UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кому нужен госзаказ на школьные учебники?

Резкое понижение качества образования в нашей стране уже стало расхожей истиной. Как считают эксперты, причин тому много...

Автор: Александр Рожен

Резкое понижение качества образования в нашей стране уже стало расхожей истиной. Как считают эксперты, причин тому много. Одна из них — качество учебников, по которым учится сегодняшний школьник. Именно этой проблеме было посвящено несколько конференций. В них принимали участие представители 30 самых мощных украинских издательств, занимающихся изданием учебников, члены Ассоциации руководителей школ Украины, эксперты, учителя. С главными выводами, к которым пришли специалисты, есть смысл ознакомить читателя «ЗН». Вот их краткие тезисы.

1. Руководители МОН любят заявлять, что в Украине создана мощная индустрия учебного книгопечатания, какой не существовало до независимости. Мол, сегодня у нас, практически в единственной стране бывшего Советского Союза, имеется полный комплект учебников для средней школы. Однако, по оценке того же МОН, в бюджет ежегодно закладывалось финансирование в 3—4 раза меньше необходимого. Как же удалось справиться с такой глобальной задачей?

В действительности система учебного книгоиздания является одной из наиболее проблемных сфер в украинском образовании. Этому содействует целый букет причин. Среди них прежде всего следует назвать монополизм принятия решений государственными чиновниками при контроле процесса заказа, экспертизы, апробации, производства и распространения подавляющего числа учебников. Книгоиздатели между собой рассказывают анекдотическую историю о колоритной фигуре бывшего замминистра образования и науки, который якобы ходил по министерству с двумя бритоголовыми охранниками и с кейсами в каждой руке, набитыми деньгами, и занимался вымогательством... Никто не возьмется документально подтвердить эту историю, но, на взгляд многих, сей фантом отражает специфическую атмосферу в этом учреждении. Естественно, возникает вопрос: а как, собственно, можно собрать какие-то деньги в бедном как церковная мышь Министерстве образования и науки?

2. Возможно, некоторый свет на этот вопрос проливает изучение сложных коллизий вокруг получения грифа на выпуск нового учебника. Основным документом, подтверждающим его статус, является письмо МОН Украины о предоставлении учебнику грифа. Процесс его получения предполагает наличие ряда рецензий, решение профильной комиссии МОН, которое должно быть утверждено коллегией министерства. Известно, этот процесс может затянуться на годы. Однако некоторым издательствам почему-то предоставляется зеленая улица, и гриф может быть выдан чуть ли не задним числом после получения госзаказа. Эти коллизии позволяют бюрократическому аппарату создавать широкое поле для злоупотреблений. Огромная конкуренция на книжном рынке развивает крайнюю заинтересованность авторов и издательств в получении госзаказа.

3. Сегодня уже очевидно: необходимо упростить процесс подтверждения качества учебника. По мнению издателей, его оценку следует доверить независимой и анонимной группе экспертов, в состав которой должны входить учителя, методисты, теоретики из всех областей Украины.

4. В Киеве на книжном базаре на Петровке представлено около 1700 наименований литературы для школы. Однако среди них рекомендованных МОН около 400 книг, то есть всего 40 процентов от тех 972 изданий, что прошли сито МОН. Расценивая книжные базары как барометры спроса, можно сделать вывод, что остальные 60 процентов книг просто не затребованы потребителем. Зачем же они создавались?

5. На украинском рынке практически не представлена научно-популярная литература для школьников. Очень мало книг для дополнительного чтения. Справочная литература, по мнению экспертов, в большинстве своем ограничена не очень качественными словарями. При этом термины и определения в них нередко противоречат приведенным в учебниках. Для тех, кто изучает иностранные языки, существует весьма широкое предложение книг зарубежных специализированных издательств. Россия пошла путем покупки лицензий и адаптации этих изданий для российского потребителя. В Украине книги импортируются из-за рубежа. Причем значительная часть из России.

6. Есть на этом фоне и светлые исключения — рынок учебной картографической продукции для школьников обеспечен на 100 процентов. При этом украинская продукция регулярно завоевывает первые призы на международных смотрах. Здесь при хронической недостаточности финансирования удалось собрать высококвалифицированные кадры и добиться высочайшего качества пособий.

7. Цены на бумагу и полиграфию в Украине близки к мировым, а иногда и выше их, а книга у нас продается в 5—10 раз дешевле мировой цены. Как же это удается? Все объясняется просто — прибыль возникает от того, что урезают гонорары автора, производителя, распространителя. К примеру, известен очень показательный случай, когда оформитель задачника получил за работу в украинском издательстве около 300 у.е. Когда же задачник был переиздан в России, оформителю заплатили… свыше четырех тысяч у.е. Издатели считают: «книга у нас… не просто дешевая, а преступно дешевая». Это не позволяет развиваться отрасли и составить достойную конкуренцию.

8. В Украине разрушена система «Укркниги», обеспечивавшей страну литературой всех жанров через тысячи книжных магазинов. Сегодня даже издатели не знают о работах коллег в иных регионах страны. Это приводит к дублированию. Не спасают положение и такие профессиональные издания, как «Книжник-ревю», «Книжковий огляд». Они выходят настолько мизерными тиражами, что говорить о создании ими информационного пространства невозможно. В результате при дефиците средств возникает ситуация, когда школы получают ненужные учебники, а необходимая литература в дефиците.

9. Невыполнение комплексной программы «Учебная книга» в первоначальном объеме поумерило пыл МОН, и оно, похоже, потеряло интерес к разработке стратегически важных документов по вопросам производства учебников. Из перспективных целей министерства можно назвать разве что намеченное было на 2004 год создание системы централизованного компьютерного учета учебников. Но это также не выполнено — учебные заведения не обеспечены современной компьютерной техникой. Лишь один процент школьных библиотек у нас имеет компьютеры, школы, даже обладающие ими, в большинстве не имеют доступа к Интернету.

10. Подводя итог, можно сказать, что в книгоиздании сложилась не столько открытая конкуренция идей, авторов и программ, сколько соревнование связей, знакомств и политических влияний. Исправить это положение можно лишь в том случае, если сделать сами школы непосредственными заказчиками учебной литературы. Философию современного учебника необходимо направить на то, чтобы никто из учеников не мог сказать: «В школе не было книг — там были только учебники» (В.Шаламов).

Выступления специалистов на конференциях рисуют достаточно мрачную картину с изданием учебников в нашей стране. С просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию обозреватель «ЗН» обратился к президенту Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей (УАИК) Александру АФОНИНУ.

— Признаем главное, — сказал Александр Васильевич, — существующая система государственной поддержки издания учебников в Украине не оправдала себя. То, что схема финансирования учебников под госзаказ не отвечает ни интересам государства, ни требованиям времени, уже очевидно.

4 — 5 марта минувшего года в Харькове проходила конференция, посвященная проблеме учебников, грифам, конкурсам и так далее. Организовывал ее доктор исторических наук Георгий Касьянов, появившийся на орбите МОН после оранжевой революции. Он попытался сломать существующую систему и инициировал эту конференцию. На нее пригласили педагогов, директоров школ. Конференция объемно и честно высветила комплекс проблем, связанных с изданием украинских учебников, и выработала четкие профессиональные рекомендации, позволяющие кардинально изменить ситуацию в этой сфере. Через директора Института учебной литературы их передали в МОН. Однако никакой реакции со стороны министерства не последовало. После этого Украинской ассоциацией издателей и книгораспространителей было направлено письмо в адрес министра С. Николаенко с просьбой встретиться с издательским активом для предметного обсуждения вопросов, поднятых как на мартовской конференции, так и на круглом столе, состоявшемся в МФ «Відродження» в июне 2005 года. Но министерство снова сделало вид, что такой общественной организации, как УАИК, не существует.

И только лишь на Львовском форуме издателей нам удалось донести свою позицию до министерства через заместителя министра господина В. Огневьюка, участвовавшего в заседании круглого стола, проходившего в рамках форума. Там же была достигнута договоренность о совместной работе представителей УАИК и МОН по разработке нового положения о конкурсе на лучший учебник. Такой документ был разработан буквально в течение одной недели и передан в Институт учебной литературы. Его содержание позволяло обеспечить максимальную открытость и прозрачность конкурса. Однако когда документ прошел все круги МОН, в нем снова появились пункты, позволяющие отойти от объективности в оценке рукописей, присылаемых на конкурс, давая возможность госслужащим министерства в отдельных случаях субъективно трактовать результаты конкурсной комиссии. Разработчиков положения о конкурсе из числа издателей министерство проинформировать о внесенных изменениях забыло. Они их увидели лишь после того, как положение уже было зарегистрировано Министерством юстиции и стало действующим. Нередко со стороны работников МОН можно услышать обвинения в том, что издатели «тянут одеяло на себя». Однако мы не требуем преимуществ для кого-либо конкретно, а хотим лишь соблюдения объективных и прозрачных правил для всех, создания условий, при которых действительно лучший учебник сможет быть издан. Собственно, издателям не так уж важна государственная поддержка на этапах подготовки учебника. Им нужна помощь только на этапе проведения его апробации, доведения книги до того состояния, при котором можно быть уверенным, что ее следует рекомендовать школе и там она принесет пользу. А после того, как учительская общественность признает прошедшие апробацию учебники достойными, издатель уже сам определится, как найти кредитные ресурсы, чтобы издать и продать учебник, даже в случае отсутствия прямого бюджетного финансирования.

Однако по-прежнему создается впечатление, что нас не слышат…