UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОГО СЧИТАТЬ «ЭЛИТОЙ»

Жизнь такова, что стареют не только люди, но и идеи, целые научные школы. Гуманистические идеалы выдающегося украинского педагога В.А.Сухомлинского выдержали проверку временем...

Автор: Елена Мащенко

Жизнь такова, что стареют не только люди, но и идеи, целые научные школы. Гуманистические идеалы выдающегося украинского педагога

В.А.Сухомлинского выдержали проверку временем. Доказательством этому стали торжества, прошедшие в Украинском колледже № 272 г. Киева, посвященные пятилетию колледжа, присвоению ему имени В.А.Сухомлинского постановлением Кабинета министров Украины от 23 сентября 1996 г., дню рождения В.А.Сухомлинского и открытию музея, рассказывающего о его жизни и деятельности. Стараниями педагогического коллектива, возглавляемого директором В.Хайрулиной, членов семьи В.А. Сухомлинского, родителей были собраны прекрасные экспонаты. Наследие В.А.Сухомлинского воплощает в себе проверенные практикой идеи, находки и рекомендации, единство умственного, морально-этического, трудового, эстетического и физического воспитания ребенка. На открытии музея присутствовали родственники Сухомлинского, работники сферы просвещения, представители творческой интеллигенции Украины. Пользуясь случаем, мы попросили доктора педагогических наук, профессора, академика АПН Украины Ольгу Васильевну Сухомлинскую поделиться своими мыслями по поводу состояния украинской педагогики сегодня.

- Ольга Васильевна, насколько человек зависим от своего детства?

- Мне кажется, в детстве заложено все. От того, как прошло детство, во многом зависит дальнейшая судьба личности. Какие бы негативные эмоции мы ни испытывали, всепобеждающая сила того, что заложено в детстве, постоянна.

- К сожалению, мои воспоминания о школе резко негативны. Всех меряли одной меркой, пытаясь вырастить некую серую массу. Как писал Герман Гессе: «Учитель в классе всегда предпочитает десяток идиотов одному таланту».

- Это действительно проблема. Мы с дочерью недавно зашли в школу по поводу определения внука, переступили порог - и сразу этот «казенный» запах. Дочь говорит: «Мама, я ненавижу это». В прежние времена школа была крайне авторитарной, догматичной. Считалось, чем жестче школа, тем лучше воспитание. Не позволялось иметь собственное мнение, свои мысли. Нужна была усредненность, создание «винтиков» в общем механизме. И мое глубокое убеждение - школа должна помогать раскрывать то, что заложено в ребенке потенциально, а не навязывать тот тип образования и воспитания, который противоречит его природе.

В этой связи современные тенденции ранней дифференциации обучения - это оборотная сторона того же авторитарного образования. Считаю, что до шестого-седьмого класса, как в западных странах - Франции, Германии, - должно быть классическое начальное образование. У всех детей там абсолютно равные возможности. Следует проследить, к чему у ребенка обнаружатся способности, а затем тактично, ненавязчиво, не давя, развивать их. Василий Александрович очень много делал в этом направлении, школа в Павлыше - это целый школьный городок. Отец настаивал на том, что начальные классы - это особый период детства.

- У вас большой опыт педагогической работы, вы можете сравнить сегодняшнюю ситуацию с прошлой. В чем их основное отличие? Что изменилось к лучшему, а что внушает беспокойство?

- Изменилось очень многое: сам ребенок, стиль жизни, социум. Очень сложно говорить о том, что лучше, а что хуже. Ценно, что наши дети, поколение нынешних 25-30-летних, более открыты, честны и свободны. Они не считают возможным снисходить до вранья, лицемерия. И сегодняшние малыши никогда не будут знать, что обман был частью государственной политики, да и всей жизни. Следующий важный аспект - Украина стала более открыта миру, да и мир - для нас. Мы можем поглощать и апробировать какие-либо идеи, не считая их враждебными. Но свобода, в определенном смысле, тесно связана с обязанностью и долгом. Поэтому хотелось бы воспитать в ребенке четкие внутренние, гражданские рамки. И для начала этими качествами должен обладать сам учитель. Вот в чем вопрос: как подготовить учителя, обладающего собственным мировоззрением, позицией?

- Сухомлинский по этому поводу говорил, что через 3-5 лет после окончания института учитель должен знать в 3-5-10 раз больше, чем в первый год своей работы...

- Конечно, если учитель настолько обделен, лишен внутреннего стержня - чему он может научить? Он должен быть не передатчиком информации, а носителем определенного стиля поведения, духовности и нравственности. Я не имею в виду некое пуританство, напротив, учитываю все категории в современном контексте. Обладание учителем высокой духовной культуры - это его новая функция, привнесенная сегодняшним днем. И это гораздо интереснее, чем то, что было раньше.

- Считаете ли вы убедительным отбор детей перед первым классом? Можно ли за 15-20 минут определить степень готовности ребенка к школе?

- Это просто преступление перед детством. Опять-таки, как говорил отец: «Нет детей неталантливых, бездарных».

Мы, к сожалению, не знаем психологии ребенка, этот аспект не отработан. Пользуемся тестами, заимствованными из американской педагогики 30-х годов, лишь несколько модернизированными. Пройти эти тесты ребенку - все равно, что заставить его высечь огонь из кремня. Одного ребенка в семье натаскивают, причиняя ущерб его физическому и психическому развитию, - вот он и готов к тестам.

Мое глубокое убеждение - ребенок вообще никому ничего не должен. Школа призвана научить его читать, писать и считать, причем безо всякой дифференциации. Это все прекраснодушные мечтания: «Мы растим национальную элиту!», великолепная идея при общем - для всех детей без исключения - высоком уровне начального образования. И в высшей степени безнравственно говорить о какой-либо элите. Ведь сельская школа не топлена, не отремонтирована, дети сидят в пальто и рукавицах, учителям с марта не выплачивали зарплату - это достоверные данные! И мы имеем смелость, скорее, наглость, говорить о воспитании «национальной элиты». Здесь нет ничего, кроме четкого деления нации на две категории. Кто попадает в эту «элиту»? Дети лиц с высокими финансовыми возможностями.

Всегда считалось, что Украина, украинцы демократичны по сути. Почему же сейчас этот принцип демократизма не отражается на практике? В условиях экологической катастрофы, тотального падения рождаемости, каждый ребенок - это элита. И к каждому ребенку нужно относиться соответственно.