задумаемся над главным. Расширение и углубление процесса компьютеризации позиционируется как одно из приоритетных направлений модернизации отечественной школы. Как же влияет внедрение современной техники на содержание учебного процесса? А практически… никак. Ведь тот океан возможностей, которые открывает наличие качественных ПК, медиа-библиотек и Интернета, фактически не стыкуется с задачами традиционного учебного процесса. Точнее, не помещается в прокрустово ложе традиционного урока с его программными ограничениями. Вот и получается, что громадный потенциал компьютера школа попросту не может использовать, образно говоря, превращая самолет в «хромую» арбу.
Год от года увеличиваются ассигнования на издание учебной литературы. В 2003-м государство вообще на все сто профинансировало выпуск учебников. В целом сегодня ими обеспечены 73% украинских школьников, стопроцентно — все первоклассники-третьеклассники. Но, несмотря на объективные успехи в деле «учебникообеспечения», вопрос школьной литературы остается весьма болезненным. Точнее, проблема ее качества. Неинтересные, заумные, написанные плохим языком — вот главные претензии детей и родителей ко многим источникам знаний. Не базирующиеся на фундаментальной теоретической основе, содержащие уйму фактологических ошибок, отнюдь не безупречные в деталях — лишь некоторые из замечаний специалистов.
Перманентно растет «семья» студентов Украины. Четыре года назад в рядах этого юного племени было 1,8 млн. юношей и девушек, сегодня — 2,4 млн. Только в 2003-м первокурсниками стали 639 тыс. человек. Жаль, нет данных, сколько денег потратил среднестатистический прошлогодний абитуриент на репетиторов и различные курсы, без которых о студенческом билете можно и не мечтать. Впрочем, нельзя не отметить и тот факт, что именно в 2003 г. Украина сделала первый шаг, призванный в том числе ликвидировать и вышеупомянутый разрыв между знаниями, даваемыми средней школой, и требованиями, выдвигаемыми высшей. Речь о совместном проекте МОН Украины и Международного фонда «Відродження» по внедрению в нашем государстве системы внешнего стандартизированного тестирования. В нынешнем году, проинформировал Василий Григорьевич журналистов, эксперимент будет расширен: во-первых, к тестам по математике и истории добавится тест по украинскому языку, во-вторых, увеличится количество областей и вузов, принимающих участие в «обкатке» начинания. А через два-три года, уверен министр, абсолютное большинство абитуриентов будет зачисляться в вузы на основе результатов тестирования. (Безусловно, если человек планирует овладеть, скажем, творческой профессией, то без дополнительного творческого конкурса или экзамена не обойтись.) При этом В.Кремень не в первый раз подчеркнул: «Мы сознательно не спешим с введением внешнего тестирования. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы взяточничество с вузовского выросло до национального уровня, а подготовка к тестированию превратилась в элементарное «натаскивание» на тесты».
К позитивным тенденциям последних лет главный просвещенец страны относит и то, что в 2000—2003 гг. резко снизилась «рождаемость» вузов негосударственной формы собственности. Так, в вышеозначенный период их ряды пополнились всего девятью новичками, тогда как с 1994 по 2000-й — девяносто тремя. Серьезная чистка началась в стане вузовских филиалов. На протяжении последних двух лет Государственная аккредитационная комиссия прекратила деятельность 32 таких обособленных структурных подразделений. (Интересно, а понесут ли какое-либо наказание люди, которые в течение нескольких лет почему-то закрывали глаза на творящийся в среде «филиальщиков» беспредел? Или этот тоже — из числа риторических вопросов?..)
Многие аналитики одной из главных заслуг Кременя-министра считают то, что он своими, пусть и не всегда однозначными, но нестандартными шагами «детенизировал» образование, вывел его под «софиты» внимания общества. Общества, но не его верхушки. Да, на словах образование у нас — приоритет номер один, что же происходит на самом деле, — общеизвестно. Впрочем, какое дело власть имущим до обычной украинской школы, когда их дети и внуки грызут гранит науки в элитных английских учебных заведениях или, на худой конец, в самых престижных и пафосных киевских школах?.. Способен ли в нынешней ситуации украинский министр образования и науки, будь он даже самым энергичным и деятельным чиновником в мире, переломить ход событий и направить их в живое, цивилизованное и перспективное русло? Увы, этот вопрос из разряда даже не риторических…