UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНКУРЕНЦИЯ — ДВИГАТЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

В ядерной физике есть выразительный термин «период полураспада». Применительно к образованию, пе...

Автор: Геннадий Пальшин
Коллаж Ирины СТЕЦЕНКО

В ядерной физике есть выразительный термин «период полураспада». Применительно к образованию, период полураспада школьных знаний ориентировочно составляет около двадцати лет, институтских — десять, специальные инженерные знания обесцениваются наполовину за три года, а в области телекоммуникаций половина знаний устаревает или теряется уже через год.

Задача создания системы непрерывного обучения и переподготовки кадров приобретает сегодня критическое значение. В условиях жесткой конкурентной борьбы идет «охота» за специалистами, их переманивают, перекупают. Об этом говорят объявления во всех специальных СМИ, существуют программы по привлечению специалистов в развитые страны, им предоставляют льготы и гражданство. И ничего необычного в этом нет: рынок и жесткая конкуренция диктуют правила игры. Нам перекупать специалистов трудно, поэтому, чтобы выжить, нужно постоянно учиться.

Год назад в «Укртелеком» пришло новое руководство. Это высокопрофессиональные специалисты, крупные ученые с хорошим видением перспективы. Передо мной была поставлена задача создать на базе бывшего Института повышения квалификации работников связи современный университет телекоммуникаций. Необходимость в этом давно назрела, и примечательно, что новое руководство на это сразу обратило внимание. «Укртелеком» — гигантская организация, в которой работают 130 тысяч человек. А в области телекоммуникации знания накапливаются стремительно, технологии и оборудование быстро меняются.

Ранее у нас считалось достаточным, чтобы каждые пять лет специалист проходил переподготовку. Анахронизм! В Дойче Телеком каждый сотрудник раз в год в течение 5—7 дней должен повышать свою квалификацию. Для высшего руководящего состава, который собирают еще чаще — для ознакомления с самыми последними новинками, создана академия. Дойче Телеком тратит на подготовку и переподготовку кадров миллиард марок в год, потому что прекрасно понимает: если не будет обеспечена высокая квалификация кадров, они не удержат позиции на рынке. Действует принцип: чтобы выжить, нужно быть первыми. На этом строится вся кадровая и техническая политика. Численность аппарата постоянно сокращается, а объем работ резко увеличивается, культура производства при этом растет.

Заняться дистанционным образованием нас заставляет сама жизнь. Все, кого интересуют ближайшие перспективы высшего образования, отдают себе отчет в том, что без дистанционного обучения не может быть сделан следующий шаг в его развитии. Несмотря на определенные оптимистические заявления, следует признать, что здесь мы делаем только первые шаги. Даже о ключевых терминах пока не договорились: кто называет этот метод обучения дистанционным, кто — электронным (компьютерным), есть сомнения по поводу того, называть его обучением или образованием. По-разному пока трактуются цели и задачи. Одни видят в этом дополнение к заочному обучению, другие пытаются создать целую систему виртуального образования.

В таких условиях понятно стремление Министерства образования и науки придать процессу организованную форму. Однако, на мой взгляд, министерство пошло достаточно бюрократическим путем. На опыте работы одной организации делаются выводы, разрабатываются регламентирующие документы. Не уверен, что они окажутся полезными. Еще не отработаны стандарты, не созданы методики, а кто-то уже получает право на сертификацию.

Мне больше импонирует подход, предложенный зав. кафедрой дистанционного обучения Национального авиационного университета Л.Довгой — творческое содружество разработчиков этого метода. Неформальная конференция, проведенная в университете, показала, что в Киеве уже сложился ряд интересных коллективов, работающих над этой проблемой.

Так, в Академии государственного управления при Президенте Украины, в Институте заочного и дистанционного образования при Национальном авиационном университете (ИЗДО НАУ), Украинском центре дистанционного образования при КПИ, Киевском национальном университете им. Т.Шевченко, Киево-Могилянской академии уже полным ходом идет работа по практической реализации дистанционных методов обучения, созданию электронных библиотек. Активно работают в этом направлении учебные заведения Харькова, Донецка, Одессы, Львова.

Хороший потенциал и достаточно большой задел имеет и творческий коллектив Главного учебного центра «Укртелекома». Совместно со специалистами ИЗДО НАУ, Киевского политехнического института, Украинской системы дистанционного образования, Львовского института менеджмента мы взялись за решение ряда фундаментальных проблем этого метода, в том числе создание методик, разработку электронных курсов, виртуальных лабораторий и т.д. Основная цель нашего коллектива — обобщить лучшее и предложить современный образовательный проект для целей «Укртелекома».

При этом мы отдаем себе отчет в том, что размещение учебника в электронной сети еще не позволяет говорить о создании нового типа обучения. Размещение информационных материалов на сервере — не новинка, это существовало довольно давно и даже не называлось дистанционным обучением. Лекционные курсы, которые мы составляем для собственной сети дистанционного обучения, уже сегодня ставят перед преподавателями и специалистами ряд особых вопросов — как выбрать правильную форму подачи учебного материала, чтобы он был доступен с монитора, как создать эффект присутствия на лабораторных занятиях и многие другие.

По всей видимости, дистанционное обучение все же должно строиться на принципе взаимодействия преподавателя и обучаемого в рамках интерактивных (он-лайновых) курсов, которые сегодня широко разрабатывают и применяют западные университеты. Почему? Эффективность нового метода доказана на практике. В Техасском университете, где было проведено специальное исследование для сравнения эффективности интерактивного обучения (он-лайнового) и традиционного лекционного, оказалось, что обучаемые по он-лайновой методике показали не только более глубокие знания, но и проявили себя более творческими людьми.

Бесценны возможности такого обучения в передовых отраслях с быстрой сменой информации, когда нужно обучать и переобучать большое количество людей. Электронное (компьютерное) обучение дает возможность учиться либо на рабочих местах, либо с отрывом от работы лишь на незначительный период времени. Это достаточно демократичный метод. Для многих людей психологически сложно решиться задать преподавателю вопрос во время обычной лекции. При дистанционной форме общение с преподавателем упрощается. Преимущество нового метода в полной мере могут оценить люди, которым за сорок. Они также хотят учиться, но поступать в традиционные вузы, как правило, не будут. В вузе, рядом с молодыми, они чувствуют себя не очень комфортно, да и времени на поездки чаще всего нет: семья, дети, работа. Опросы показывают, что они готовы учиться индивидуально.

Еще одно преимущество электронного обучения состоит в перспективах, которые оно открывает перед людьми, живущими в сельской местности. Они получают доступ к информационным ресурсам ведущих университетов, могут брать учебные курсы в разных концах земного шара.

Думаю, что собственный он-лайновый проект ни один украинский вуз не сможет осилить. Это дорого даже для американских университетов — они ведут дискуссию: брать чужие или разрабатывать свои? Мы ориентированы, конечно, на упрощенный вариант. Корпоративная сеть даст возможность наиболее сильным киевским преподавателям вести занятия в он-лайновом режиме сразу с пятью региональными центрами: с Черниговом, Одессой, со Львовом, Запорожьем, Харьковом. Параллельно с этим сегодня ведутся переговоры о создании в Украине Интернет-трейнинг-центров совместно с Международным союзом электросвязи и с участием мировых лидеров в области производства сетевого компьютерного оборудования — фирм SYSCO и Oracle. Это будет полезно не только для «Укртелекома», но и для всех вузов, желающих идти в ногу со временем. Договариваемся с Дойче Телеком о проведении совместных семинаров по актуальным направлениям в телекоммуникационном бизнесе. Ищем пути создания совместного с компанией «Сименс» информационного центра.

Закончу мысль, с которой начал: мы только приступили к освоению интересной и перспективной педагогической целины, где нас ждет много интересного.