Достижения украинских школьников на европейских и международных олимпиадах по различным фундаментальным дисциплинам впечатляют. Они не раз привозили высшие награды по математике, физике, биологии. Это свидетельство того, что по уровню интеллекта и образовательной подготовки у наших школьников все в порядке. Почему же закончив вузы, придя в научные лаборатории, молодые украинские дарования не добиваются высших, признаваемых во всем научном мире результатов?
Этот вопрос, конечно же, хотелось бы задать нашим ученым, метрам средней и высшей школы. Но мы решили начать этот важный разговор с беседы с известным украинским вундеркиндом Богданом Терещенко. Пятнадцатилетний школьник уже успел удивить своими способностями и телезрителей, и политиков, и журналистов, которые общались с ним. Вот уже год Богдан учится в американской школе. Отметим, что эта школа не частная, а муниципальная. И в Киеве он учился в государственной школе. Таким образом нам представляется возможность сравнить образование в обычных американской и украинской школах. Точка зрения ученика (а, как вы убедитесь, в наблюдательности Богдану отказать нельзя) позволит уяснить силу и слабость двух систем образования.
- Богдан, если не возражаешь, начнем с того, где ты учился до переезда в Америку?
- Я учился в специализированной киевской школе №155 с углубленным изучением английского языка. Она расположена на Львовской площади в Шевченковском районе. Это государственная школа. У меня остались самые приятные воспоминания от учебы, от украинских учителей, которые дали мне очень много для становления личности. Приехав в США, я не испытывал серьезных проблем с обучением на английском языке. Были определенные трудности с пониманием разговорного языка, слэнга. В первые месяцы мне было сложно понимать телевидение. Однако вскоре это прошло. Я уехал, закончив базовое среднее образование, то есть 9 классов. И там поступил в десятый класс. Из-за переезда придется потратить на обучение на год больше, так как у них занимаются в школе 12 лет.
- Пришлось догонять?
- Не могу сказать, что пришлось что-то догонять - в американской школе совсем другая система постановки образовательного процесса. Там изучение каждого предмета продолжается всего год или полгода (семестр). Зато он преподается ежедневно. Например, мой любимый предмет - биология в украинской школе преподается два раза в неделю с шестого по одиннадцатый класс. В американской школе она изучается ежедневно, но только в 10-м классе.
Кроме того, американская школа разделена на три совершенно различных этапа: начальная школа (1-5-й классы), средняя (6-8-й классы) и старшая (9-й класс). Такое разделение соответствует их воззрениям на то, как эффективно организовать обучение соответственно с потребностями и возможностями разных возрастных групп учащихся. В старшей школе ученикам разрешено выбирать предметы на свой вкус. Мне это очень нравится. Существуют лишь минимальные требования относительно выбора предметов. Так, например, для получения аттестата нужно закончить четыре годичных курса английского, три годичных курса математики, два - естественных наук.
Однако ученики, которые хотят поступить в престижный вуз, выполняют гораздо больше работы, чем требуется по минимуму. Также существуют предметы на выбор, которые позволяют развивать свои интересы. Набор этих предметов включает курсы фотографии, театральное, ораторское искусство, архитектуру, экономику и многое другое.
- Как же все это удается обеспечить в учебном процессе?
- Достигается это путем создания индивидуальных расписаний уроков для каждого ученика школы. Таким образом на уроках в течение дня меняется коллектив, привычного для нас понятия «класс» в американской школе нет.
При изучении предметов существует несколько уровней разделения по способностям учащихся. Это касается только фундаментальных дисциплин. Десятиклассник, которому лучше дается математика, может общаться по программе на совершенно другом уровне, чем десятиклассник, у которого не лежит душа к точным наукам. Кроме несомненного позитива, у такой системы, на мой взгляд, есть и отрицательный момент - труднее завязать прочные дружеские отношения с человеком, если ты с ним не учишься на всех уроках. Однако такая система отвечает американскому пониманию индивидуализма, которое в определенной мере чуждо нашей славянской культуре.
- По твоим наблюдениям, американская школа дает лучшую подготовку по отдельным дисциплинам?
- Я бы не сказал, что средний уровень знаний американского школьника по математике, физике, мировой истории, то есть того, что мы привыкли считать базисом образования, превышает средний уровень нашего школьника. Скорее наоборот. Минимум, требующийся в американской школе, дает намного меньше знаний, по сравнению с тем объемом, который необходим по программе нашего Министерства образования. Другое дело, некоторые украинские ученики в силу своих способностей не могут хорошо освоить материал, который требуется по нашим программам. Им бы помогла возможность выбрать для себя более легкие уровни изучения предметов и заниматься в школе чем-то для себя интересным, например, рукоделием или живописью. Это возможно в американской школе. Однако есть у такой свободы выбора и другая сторона - ученик в состоянии учить больше, но не хочет... В украинской школе он обязан учить, чтобы получить аттестат, а в американской школе он легально может обойтись гораздо меньшим уровнем знаний, чем позволяет его потенциал. Так что стоит ли нам двигаться в сторону американской системы обучения - вопрос спорный.
- Тогда поговорим о талантливых и трудолюбивых. Получают ли они фору в американской школе по сравнению с нашей? Заметны ли таланты, воспитанные их системой?
- Я не встречал талантов там в классическом понимании. И вообще не считаю, что какая-то система может воспитать талант. Но американская система дает больше возможностей для человека реализовать себя в том, что его интересует. Большинство же украинских школ дает основательную подготовку по всем дисциплинам, но, к сожалению, не предоставляет большой возможности развиваться в том ключе, в котором ему хочется.
Вообще-то американские школы очень различаются по своему уровню. Публичные школы финансируются в основном из местных бюджетов, получая определенную долю помощи из бюджета штата и страны. Школы в районах с низким уровнем доходов населения значительно уступают школам богатых районов и в них зачастую не встретишь широкого набора предметов и предлагаемых уровней. Публичные школы в бедных районах являются головной болью для американского общества. Система образования построена так, что из них, как правило, выходят люди, которые вряд ли смогут реализовать заложенный в них потенциал. Поэтому, я считаю, наша украинская система с общими программами и общим финансированием дает более равные возможности выпускникам школ, чем аналогичная система в «стране равных возможностей».
- Но тогда почему у них столько Нобелевских лауреатов, а у нас ни одного? Ведь у нас люди явно не глупее...
- Но у нас были Вернадский, Ландау, Капица...
- Это все ученые, которые получили образование или до революции, или за рубежом…
- Общество, которое ориентирует людей на личный успех, на индивидуализм, и к тому же предоставляет преимущественные возможности для реализации этих качеств, конечно же, более благоприятствует развитию науки. Немалую роль сыграло и то, что США - демократическое общество, а также то, что большинство населения США является протестантами. Многие ученые, в том числе Макс Вебер, считали, что протестантизм - менее ортодоксальная религия - стимулирует достижение личных меркантильных целей. В Российской же империи очень сильно было влияние православной церкви. Возможно, это оказывало негативное влияние на развитие науки. Надеюсь, если Украина преодолеет экономический кризис и государство будет проводить разумно политику в отношении науки, у нас будет не один Нобелевский лауреат.
- Тебе не кажется, что в нашей школе вместе со знаниями в ученика вкладывается некий вирус второсортности, комплекс неполноценности, который не позволяет дальше реализовать те возможности, которые он получил?
- Наша система образования формирует комплекс неполноценности у некоторых менее успевающих учеников, потому что они помещены в равные условия с отличниками, а по своим возможностям не могут достичь таких же результатов. Американская школа решает эту проблему более успешно благодаря разным уровням успеваемости, которые позволяют хорошо учиться на своих уровнях всем, кто этого хочет, и путем не разглашения публично оценок учеников. Я считаю, что наши педагоги тоже должны перейти к более психологически корректной системе обучения и не подчеркивать различий между «хорошими» и «плохими» учениками, поскольку, на мой взгляд, это дает меньше хороших результатов в плане подстегивания «плохих» учеников, и больше отрицательных эффектов в формировании комплекса второсортности.
- Чем собираешься заняться дальше и как видишь свою судьбу?
- Пока собираюсь закончить высшее образование в Америке, потому что так складываются семейные обстоятельства. По-видимому, моей главной специализацией будет политология или международные отношения.
- Куда будешь поступать?
- В США нет вступительных экзаменов, а существует тестирование склонностей еще в школе. Там, как правило, абитуриенты подают на вступление сразу в несколько университетов. Постараюсь поступить в один из хороших университетов.
- Уже удалось измерить «коэффициент интеллекта» - IQ?
- Профессионально я его не измерял - провел любительские измерения по информации в Итернете. Показатель меня удовлетворил, но я далек от мысли, что IQ определяет и детерминирует судьбу человека.
Вообще-то в американских школах сейчас этот тест не определяется. Есть другие тесты, которые фактически определяют то же самое. Этот переход объясняется тем, что с «коэффициентом интеллекта» связано слишком много общественного негатива. Его часто используют для обоснования определенных расистских и шовинистических теорий и на это измерение многие реагируют как бык на красную тряпку.
Однако необходимость в объективном сравнении способностей абитуриентов ощущается в американском обществе весьма остро. Поэтому для поступления в вуз все ученики 11-12 классов обязаны сдать стандартизированный общенациональный тест SAT. Он выявляет склонности к различным наукам, определяет логическое мышление в вербальной и математической сферах, а также степень развития лексикона ученика и ее соответствие требованиям обучения в колледже.
Результаты теста в значительной степени зависят от уровня IQ. Собственно, это своеобразная уловка уйти от дискредитированного в глазах общества теста. Впрочем, уловку быстро разгадали, и новый тест также подвергается нападкам. Колледжи, уходя от неприятностей, все более уделяют внимания аттестату и анализу комплекта предметов, которые ученик выбрал в школе. Отсюда делается вывод, насколько ученик способен для обучения в том или ином заведении. Но поскольку школы очень различаются по качеству обучения, все-таки нужен стандартизированный общенациональный тест SAT, который мог бы выяснить, на что способен конкретный человек.
- Часто можно прочитать, что ученики в американских школах распределены по ранжиру. Как это выясняется?
- В американской школе в старших классах перед выпуском первым ученикам выдают почетные звания. Однако это делается очень корректно. В педагогических целях никто не знает, какое у его товарищей место в такой градации. Однако сами звания не проходят бесследно - многие колледжи стараются заполучить себе отличившихся учеников.
- Интересно, какое место в школьной градации занимаешь ты?
- Пока я только перешел в одиннадцатый класс. Могу только догадываться по получаемым оценкам - они у меня все «А» (это американский аналог нашему «отлично»). Ученикам, которые имеют все оценки «А» и не более одной «В» (аналог нашей оценке - «хорошо»), присуждаются места в почетном списке, который публикуется в местной газете. Их около 12 на 160 закончивших десятый класс. Я среди этих двенадцати.
- А в украинской школе как ты выглядел?
- Свидетельство о базовом среднем образовании у меня с отличием. Кроме того, я получил диплом первой степени среди девятиклассников на Всеукраинской олимпиаде по английскому языку в 1998 году. Английский язык изучил в школе без поездок в англоязычные страны.
- А почему сейчас уехал за кордон?
- Это связано с тем, что мою маму пригласили на работу в штаб-квартиру американской фармацевтической компании «Мэрк, Шарп энд Доум» в Нью-Джерси. До этого она работала в киевском представительстве этой фирмы пять лет. Ее неординарные способности предоставили возможность такого продвижения по службе. Она приняла приглашение. Таким образом мой переезд состоялся не по моей инициативе. Я остаюсь гражданином Украины и не собираюсь ни при каких обстоятельствах менять этот статус.
- Чем планируешь заниматься после того, как получишь высшее образование за рубежом?
- Планирую вернуться в Украину и применить себя в своей стране, поскольку считаю это моральным долгом, хотя конкретно, чем я буду заниматься, еще не знаю. Вероятнее всего, это будет какая-то политическая аналитика...