UA / RU
Поддержать ZN.ua

КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ HOMO LEGENS?

Ни для кого не секрет, что за последние десять лет сфера функционирования художественной литературы резко сузилась...

Автор: Александр Боронь

Ни для кого не секрет, что за последние десять лет сфера функционирования художественной литературы резко сузилась. Кое-кто сгоряча объяснит это явление ускоренным темпом жизни, новыми технологиями и т.д. Однако попытаемся непредвзято разобраться в причинах и последствиях такого положения. Разумеется, коснемся лишь некоторых аспектов проблемы.

Основным звеном литературного образования в нашей стране, как известно, является средняя школа. Из нее ученики должны вынести представление об историческом развитии украинской литературы и мирового писательства. Как свидетельствует опыт учителей, школьники читают только произведения по программе, и то по принуждению. Основной массив литературы остается без внимания. Круг литературных интересов современного школьника ограничивается требованиями вступительных экзаменов. Прочтение и собственная интерпретация произведения, базирующаяся на знании основ теории литературы, вытесняются зазубриванием готовых дефиниций и толкований. Отсутствуют элементарные навыки анализа литературного текста, собственного понимания прочитанного. Дети охотнее штудируют методические журналы с разработками уроков, предназначенные, собственно, для педагогов. Приходилось наблюдать, как на занятиях, проводившихся по распространенным ныне сборникам конспектов, ученики, знающие их наизусть, откровенно скучали, пренебрежительно наблюдая за учителем. Отсутствует мотивация самостоятельного ознакомления с произведением — достаточно озвучить один из современных учебников или пособий. Естественно, подобное наблюдается не во всех школах. Но для подавляющего большинства выпускников средних школ чтение высокохудожественной литературы так и не стало потребностью.

До недавнего времени именно литература играла основную роль в становлении личности, развивая у детей понимание основных принципов, на которых зиждется человеческое общество. А теперь... Приведу лишь цитату из официальной инструкции: «В 10-х, 11-х естественно-математических и технологических классах общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения курс «Зарубежная литература» будет изучаться интегрированно с курсом «Украинская литература». Количество часов на него сокращено». Комментарии, согласитесь, излишни.

Вчерашние ученики сегодня становятся студентами. Отлученная от изящной словесности молодежь, планируя собственное будущее, теперь руководствуется представлениями о «красивой жизни». Схема в большинстве своем несложная: престижная специальность — стремительная карьера — квартира — машина. Налицо «благодатное» влияние телевидения, желтой прессы, массовой культуры в целом. Поэтому наблюдаем постоянный дефицит профессионалов по рабочим специальностям, водителей электротранспорта и т.д. Каждый, оказывается, хочет бегать с ноутбуком и мобильником. Но удается это не каждому, отсюда — разочарование, психологические кризисы. Чему удивляться? Юный карьерист и не слыхал о концепции «сродної праці» Григория Сковороды, не читал Диккенса, Бальзака, Золя и много другого.

Да и откуда ему о подобном знать? В высшей школе история литературы не преподается, она, видимо, лишняя. Имеем двенадцать обязательных во всех вузах предметов, среди которых религиеведение, которое читают бывшие знатоки научного атеизма, политология — система политических убеждений преподавателя, экономика — перекрашенная марксистская политэкономия и т.д. Названные предметы большинство студентов считают необязательными (ведь они не связаны с их будущей профессией), поэтому читают их отнюдь не лучшие, мягко говоря, специалисты. За редким исключением (философия, мировая культура) дисциплины обязательного компонента являются для студентов схоластикой и обычнейшей тратой времени. Для преподавания литературы времени и ресурсов не находится. Представьте себе выпускника университета, имеющего представление о развитии литературы на уровне ученика средней школы. Только филологи профессионально изучают украинскую и мировую литературу; нехватка специалистов по последней, кстати, ощущается постоянно.

Молодой человек превращается в дополнение к компьютеру. «Читать? На это нет времени!»...

Не будем повторять общеизвестные истины об эстетической функции литературы. Вспомним другое. Человек не может существовать исключительно в черно-белом трехмерном мире, постоянно созерцая серую действительность, однообразную будничность. Для нормальной жизни необходимо четвертое, пятое и т.д. измерения, предлагаемые художественной литературой. К сожалению, примитивные компьютерные игры — лишь эрзац реальности, засасывающей неустойчивое сознание, своеобразная разновидность психологической зависимости.

Таким образом, приходится констатировать отчуждение современного человека от литературы. Потеряет, конечно, больше человек, чем литература.

На первом месте в распространении произведений изящной словесности всегда были литературные журналы. Это самый оперативный и доступный способ донесения писателем своей продукции к читателю.

В какой ситуации оказались они теперь? Досадно, но факт: художественные журналы ныне практически не влияют на общественную жизнь. Причины две — экономические трудности у самих журналов, а посему — низкий общий уровень материалов, не способствующий читабельности. Тираж большинства изданий мизерный: «Київ» — 1400, «Кур’єр Кривбасу» — 2000 и т.п. Кое-кто стыдливо скрывает такие данные.

Несколько лет назад литературные журналы выходили тиражами в десятки тысяч. Популярнейшим журналом был единственный в Украине журнал иностранной литературы «Всесвіт», тираж которого иногда достигал ста тысяч. Излишне говорить о крайнем обнищании подписчиков — научных работников, учителей, студенчества. Однако настоящим ударом по тиражам стало прекращение подписки на журналы сетью библиотек.

Положение библиотек в нашем государстве — тема отдельного разговора. В течение нескольких лет библиотекари отчаянно боролись за финансирование. Последствия этой борьбы плачевны. Сегодня на подписку среднестатистической региональной библиотеке выделяется 30% от стоимости минимального количества изданий. Чтобы сохранить читателя (не забывайте, что до сих пор существует еще совдеповский план по читателям!), заказываются издания массового спроса. Есть библиотеки, годами не подписывающие художественные журналы. Результат — читатель привыкает к их отсутствию. Таким нехитрым способом разрушена, казалось бы, экономическая схема поддержки неприбыльных изданий. Основным заказчиком выступала сеть библиотек, ныне она не имеет средств. Чиновники в свою очередь с возмущением отвергают посягательство редакций на дотации или льготное налогообложение и распространение — государство-то ведь бедное. На самом деле достаточно было бы лишь надлежащим образом финансировать систему публичных библиотек.

Некоторые журналы нашли спонсоров, другие видят выход в тотальной экономии и оттягивают неминуемое банкротство выпуском спаренных и утроенных номеров. Общим остается одно — большинство из них не выплачивает нормальных гонораров, отваживая перспективных писателей. Со временем начинают стенать о кризисе современной украинской литературы, показывая пальцем на убогое содержание некоторых «толстых» журналов. Однако такие могильщики украинской литературы стараются не замечать других журналов. К примеру, тот же «Кур’єр Кривбасу» — модерный журнал с читабельными произведениями, образцами качественной массовой литературы. «Нет украиноязычных детективов!» Они есть. «Нет любовного романа!» Опять неправда. Список можно продолжать.

Если издание не занимается саморекламой, это не означает, что оно некачественно. «Всесвіт» предлагает рубрику «Всесвіт» — школі», где печатаются украинские переводы программных произведений по мировой литературе, тираж — 2000. Вдумайтесь в эту цифру... Вспомните, что некоторые учительские журналы имеют тираж более 20 000, а подобных изданий у нас десятки.

На помощь государства уже давно никто не надеется. Мы должны помочь себе сами, предложив нашим детям современную читабельную украинскую книгу (пусть журнальную). Почему мы так равнодушны к нашему же будущему?

«Березіль», «Вітчизна», «Всесвіт», «Дзвін», «Дніпро», «Київ», «Кур’єр Кривбасу», «Сучасність» — у нас их немного, но и существование имеющихся — под угрозой.

Homo legens (человек читающий) исчезает. Чтение осталось потребностью старшего поколения интеллигенции. Общий интеллектуальный уровень нации определяется ознакомленностью с мировой и отечественной литературой. Однако кому-то хочется иметь полуграмотных граждан, умеющих лишь правильно выводить название нужного избирательного блока.

Что ж, мы к этому уверенно направляемся. Уничтожена налоговым прессом украинская книга, исчезнут журналы, в который раз закроют (но уже навсегда) «Літературну Україну». А литература?.. Литература не исчезнет — она станет самодостаточной системой с установкой на элитарность, духовным продуктом для немногих.