Министерство образования и науки (МОН) громогласно объявило о новации правительства, будто бы разрешившем открывать филиалы зарубежных университетов в Украине. Очевидно решение направлено на выполнение предвыборной программы президента, который в весьма общих формулировках обещал открыть «украинский рынок для лучших иностранных учебных заведений». На самом деле принятое постановление имеет больше общего с запретом, ведь теперь без специального разрешения профильного ведомства зарубежным университетам в Украине нельзя вести образовательную деятельность. Так что быть ли украинскому Гарварду и где и почему топовые университеты открывают зарубежные кампусы?
Деятельность зарубежных заведений высшего образования (ЗВО) в Украине не является инновацией. В Киеве еще с конца 1990-х действует университет, соучредителем которого является американское заведение, — это Украинско-американский университет Конкордия. Фактически любое зарубежное ЗВО сегодня без сверхсложных бюрократических шагов может создать юридическое лицо на территории Украины и начать образовательную деятельность наравне с другими частными университетами. Постановление КМУ вынуждает иностранные заведения получать дополнительное разрешение от МОН, что вызывает вопрос о намерениях членов правительства и их компетенции. Как заметила народный депутат Инна Совсун, в постановлении правительства неправильно указано даже количество мест в международных рейтингах университетов.
В Украине давно всем известно, что дополнительные разрешения — это коррупционные риски. МОН теперь уполномочено требовать от заграничных ЗВО ряд документов, в том числе информацию о местонахождении обособленного подразделения на территории Украины. А что может подтвердить местонахождение, если не договор об аренде помещения? Здесь появляется еще один вызов: чтобы проводить операции на территории Украины, в частности арендовать помещение, филиал иностранного учреждения должен быть зарегистрирован (см. инструкцию). Таким образом, иностранное заведение должно инвестировать в регистрацию филиала, аренду помещения, заявку на разрешение от МОН, а потом может получить отказ. Ясное дело, найдутся нечистые на руку желающие гарантировать положительное решение вопроса незаконным путем. В свою очередь очевидные коррупционные риски точно оттолкнут ведущие ЗВО от идеи открывать филиал в Украине.
Университеты мирового класса открывают свои кампусы за рубежом для того, чтобы привлекать больше студентов, проводить научную и международную деятельность. Иностранные филиалы служат этой цели, так как позволяют студентам получать образование в регионе их проживания. Кроме того, университеты дают возможность студентам из других кампусов учиться в зарубежных филиалах ЗВО. Исследователи получают доступ к ресурсам разных кампусов. Таким образом, принимая решение открыть зарубежный кампус, университеты взвешивают как возможности потенциального местоположения филиала, так и интересы студентов и преподавателей, которые уже есть в университете.
Больше всего филиалов зарубежных университетов размещено в Китае, ведь они привлекают и местное население, и талантливых студентов из других стран Азии. Китайская система высшего образования — самая широкая в мире и насчитывает более 45 миллионов студентов. Согласно результатам исследований группы по трансграничному образованию (C-BERT) в Государственном университете штата Нью-Йорк, в Китае 44 филиала зарубежных университетов. Однако местное законодательство не позволяет просто открыть филиал иностранного университета, так что все зарубежные заведения фактически создают новые университеты на территории КНР в сотрудничестве с ЗВО Китая. Среди этих совместных заведений есть университеты, созданные такими известными ЗВО США как Университет Калифорнии в Беркли, Дюкский университет, Нью-Йоркский университет и филиалы Британских ЗВО, в частности Ливерпульского и Ноттингемского университетов.
Привлекают филиалы зарубежных университетов и условия в странах Ближнего Востока. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах на сегодняшний день действуют представительства 33 зарубежных заведений. Нью-Йоркский университет (США), Бирмингемский университет (Великобритания), Московский университет промышленности и финансов «Синергия» (Россия) и другие разместили филиалы в разных городах ОАЭ благодаря привлекательным финансовым условиям. ОАЭ предоставили иностранным университетам финансирование на создание соответствующих кампусов. Подобную стратегию привлечения зарубежных ЗВО выбрал и Катар, ставший домом для кампусов Корнельского университета (США), Джорджтаунского университета (США), Университетского колледжа Лондона (Великобритания) и восьми других. Катар инвестировал 320 млн долл. США в каждый американский университет, который открыл филиал на территории страны (источник — Washington Post).
Одна история успеха есть и на постсоветском пространстве: Государственный университет Сан-Диего (США) в 2014 году открыл кампус в Грузии. Университет предлагает образование по STEM-специальностям (математике, компьютерным наукам, химии и биохимии, инженерии и прочим) в сотрудничестве с тремя грузинскими университетами. Финансирование для открытия филиала предоставило правительство США, чтобы через качественное техническое образование расширять способность Грузии к экономическому развитию. Однако уже несколько лет университет проводит активный набор студентов из других постсоветских стран, в частности представители университета приезжают и в Украину для встреч с потенциальными поступающими.
Международный опыт свидетельствует, что привлечь иностранные университеты можно, если предоставить иностранным филиалам конкурентные преимущества. Даже в Китае, с его потенциалом вдвое увеличить уже рекордное количество студентов, филиалам зарубежных университетов разрешено принимать на обучение по собственным условиям, предусматривающим комплексную оценку поступающего вдобавок к национальному стандартизированному тесту (Гаокао). Объединенные Арабские Эмираты, кроме того, что финансируют иностранные университеты, дали этим ЗВО возможность работать в зонах свободной торговли, что предполагает налоговые льготы и дополнительный государственный сервис.
В условиях украинского законодательства любые филиалы должны проводить образовательную деятельность согласно Закону «О высшем образовании». Хоть он и дал много автономии украинским ЗВО, однако ведущим зарубежным университетам она может показаться мизерной. Например, набор абитуриентов, согласно национальным условиям приема, вряд ли понравится западным университетам, которые привыкли принимать решение о зачислении поступающих согласно собственным критериям. Университеты Европы и Северной Америки часто отдают предпочтение разносторонней оценке абитуриента, которая опирается не только на школьные оценки и результаты тестов. Прием по результатам внешнего независимого оценивания (ВНО), которое эффективно работает в Украине, не вызовет вопросов лишь в заведениях высшего образования (ЗВО) стран Азии, использующих похожие инструменты оценивания абитуриентов.
Отдельно следует отметить, что разрешение МОН не только не дает конкурентного преимущества в виде свободной экономической зоны или государственных инвестиций, но и не освобождает ЗВО от необходимости получить лицензию на проведение образовательной деятельности в Украине. Кое-где зарубежная аккредитация тоже может быть не признанной. Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования (НАОКВО) признает лишь аккредитацию, полученную в заведениях, которые входят в Европейский реестр обеспечения качества высшего образования. Таким образом, университетам с других континентов, в том числе Северной Америки, придется проходить аккредитацию в НАОКВО.
Вместо итогов. Новация правительства относительно «разрешений» на открытие филиалов зарубежных университетов разит коррупционным нафталином, а не реальным выполнением предвыборной программы президента. Привлечение университетов мирового класса на украинский рынок требует создания привлекательных условий для их работы, а не преумножения бюрократии. Украина не может предложить большие очереди абитуриентов, ведь все население нашего государства не дотягивает до количества студентов на самых больших рынках. Украинские студенты не могут стать и источником финансирования зарубежных филиалов, ведь экономический спад и пандемия коронавируса продолжают отрицательно сказываться на доходах граждан. Единственным результатом принятого правительственного постановления будет цементирование отсутствия филиалов зарубежных университетов, потому что трудно представить, какое качество образования будут предоставлять ЗВО, готовые согласиться на правительственные условия.
Больше статей Елизаветы Щепетильниковой читайте по ссылке.