Историю всегда гипнотизировали масштабы. Чтобы привлечь ее внимание, нужны были свершения, отражающиеся на судьбах целых народов. Поэтому, если на ее страницы попадал полководец, это был завоеватель континентов, если деспот — то убивающий миллионами. Разглядеть простого человека ой как трудно в исторический микроскоп. В этом отношении труд, посвященный исследованию одного-единственного верховинского села Колочавы, явление беспрецедентное. Первая книга — «Шугаи» — посвящена последнему опришку Карпат Николаю Сюгаю (Николаю Шугаю), вторая — «Религия» — светочам колочавской религиозной жизни. Как рассказал автор книги — Станислав Аржевитин, следующая книга будет о школьной жизни села.
Когда берешь в руки массивный том десятитомной эпопеи, ощущаешь некоторое недоверие. Ну что можно написать об одном селе? Где те события, которые могут заинтересовать исследователя тектонических подвижек в судьбах людей?
Однако недоверие сменяется интересом, как только открываешь книгу. Перед тобой подлинные документы. Среди уникальных — рукопись колочавского дьяка Ивана Лугоша, написанная в 1747 году. Не менее привлекает обычная справка от чехословацкого чиновника за 1931 год, в которой окружной начальник ставится в известность, как проходило празднование дня рождения президента Масарика в Колочаве. Дотошный чиновник отдельно сообщает детали празднования в народной русской школе, в еврейском молельном доме, греко-католической школе и других заведениях села.
Рядом без комментария приводится и другой документ, ушедший в центр, — донесение командира жандармской станции. Всевидящее око служивого глядело на окружающий мир более внимательно. Его соколиный взор разглядел много занятных деталей, не увиденных простым чехословацким чиновником: «В богослужениях, которые отправлялись в христианских церквах, приняла участие незначительная часть местного населения. Участие школьников было обязательным.
На всех государственных и церковных строениях были вывешены государственные флаги. Украинские флаги нигде вывешены не были».
Закарпатье издавна было многонациональным и поликонфессиональным регионом. Наиболее долго правившая здесь католическая Австро-Венгрия проводила государственную политику, направленную на окатоличивание местного населения и его мадъяризацию. И хотя русины попали в жернова между католиками и протестантами, ведущими войны за власть между собой и за влияние на православных, они сумели сохранить и свою национальную идентичность, и веру предков. На этом пути им пришлось проявить немалую волю и упорство. Когда властительница Ужгородского замка А.Другет убедилась в том, что мирным путем поладить не получается, она разослала православным священникам письма с требованием явиться 24 апреля 1646 года в Ужгородский замок, куда были также приглашены венгерский католический епископ Якушич и монахи-иезуиты.
Это был хитрый план обманом и насилием провести религиозную унию сверху. В средневековой Европе было не до сантиментов — ослушников тогда повсеместно сажали на колья, привселюдно жгли на кострах. Это были массовые народные забавы, не вызывавшие протестов и даже привлекавшие отовсюду тысячи людей.
И все-таки, несмотря на полную зависимость православного духовенства от властительницы замка, из тысячи священников в назначенный день в Ужгород прибыло лишь… 63. Это были те, кто согласился на унию, чтобы улучшить свое незавидное экономическое положение. Однако верующие не приняли такого решения и назвали их предателями.
В этой исторической саге есть все — и драма отдельных людей, и величие жителей села. Из-за того, что автор для своего исследования смело избрал такой крохотный масштаб, происходит чудо — ты начинаешь ощущать себя соучастником исторического процесса, сопереживать, лучше понимать проблемы своих предков.
Прочитав книгу, соглашаешься с профессором Михаилом Болдижаром: «В книге С.Аржевитин исследует историю родного края, делает глубокий анализ церковно-межконфессиональных и межэтнических религиозных отношений в одном из самых больших сел не лишь на Мараморощине, а и во всем Закарпатье, — селе Колочава, известном опришкинщиной, но и оригинальными междуконфессиональными отношениями на Верховине».