UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНТРАКТНИКОВ СТАЛО БОЛЬШЕ

В преддверии годовщины ІІ Всеукраинского съезда просвещенцев состоялась очередная пресс-конференция министра образования и науки Украины Василия Кременя...

Автор: Павлина Семиволос

В преддверии годовщины ІІ Всеукраинского съезда просвещенцев состоялась очередная пресс-конференция министра образования и науки Украины Василия Кременя. Как и год назад, так и теперь Василий Григорьевич считает основным достижением форума одобрение Национальной доктрины развития образования.

Новый учебный год просвещенцы страны встретили без задолженностей по зарплатам и отпускным. Во всех учебных заведениях Украины с 1 сентября 2002 г. в стопроцентном режиме начались выплаты предусмотренных ст.57 закона «Об образовании» надбавок за педстаж и оздоровительных. На очереди — премиальные. Впрочем, в который раз посетовал министр, уровень зарплат отечественных педагогов был и остается мизерным и абсолютно не отражает значимости их работы.

Как известно, с 2002/2003 учебного года стартовало очередное нововведение — изучение всеми второклассниками страны иностранного языка. Трудностей на пути начинания предостаточно, хотя оно и не стало для участников образовательного процесса чем-то сродни снега на голову: о запланированном лингвистическом прорыве МОН оповестило всех еще полтора года назад. К слову, свои обязательства перед школами министерство полностью выполнило. К концу сентября все среднеобразовательные учебные заведения страны обеспечены соответствующим количеством «второклассных» учебников по иностранному языку. Начат выпуск нового журнала «Іноземні мови в навчальних закладах», подготовлены методические рекомендации и т.д. Кстати, в ближайших планах ведомства — в целом активизировать усилия по обеспечению просвещенцев периодикой. Так, на днях прошла презентация журнала «Юний технік України», на подходе — «Юний натураліст України».

Не обойдены вниманием и особенности вступительной кампании-2002. По мнению В.Кременя, она стала логическим продолжением целого ряда позитивных тенденций прошлых лет. Самое главное — год от года ребят, желающих получить высшее образование, становится все больше и больше, что, безусловно, не может не радовать.

В этом году по госзаказу удалось набрать на 8% больше студентов, чем в 2001-м (тогда прирост «госзаказников» составил 4%). А это — ни много ни мало 320 тыс. юношей и девушек. И министерство, пообещал его руководитель, сделает все от него зависящее, дабы эта цифра год от года увеличивалась.

Нынешним летом пришло весьма существенное пополнение и в ряды студентов, учащихся на коммерческой основе. Впрочем, оно и немудрено, ведь МОН предоставило ведущим вузам страны возможность набрать максимальное количество контрактников.

Еще четче, чем в прошлом, проявилась в нынешнем году тенденция к возрастанию популярности технических специальностей. Поэтому почти все 8% вышеупомянутой «госзаказной» прибавки и составили будущие технари.

Во время вступительной кампании-2002 в министерстве работала «горячая линия». Его сотрудники, проанализировав все звонки, с удовлетворением отметили: жалоб среди них стало намного меньше, чем было прошлым летом. Хотя, не скрывает Василий Григорьевич, это вовсе не означает, что нарушений нет вовсе. Проблема прозрачности вступительных экзаменов в вузы была и остается одной из самых острых.

Министр изложил и свое видение современных подходов в преподавании. По его убеждению, следует четко разграничить базовые знания и информационное сопровождение и ориентировать учебный процесс, программы, учебники и учителей на то, чтобы способствовать усвоению ребенком именно базовых знаний. Информация же не должна быть обязательной для запоминания, она — лишь своеобразный демонстрационный материал, подтверждающий действие той или иной закономерности. Для того чтобы воплотить «линию партии» в жизнь, созданы комиссии по всем дисциплинам, куда вошли педагоги, ученые НАН и АПН Украины. Сегодня они концептуально разрабатывают курс каждого предмета, методологию преподавания. Затем наступит черед содержания, появятся новые стандарты и новые учебники. Они будут вводиться по мере вхождения каждого класса в 12-летку.

Кстати, об учебниках. Министр не доволен нынешним процессом отбора рукописей для печатания школьных пособий. Он считает: никакой научно-методический центр не должен иметь на это монопольное право. Посему сейчас в МОН и разрабатывается новый порядок конкурса рукописей. И в недалеком будущем прежде, чем учебник увидит свет, он пройдет через несколько «горнил», в том числе АПНовские институты и общественные организации.

В последнее время актуализируется проблема соответствия платного образования тем деньгам, которые за него выкладывают родители школьника. Существуют ли в государстве структуры, занимающиеся этим вопросом? И вообще, насколько потребители платных среднеобразовательных услуг застрахованы от, грубо говоря, своеволия частников? Увы, исчерпывающего ответа на свои вопросы корреспондент «ЗН» так и не получила. По словам В.Кременя, поступление в частную школу — дело добровольное и каких-то регулирующих принципов не имеет. Отношения же между хозяевами школы и родителями регулируются соглашением. И только если владелец учебного заведения его нарушает, возможно вмешательство извне. Одним словом, вывод напрашивается не очень-то утешительный: частные средние учебные заведения Украины скорее напоминают удельные княжества, нежели субъекты цивилизованного рынка образовательных услуг. Причем речь идет отнюдь не о, безусловно, необходимой и естественной независимости и свободе в принятии определенных решений и т.д. и т.п., а о господствующем в системе элементе анархии и, как следствие, — практической вседозволенности для одних и ущемлении прав других.

В заключение министр опроверг информацию о том, что в некоторых вузах страны создаются штабы в поддержку акции «Восстань, Украина!». «Подобного нет ни в одном учебном заведении страны, — заявил Василий Григорьевич. — Система образования вне политики». Интересно, а как тогда трактовать хотя бы то же приснопамятное воззвание ректоров негосударственных вузов («ЗН», №36, 2002 г.)? Уж его-то, при всем желании, аполитичным не назовешь…